Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в неделю перед Воздвижением Креста Господня

00.09.79.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Так Бог возлюбил мир свой, что отдал Сына Своего Единородного для того, чтобы мир спасён был через Него.» Вы слышали это в сегодняшнем Евангелии, братья и сёстры, в воскресенье перед праздником Воздвижения Креста.

 

Бог есть Любовь. Любовь не атрибут, не свойство Божие. Любовь есть Бог, Бог есть Любовь. Тайна сущности Божией — это тайна Любви. И тайна Святой Троицы, в которую мы с вами верим, это и есть тайна любви Божественной, когда силою этой Любви, актом её Три становятся Одним. Они есть Одно. И в одно и то же время Отец, Сын и Дух Святый в Троице Единица и Единица в Троице. Это силою тайны Любви Божественной отождествляется Одно с Тремя, Три с Одним. Мы говорим: Бог — Отец, первая ипостась Пресвятой Троицы, это — безмолвное начало всякого бытия. И оно рождает вторую ипостась — Бога Сына, Слово Божие, которое воля Бога Отца, начального бытия, открывает силою Духа Святого — третьей ипостаси, которую называют иногда Божественной ипостасью животворящей встречи Молчания со Словом — Отца с Сыном. И вот этою волей Божией, волей Бога Отца, Сын Божий отдаётся миру для того, чтобы через Него был спасён мир. Воплощается Сын Божий, принимает на Себя естество человеческое. И соединяется естество Божественное с человеческим, которое принимает Божественное естество в лице Господа Иисуса Христа для спасения самого этого естества, для спасения людей, каждого из нас с вами. Спасения от чего? От зла, от страшного зла! И каким образом оно совершается? В Боговоплощении. И не только в нём: оно совершается на кресте Господа Иисуса Христа, воплотившегося Бога.

 

Это всё полно тайны... И всё-таки Церковь подводит к этой тайне и даёт уразуметь нечто, что мы с вами все должны знать спасения нашего ради. От какого зла спасает людей Бог тайной Боговоплощения, а затем того уничижения Божества, которое претерпел Бог, вочеловечившись и пройдя через все муки человеческой жизни и даже через смерть и, притом, самую страшную? От какого зла мир страдает? «Мир во зле лежит» ... Мир страдает от этого зла с самого начала своего существования — от Адама. Страшно страдает: потоки зла, потоки всяких несчастий заливают землю, заливают человечество... И так часто мы с вами слышим: «Это потому, что мы — такие плохие, человечество — такое, человек по природе своей такой — плохой. Слишком много в нас даже звериных инстинктов, самых низких чувств и страстей. В человеке есть подсознательное «подполье» , наполненное самыми низменными инстинктами и страстями, разными «комплексами», от которых освободиться даже и невозможно... Так, сдержать кое-что, кое-как привести себя в относительный порядок можно, но всё-таки, по существу своему — вот что такое человек...» Но мы, христиане, знаем, что это совсем не так, мы знаем, что природа человеческая, изначальное человеческое естество исполнено добра, оно Богоподобно, оно сообразно Самому Богу. Но только эту сообразность сам первый же человек исказил, совсем искалечил, испортил своё естество, свою природу... И вот поэтому-то, хотя изначальное естество человека и прекрасно, а эмпирически, опытно — вот то, что существует сейчас — так плохо... И действительно, так плохо! И Сам Христос говорит об этом: «Из сердца человеческого исходит всё плохое: прелюбодеяния, любодеяния, кражи, всякая злоба — всё отсюда, из сердца человеческого исходит!» Об этом говорит Христос, и мы с вами, христиане, это так хорошо знаем на опыте своём — таком трудном, доставляющем столько страданий! Как человеку в жизни действительно бывает плохо именно потому, что естество его было испорчено первородным грехом! Вот от этого-то зла, от этой страшной порчи естества, природы человеческой и пришёл Бог нас спасти, воплотившись, приняв на Себя это естество. Он, воплотившись, рассёк это естество и ввёл в него, в эту природу новые силы, новые возможности, новые потенции, которые были осуществлены и реализованы в лице Господа Иисуса Христа, который не знал греха. Приняв это естество, Он оказался всё-таки совершенно свободным от силы страстей, от силы зла, от каких бы то ни было грехов, совсем свободным... Более того, все последствия греха для природы человеческой Он победил, преодолел Божественною Своею силою, даже смерть: воскрес и, низшел во ад на какое-то время для того, чтобы и туда внести свет новой жизни...

