Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в день Преображения Господня

19.08.76.

 

<...> Нужно ли вам рассказывать, братья и сёстры о Христе, нужно ли напоминать рассказанное в Евангелии о том, как произошло Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор? Каждый из нас, наверное, много раз и слышал, и читал об этом поразительном событии. Может быть, слышали и читали о нём недоумевая, но непременно с сердцем, радостно открывающимся навстречу Свету, которым осияно это событие, Свету, который духовно озаряет с тех пор весь мир и всех нас, несчастных и счастливых, умных и неумных, простецов и мудрецов, святых и мучимых страстями грешников, всех...

 

Вот ведёт Христос учеников — Петра, Иоанна и Иакова к уединённому, возвышенному месту на Фаворской горе, отделяется от них и в некотором, небольшом отдалении становится на молитву. А уставшие ученики готовы заснуть в ожидании Учителя... Но вдруг, нежданно пробудившись, видят Его стоящим невдалеке, на возвышении, в чудесном осиянии Светом неописуемой, нездешней, Божественной Красоты. Христос предстал пред ними в Её сверкающих как молнии лучах, в блистающей, победно-торжествующей, нетленно-вечной Божественной Славе, в Её превозмогающей всё силе.

 

Не только к правде, к добру, а и к Красоте так трепетно стремится сердце человека. Как жаждет оно насладиться Прекрасным и как верно чувствует, что то, чего желаем мы как блага, как добра, и что мыслим как истину, то всем своим существом и ощущаем, и любим как Красоту. Потому что несомненно в Ней, в прекрасном, воплощается и правда, и добро.

 

В какой бы скорби ни изнемогала плачущая душа и каким бы счастьем ни была захвачена и заворожена, она всегда помнит о Красоте. И в сердце, обессиленном горьким горем, и когда в нем радостной, живой волной бьётся горячая, ликующая кровь, оно желает Красоты. О Ней наши грёзы и в серой скудости будничных дней, и в чудные мгновения возвышающих нас восторгов.

 

Её вдыхаем в душистом аромате всех на земле цветов. Её воспевает во вдохновенных песнях вся замля. Она — в ласке, в нежности, в силе тайны согласной гармонии всех звуков музыки, всех красок и линий. Это Она — светоносная сущность нашей души, чудесная сила сердца любить, светлая его глубина. Поэтому в Красоте жизнь и блаженство, а вне Её — смерть и ничто, пустота.

 

Такой показал Её людям Иисус Христос во вспыхнувшем на Фаворе видении. Вот почему увидевшим Её стало сразу так невыразимо хорошо, что уйти оттуда, оторваться от видения им показалось уже немыслимым. «Господи, добро есть нам зде быти!..» Но видение погасло. С горы Преображения ученикам Спасителя пришлось сойти, чтобы жить в мире, как и мы живём, только жаждущем Красоты, но Ею ещё не преображённом. Однако, что же такое в существе своем Красота, явленная Господом Иисусом Христом в Его Преображении? Что было открыто миру, показано нам на Фаворской горе?

 

В благодатном лоне Русской Православной Церкви недавно — меньше ста лет тому назад — родился, жил и учил глубокий мыслитель, религиозный христианский ум которого до сих пор многим и многим из нас помогает по-христиански понимать сокровенную суть окружающих нас вещей и явлений. Думая о Красоте, он говорит: взгляните на дорогой алмаз, на драгоценный, блистающий бриллиант. И спрашивает: разве это не обыкновенный уголь? Но вот, выкопанный из тёмных недр земли, где не бывает света, в своих кристаллах он преломляет упавший на него луч солнечного света. Его тёмное, самое тёмное на земле вещество угля становится носителем другого, противоположного ему светлого начала, преодолевшего простую, тёмную, вещественную, материальную его стихию. И мы любуемся неожиданно преобразившею его красотой. Мы зачарованы её сияющей озарённостью. Откуда она? Не из соединения ли двух совершенно противоположных начал?

 

Здесь противоположность начал, конечно, относительная. Потому что только в условном смысле можно говорить о нематериальности, о невещественности света. И красота является здесь тоже относительной. Но там, где происходит соединение абсолютно противоположных начал, там, где материальное, вещественное начало соединяется с нематериальным, с невещественным, там является и Красота не относительная, абсолютная.

