Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю о Закхее

133

49. Слово в неделю о Закхее [[Произнесено в храме Ленинградской Духовной Академии 19 февраля 1956 года.]]

Днесь… в дому твоем подобает ми быти
(Лк. 19. 5).

Так обратился Господь Иисус Христос к Закхею, влезшему на смоковницу.

Начальник мытарей, — корыстолюбивый хищник, не знающий ни жалости, на сострадания, всеми презираемый Закхей с риском быть осмеянным, готовый претерпеть любые насмешки, влезает на придорожное дерево, лишь бы видеть Учителя, Который указывал новые законы жизни, проповедовал любовь и милосердие. 3акхей малый по телесному возрасту, но великий разумением духа, старался увидеть Иисуса, желая увидеть Бога, дарующего небесное [[Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 10, стр. 934.]].

Очевидно, в душе Закхея уже начинался поворот от тьмы к свету, от жестокой безжалостности к добру.

Сердцеведец Господь, Который провидел мелькнувшие лучи света в душе Закхея, провидел его наклонность к обращению к вере и покаянию не случайно, а преднамеренно взглянул Он на смоковницу и, увидев Закхея, повелел Ему сойти. Закхее, потщався, слези: днесь бо в дому твоем подобает ми быти (Лк. 19. 5).

 

 

134

Закхей исполнил повеление Господа, слез со смоковницы и принял Его в свой дом. Господь Иисус Христос не угасил пылающей веры Закхея, но предварил его словами: Днесь в дому твоем подобает Ми быти (Лк. 19. 5), — прежде даже чем Он был узнан Закхеем.

Слова Сердцеведца Господа со всей очевидностью свидетельствуют о том, что Закхей бал уже предуготовлен к покаянию в грехах своих, что он сразу же доказал на деле, тут же дав обещание: Се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще кого чем обидел, возвращу четверицею (Лк. 19. 8).

Раздаяние половины своего имения нищим имело своим основанием исключительно благое произволение Закхея, а возвращение обиженным четверицею было основано на законе Моисея, по которому за одну украденную овцу требовалось вернуть четыре (Исх. 22. 1). Это в том случае, если обидчик был пойман. Если же он самопроизвольно сознавался в грехе, он возвращал взятое с добавлением к нему еще пятой его части (Чис. 5. 7).

Закхей не был пойман, он не был представлен на суд. Его судьей была его совесть, которая побудила его вернуть обиженным захваченное у них четверицею. Такой приговор может вынести собственная совесть, только тогда, когда человек обратятся к Богу.

Господь Иисус Христос, видя искреннее покаяние, объявил Закхею: Днесь спасение дому сему бысть, т. е. спасение души Закхея и оставление ему его грехов. Господь назвал его сыном Авраама, потому что Закхей сотворил правду и милость, обнаружив добродетели, которыми отличался

 

 

135

Авраам.

Пребывание Господа в доме грешника вызвало ропот со стороны многих. Они роптали и негодовали, не зная о раскаянии Закхея, роптали, не понимая тайны искупления. Совершилось дело, непостижимое для человеческого разума, неозаренного благодатью. Объясняя непостижимое, Господь сказал: Прииде Сын Человеческий взыскать и спасти погибшего, открывая тем самым необъятную тайну искупления, великой радостью наполняя душу грешника, возрождая великую надежду в его сердце.

С сегодняшнего дня Святая Церковь воспоминанием о грешнике Закхее, которого посетил Сам Господь Иисус Христос, вводит нас в преддверие покаяния, чтобы мы, подобно Закхею, ревностно вступили на этот путь. Решительно, перед Самим Богом эта покаявшаяся душа изъявила готовность стать истинно человеческой.

Велика сила покаяния: ни тяжесть, ни множество грехов, ни долговременное закоснение в грехе, — ничто не побеждает покаяния. Но как же нам готовиться к покаянию? Как пробудить в своем загрубелом и очерствелом сердце покаянное чувство? Как нам погрузиться в скорбь о своих грехах? Ответ на эти вопросы дает грешник — мытарь Закхей. Он только захотел видеть Господа, приложил для этого усилие, и Сердцеведец Господь дает ему возможность не только видеть Себя, но даже посещает его и говорит с ним.

Так, если и мы только возымеем в сердце своем желание обратиться к Богу в смиренном сознании своей виновности пред Ним, тогда сам Господь, видя наше произволение обратиться к Нему и очиститься от своих грехов, придет к нам на помощь, коснется Своей Благодатью нашей души, пробудит в ней глубокое чувство

 

 

136

покаяния, чтобы направить нас на путь спасения.

Однако одного покаяния мало. Нужно творить дела покаяния: воздерживаться и отвращаться от прежде бывших грехов и быть образцом… в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4. 12), как заповедовал апостол Павел своему ученику Тимофею. Покаяние без дел не истинно, но ложно. Когда Иуда узнал, что преданный им Господь Иисус Христос осужден на смерть, он раскаялся, признал свой грех, исповедал его, сказав: Согреших, предав кровь неповинную (Мф. 27. 4). Без сомнения, это было покаяние, но покаяние, чуждое плодов. Вместо упования оно породило отчаяние, которое привело Иуду к вечной погибели.

Остережемся приносить покаяние без плодов, как мы это делали не раз и не два, а многократно, оставаясь в то же время в ложной уверенности, что проводим нашу жизнь в покаянии и исповедании. На этот раз подобно Закхею дадим обет Господу принести плоды покаяния, а Он, увидя наше благое расположение, желание приблизиться к Нему, придет к нам, и мы услышим в сердцах ваших Его вожделенный голос: Днесь в дому твоем подобает Ми быти. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.