 

Но братья и сёстры, зачем же, спрашивается, для того, чтобы спасти человека от этого зла, понадобилось вложить в естество человека силы, которые может каждый из нас в себе раскрыть и сделаться совсем другим человеком, подобным Самому Христу? Почему же для этого нужно было Богу не только воплотиться, принять на себя естество человеческое, но ещё и прожить такую страшную жизнь, какую прожил Господь Иисус Христос — жизнь совершенно беззащитную, отданную нашим страстям, непорядку какому-то... Ему голову негде было приклонить! Он пережил все муки, все страдания, которые человек может пережить, вплоть до смерти ни за что. И какой смерти — на кресте! Сколько унижений Он принял! А ведь это же был Богочеловек, а не только человек... Зачем понадобилось это уничижение, эти страдания, эти муки и самая смерть Богочеловека? Для того, чтобы мир спасти от этого зла, для того, чтобы каждого из нас с вами спасти, избавить, освободить от зла. Для того, чтобы, повторяю, вложить в наше естество потенции, возможности, которые, если мы их раскроем в себе, действительно освобождают от зла. Почему это так? Потому что Бог есть Любовь.

 

Мы с вами из своего простого человеческого опыта знаем, что именно сострадательная любовь — и только любовь! — исправляет нравственно падших людей. Только любовь способна нравственно восстановить человека, только любовь избавляет жизнь людей от всякого зла. Только любовь даёт счастье, настоящую радость в этой жизни. И вот, Божественная сострадательная любовь повела Господа Иисуса Христа по этому Его пути особого служения людям. Он принял на себя все муки, все страдания. Он их принял как последствия за грехи всего человеческого рода, всех людей, в наказание. Все эти муки даются потому, что человек отпал от Бога, от источника жизни, благости, радости, и мы живём так, как живём.

 

Что это значит: взять на Себя? Он пережил каждую муку, каждую скорбь, каждую беду, которая нам посылается в наказание за наши грехи, Он пережил её как Свою. Конечно, это не есть переживание эмпирического многообразия всех наших с вами грехов. Это есть совершенно особый образ переживаний этих грехов, особенной интенсивности переживания в интеграле всех грехов, всей греховности человеческой природы, всего человеческого рода. Это мог сделать только Богочеловек, и никто другой. И потому именно воплощённый Бог прошёл через этот путь. Принёс Богу эти переживания Сын Божий, ставший Сыном Человеческим и сказал: «Вот, искупаю всей Своей жизнью и крестом, на котором Я распят, их всех. И в эту природу человеческую вкладываю все силы, которые могут спасти человека». И Правосудие Божие уже бессильно нас обязательно всех покарать за нашу вину. Нет! Покарает оно только того, кто не хочет эти возможности в себе раскрыть, кто не хочет, чтобы то, что является объективным достоянием человеческого естества, его природы, стало его субъективным достоянием, кто не раскроет в себе этих возможностей, которые вложены в наше естество Боговоплощением и тайной Искупления.

 

Мы искуплены, мы спасены. Но это спасение мы получаем только как возможность, которая раскроется в нас и будет осуществлена, если мы этого захотим, если мы захотим раскрыть и сделать действенным то, что вложено в нас и дано Боговоплощением и всей жизнью Христа, искупительной Его жертвой. А как каждому из нас сделать своим то, что Он дал нам, нашему естеству, человеческой природе? Как сделать так, чтобы лучше жить, чтобы меньше грешить, чтобы даже совсем не грешить, чтобы даже смерть нам не была страшной? Что мы должны сделать? — Идти тем самым путём, которым шёл Господь Иисус Христос. А это путь Любви и, прежде всего, любви сострадательной, крестной! Любовь, братья и сёстры о Христе, только и бывает крестной, жертвенной! Любовь всегда в жертве, в кресте. А мы с вами так страшимся креста... Но как только мы поднимаем на себя этот крест настоящей любви, он становится радостотворным! Разве мы с вами каждую субботу не поём за всенощной о той радости, которая пришла всему миру с креста? Именно с креста подаётся нам спасение, радость... С креста, который имеет не только силу, который есть не только один знак любви, а гораздо больше...

 

Вот каким путём нужно идти. Этот путь перед нами открыт Господом Иисусом Христом. Об этом и напоминает нам сегодня Церковь в последнее воскресенье перед Крестовоздвижением для того, чтобы лучше нам подготовиться к празднованию Воздвижения Креста Господня, нас спасающего, нам дающего столько радости и счастья настоящего здесь и в вечности. Аминь.

 

 


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.