Поиск авторов по алфавиту

Автор:Симеон Новый Богослов, преподобный

Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. 17

Соединение Всесвятого Духа с очищенными душами происходит с ясным чувством, то есть сознанием; и в которых (душах) это бывает, те Он соделывает подобными Себе, световидными и светом 1).

Невидимый весьма далеко отстоит от видимого

И от тварей — Тот, Кто произвел их исперва,

Равно от тленного — Нетленный и от тьмы свет.

Смешение этих (природ) произошло тогда, когда Бог сошел (на землю).

Ибо тогда расстоящие (естества) соединил мой Спаситель.

Но слепые не видят этого единения, и мертвые

Говорят, что совершенно не чувствуют его,

А думают, что живут и видят, о крайнее безумие!

Не веруя, они говорят, что никто опытно этого

Не познал или не ощутил, (т. е.) не видел чувственным образом;

Об этом же мы только слышим и научаемся словами.

Но, о Христе мой, научи меня, что сказать им на это,

1) В П. р. этот гимн уцелел под именем 34 слова; но в л. п. его нет.

82

 

 

Дабы от великого неведения и неверия

Исторгнуть их, и дать им видеть Тебя — Свет мира.

Послушайте, отцы, божественных словес и уразумейте,

И вы познаете то единение, которое бывает с сознанием,

И чувством, конечно, и опытом, и зрением.

Бог — невидим, мы же, конечно, видимы.

Итак, если Сам Он соединяется волею с чувственными (существами),

То не сознательно ли должно происходить соединение обоих?

Если же ты утверждаешь, что это бывает без сознания и чувства,

То это, конечно, соединение мертвых, а не Жизни с живыми.

Бог (есть) Творец тварей, твари же — это мы.

Если же Бог — Творец снизошел к твари

И соединился, и тварь сделалась как Творец;

То поистине она в истинном созерцании должна ощутить,

Что тварное неизреченно соединилось с Творцом.

Если же мы не допускаем этого, то погибла вера,

И совершенно исчезла надежда на будущее.

Не будет (тогда) ни воскресения, ни всеобщего суда,

Так как мы твари, как говоришь ты, бесчувственно

Соединяемся с Творцом, ничего не помышляя в сознании.

И Бог (тогда) страдает чрез тебя, как будто Он не есть

Жизнь, и соединяясь с нами, не сообщает нам жизни.

Творец опять нетленен, твари же тленны.

Ибо, согрешив, не только тело одно,

Но и самые души 1) они подвергли тлению.

По этой причине мы и телом и душою

Тленны, как тлением духовной смерти

И греха все вместе одержимые.

Итак, если Нетленный по природе соединился со мною тленным,

1) В П. р. τὰς ψυχάς αὐτῶν (вместо ἀυτάς)—души свои.

83

 

 

То поистине будет одно из двух, о чем я хочу сказать тебе:

Либо меня Он изменит и соделает нетленным,

Либо Нетленный изменится в тление, и таким образом

Я, быть может, не уразумею того, что Он пострадал

И сделался мне подобным. Если же я стал

Весь нетленным из тленного, прилепившись к Нетленному,

То как бы я не почувствовал (этого)? как бы самым опытом

Не познал я, чем стал, став тем, чем не был?

Ибо кто говорит, что Бог, соединяясь с людьми,

Не сообщает им божественного нетления,

Но скорее Сам поглощается их тлением,

Тот учит о гибели Негиблющего

И богохульствует, сам совершенно отпадая от жизни

Если же это невозможно, то прими лучше другое (положение),

И прежде конца потщись приобщиться нетления.

Бог есть свет, мы же находимся во тьме.

Или вернее сказать — мы сами тьма.

Не обольщайтесь, Бог нигде в другом месте не светит,

Кроме тех одних душ, с которыми Он соединится прежде конца.

Для других же если и воссияет, как изрекли проповедники [истины],

То явится для них как огонь, совершенно неприступный,

Имеющий испытать, каково дело каждого,

И снова удалится от них, как от недостойных;

Они же восприимут достойное мучение.

