Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в день Обрезания Господня

14.01.79.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня не один праздник, братья и сёстры, а несколько праздников сразу: сегодня и Обрезание Господне — большой праздник, сегодня Церковь празднует и так называемую неделю, то есть воскресение, после Рождества Христова, сегодня празднуется и неделя перед Просвещением, то есть Крещением, сегодня и праздник святого Василия Великого. Я уж не говорю о не церковном празднике, который, конечно, забыт уж всеми — Новый год по-старому. Вот сколько сегодня праздников! И на каждый праздник есть своё евангельское и апостольское чтение. Поэтому мы сегодня и слышали не одно, а два апостольских и два евангельских чтения. Что же можно с этого проповеднического амвона сказать сегодня, когда так много праздников и даже чтений? Это трудно хотя бы и потому, что трудно вас занимать слишком многими мыслями об этих праздниках, богословскими, духовными рассуждениями о сегодняшних евангельских чтениях. И проповеднику это непросто. Но тем не менее я всё-таки хочу сказать самое главное, о том, что должно непременно остаться в наших сердцах, когда будем выходить сегодня из храма, из церкви, празднующей столько праздников.

 

Прежде всего — Обрезание Господне. Господь пришёл не нарушить, а исполнить закон — весь, до последней черты. Но исполняя каждую чёрточку этого закона, Господь Иисус Христос всегда исполнял не букву закона, а его дух, раскрывал людям дух Закона Божьего. Вот это нам с вами очень важно знать, запомнить и вынести сегодня из этого храма... Потому что мы-то бываем часто верны закону, но не его духу, а букве. Мы слишком часто, когда в среду и в пятницу постимся, то думаем о селёдке и о картошке, а не о том, что такое среда и пятница, не о том посте, который нам заповедан Церковью, и исполняем совсем не то, что Церковь от нас ожидает, предлагает, требует. А нам очень важно не съесть как-нибудь иначе приготовленную селёдку или картошку. Вот к чему сводится этот пост, скажем, в среду и в пятницу. И так — слишком часто, но не всегда. Есть люди, живущие духовною жизнью и старающиеся, исполнять Закон Божий и те правила, которые Церковь устанавливает для христианской жизни, вникать в дух этих правил. Нужно именно в дух вникать, обязательно!

 

В каждом Евангельском чтении на каждый из сегодняшних праздников говорится об ангелах, братья и сёстры. Ангел явился Иосифу Обручнику (и не раз он ему являлся) и сказал: «Бери Приснодеву Марию, блюстителем, хранителем которой ты поставлен, бери Богомладенца и бегите в Египет!» И в Египте он оставался до тех пор, пока опять ему не было явления ангела, который повелел ему идти назад. И в другом чтении евангельском опять-таки об ангеле говорится — в Евангелии недели перед Просвещением. Ангел Господень ведёт в Иерусалим того же Иосифа Обручника с Младенцем и Приснодевой Марией. Ангел — Видение — Видение и видение ангелов... Ангел является, и Иосиф Обручник его видит! А таким был не один Иосиф Обручник. Таких людей и в то время, и после было много. Теперь их что-то мало стало, очень мало...

 

В Евангелии есть место, в котором говорится: «Отныне будут отверсты небеса и ангелы Божии будут снисходить к Сыну Человеческому и восходить, и вы будете это видеть.» Отверсто небо, и ангелы сходят и восходят, но мы-то их не видим! У нас нет глаз, чтобы их видеть.

 

За много-много лет, за века до Рождества Христова жил на белом свете один совершенно замечательный языческий философ — Платон. У него был тоже замечательный ученик — Аристотель. И до сих пор философская мысль, и не только философская — научная мысль развивается по тем путям, которые определили и Платон, и потом его ученик Аристотель, который считается отцом логики. А Платон когда-то учил об идеях. И вот я хотел вам сказать следующее, в связи с сегодняшним словом об ангелах. Тогда же ещё жил и такой мудрец — Диоген, о котором вы слышали: всё с фонарём ходил, правду искал... И однажды он встретился с Платоном и говорит ему: «Слушай! Я вижу лошадь, вижу льва. Но я не вижу лошадности, львиности, о которых ты учишь. Я вижу верблюда, но не вижу верблюдности... Что это такое? Я своими глазами этого не вижу!» И Платон ему ответил: «Конечно, ты не видишь. Телесными глазами видеть лошадность у лошади нельзя. Так же и львиность у льва. А есть другие органы, которыми человек может увидеть это.»

 

И вот того, чем можно увидеть ангелов Божиих, этого так мало у нас с вами! Есть человек, и за каждым человеком есть ангел Божий! Более того, этот ангел Божий, сходящий с неба и восходящий на него, этот ангел Божий всегда несёт с собою откровение о воле Божией для каждого из нас. И Иосифу Обручнику принёс ангел Божий откровение: «Будешь хранителем Приснодевы Марии! Бери Её, Младенца и беги в Египет сейчас! А когда надо будет по воле Божией вернуться, опять тебе будет сказано!» Иосиф увидел, поверил и ушёл в Египет. Потом вернулся и вы знаете, что было дальше...

 

Как и Иосиф Обручник имел от промысла Божьего волю самого Бога быть тем, чем он был, так каждый из нас в своей жизни тоже имеет назначение. Промыслом Божиим назначено мне быть тем, чем я должен быть в этой жизни. И ангел мой за этим и смотрит, он мне и открывает эту истину: «Вот — воля Божия, чем и как тебе быть, как жить, как поступать!» Но для того, чтобы его видеть, нужно иметь не эти телесные глаза, а другие, духовные очи. А мы их не имеем, не ими смотрим, мы не стараемся их в себе раскрыть. И это-то и ужасно! Каждый христианин должен очень хорошо понимать, сознавать, что он должен иметь не телесные, а духовные глаза, которыми он бы мог видеть ангелов восходящих и сходящих и несущих нам волю Божию. Воля Божия открывается нам разными способами, но во-первых, именно таким образом — откровением. Вот что я хотел сказать о самом главном в назначенных на сегодня Евангельских чтениях.

 

Такие духовные люди видят за чувственным, за вещественным миром другой мир и этот другой мир, это — одно и то же с нашим миром. У Платона, язычника, была та ошибка, что он разделял идеи с их последующим осуществлением в этом мире. Идеи вполне в этом мире не осуществляются. А мы, христиане, знаем, что тот ангел, который есть у каждого из нас, он несёт волю Божию и силу Божию для того, чтобы нам быть тем, чем нужно. А именно: я могу и должен быть таким же, как и мой ангел. Мой ангел и я — это одно. Этого сознания нам недостаёт, но оно должно быть. И когда оно будет у нас, когда у нас откроются очи на духовный мир, на духовную сущность вещей, тогда Закон Божий мы будем исполнять должным образом — духовно, не самую букву, а именно дух каждого постановления, каждого церковного правила, всего того, о чём Церковь нас учит. И как жить нужно человеку — мы будем понимать должным образом, то есть духовно, и видеть духовный смысл и духовную силу этого закона, нас спасающего.

 

Наш сегодняшний праздник зовёт нас к исполнению законов Церкви — законов духовных, Божиих законов и видению духовного смысла этого закона и видению тех ангелов, тех сил небесных, которые нам помогают ходить перед Господом Богом, перед лицом Божиим так, как должен ходить перед Ним христианин. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.