 

Нематериальное начало есть начало и д е а л ь н о е, идея. Красота есть воплощение идеального содержания. Красота подлинная, истинная, совершенная — это преображение материи нематериальной, сверхматериальной силой. И об этом и говорит людям Преображение Господне.

 

Осиявший Иисуса Христа на Фаворской горе свет был нематериальной сущностью и не в относительном, а в безусловном смысле. Он не был только зрительным восприятием учеников Христа, но был реальным явлением Божества. То было откровение Божественной Славы, то был нетленный, нетварный, вечный Её «присносущный свет». И проникнутая им, и соединением с ним преображённая и прославленная плоть человека в Богочеловеке Иисусе Христе, потому и предстала перед людьми в чудном видении здесь осуществившейся, тогда вполне осуществлённой Красоты.

 

Почему же видение Её погасло так скоро? Почему Прекрасное в этом нашем с вами мире не задержалось, а только на какие-то мгновения осветило его своей сверкающей славой?

 

Потому что в Фаворском свете Преображения Господня ученикам Спасителя был явлен образ будущего века. То было явление преображённого мира, Красоты «нового неба и новой земли». Вспомните: в чудесном явлении Иисуса Христа в лучах Божественной Славы на Фаворской горе около Него стояли уже ушедшие в будущий век Моисей и Илья. И говорили они о конце и о том, что будет после конца мира. Нельзя было удержать здесь то, что принадлежит будущему, после конца всего здешнего, всего теперешнего...

 

Красота будущего есть преображение н а с т о я щ е г о, но Преображение его, а не уничтожение, преображение здешнего, начавшееся на горе Фавор. Оно начало осуществляться, когда светозарный луч Божественной Славы преобразил, украсил и прославил тело Богочеловека, плоть нашего здешнего дольнего мира, соединяясь с ней в её осиянии. Вот почему Красота есть в мире.

 

В окружающей нас видимой действительности как можно не чувствовать действительности невидимой? Как можно в реальности вещественной не ощущать присутствия реальности невещественной? Одна с другой соединены. И красота есть в нашем мире именно потому, что она есть соединение начал противоположных, материального и идеального. С тех же пор, когда Абсолютная Красота явлена была на горе Фавор, Она, Божественная Красота, пусть с о к р о в е н н о, но пребывает в этом ещё не преображённом, но уже Ею п р е о б р а ж а е м о м мире.

 

Пусть не осуществлённая вполне, но осуществляющаяся, пусть во всей своей славе и силе открывающаяся лишь в другом мире, а в этом — пребывающая только сокровенно, Она, однако, всегда вокруг нас, с нами и в нас. И если созерцание Её светоносного видения на Фаворе наполнило тогда души учеников Спасителя невыразимой, торжествующей, совершенной радостью, то и здешние откровения Её сердцам, жаждущим насладиться Ею, несут им ту же «радость совершенную».

 

Радость эта есть радость предчувствия и даже отчасти видения ожидающего нас грядущего преображения мира Красотой присносущного света Славы Божией. Празднуя Преображение Господне, мы празднуем праздник откровения миру вечной Красоты, Той, в Которой воплощается и правда, и добро. Он свидетельствует о нашей христианской несомненной вере в то, что Прекрасное мир преобразит. Будет новое небо, будет новая земля, будет другая новая жизнь, воссозданная Красотой, к Которой так стремится сердце человеческое, Которую так и пламенно, и нежно, даже не зная Её, любит оно, и мечты о Которой лелеет так ревниво и бережно.

 

В сегодняшний праздничный день приобщимся же к радости этого предчувствия и этой любви. И тогда нас непременно коснётся безмерное счастье живого чувства и сознания, ещё сокровенного, но реального присутствия возле нас Светоносной Красоты. Господи, пусть возсияет блещущей, сверкающей зарёй Твой Присносущный Свет в каждом и сознательно, и безсознательно ищущем Тебя и любящем Тебя человеческом сердце. Пусть озарится, и осветится, и освятится Им весь мир и вся в нем жизнь!


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.