При всем том здесь и там Свет для душ один и тот же;

Мы же, имея непросвещенные души, являемся тьмой.

Итак, если тот Свет, что для душ, соединится с моею душою,

То он либо погаснет и сделается тьмой,

Либо душа моя, просветившись, будет как свет.

84

 

 

Ибо когда свет возжигается, тьма тотчас убегает.

Таково ведь свойство и чувственного света.

Если же этот произведенный свет 1) совершает в тебе то,

Что и очи твои просвещает, и душу увеселяет,

И дает тебе видеть, чего ты прежде не видел;

То чего не соделает, воссияв в душе (твоей), Творец его,

Сказавший: да будет свет, и он тотчас произошел?

Итак, как тебе кажется, если Он умно воссияет в твоем сердце

Или в уме, как молния или как великое солнце 2);

То что Он может сделать душе озаренной 3)?

Не просветит ли ее и не даст ли (ей)

Точно познать того, Кто Он есть?

Ей, воистину так бывает и так совершается,

Так открывается благодать Духа,

И чрез Него и в Нем — и Сын со Отцом.

И (таковой человек) видит Их, насколько возможно (ему) видеть,

И тогда от Них тому, что касается Их, он неизреченно

Научается, и вещает, и всем другим (то) описывает,

Излагая богоприличные догматы, как все

Предшествовавшие Святые Отцы учат;

Ибо таким образом они божественный символ сложили.

Сделавшись таковыми, как мы сказали, они

Вещали и говорили с Богом и о Боге.

Ибо кто богословствовал о Троическом единстве,

Или кто низложил ереси, не сделавшись таковым?

Или кто был назван святым, не приобщившись Святого

Духа? — Никто никогда; так как мысленный Свет ощутительно

1) В П. р. τὸ φῶς τὸ αἰσθητόν – чувственный свет.

2) Вместо μέγας в П. к. читается ἵμέρας, т. е. как солнце днем.

3) В. П. р. не τῇ ἐλλαμφθέιση, но τῇ ἐλλάμψει. т. е. чрез озарение.

85

 

 

Обыкновенно приходит к тем, к которым Он прибудет.

Говорящие же, что они приобщаются Его без чувства,

Сами себя в действительности называют бесчувственными.

А мы (называем) их мертвыми, лишенными жизни,

Хотя они и мнят, что живут. О обольщение! о безумие!

Но, о Свете, воссияй в них, воссияй, чтобы, увидев (Тебя),

Они действительно убедились, что Ты воистину — свет,

И тех, с которыми Ты соединяешься, уподобляешь

Себе и соделываешь как бы светом.

О чадо 1), Я всегда сияю пред лицом верных,

Но они не хотят (Меня) видеть, или лучше закрывают глаза,

Не желая воззреть на Меня,

И отвращают лица в другую сторону.

Вместе с ними и Я поворачиваюсь, становясь пред ними,

Но они снова бросают взор в другую сторону,

И [таким образом] совершенно не видят света лица Моего.

Одни из них покрывают лица покровами,

Другие же убегают прочь, совершенно ненавидя Меня.

Итак, что делать Мне с ними? — Я совершенно недоумеваю.

Ибо спасти их без (их) воли и по принуждению —

Это показалось бы скорбным для не желающих спастись.

Ведь добро воистину будет добром (только) по воле,

Без воли же добро не будет добром.

Поэтому желающих и Я вижу и (ими) видим бываю,

И делаю их сонаследниками царствия Моего.

Не желающих же Я оставляю с их желанием в мире сем.

И они сами прежде суда бывают своими судиями,

1) Здесь, понятно, св. Отец пишет как бы от лица Духа Святого или Христа—мысленного Света, обращающегося к пр. Симеону с ответом.

86

 

 

Так как в то время, когда сиял Я — Свет неприступный,

Они одни сами себе причинили тьму,

Не желая видеть Света и оставшись во тьме.


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.