Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в 21-ю неделю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле

12.11.78.

 

 <...> Когда мы слушали сегодняшнее евангельское чтение — притчу о сеятеле — то, наверное, каждый спрашивал самого себя: «А где я нахожусь? Что такое я? Что такое моя душа? Что такое мое сердце? Та ли тропинка около большой дороги, на которую падает семя слова Божия и не даёт никакого ростка, потому что это утоптанная земля, или, может быть, это камень, падая на который оно уж совсем никакого ростка дать не может, потому что это камень? Или, может быть, моё сердце так всё обросло какими-то терниями, через которые семя пробиться тоже не может? Где я и кто я? Какая почва — моя душа для семени Божия, для Божия слова?

 

Вы помните, сказано, что когда притчу эту произнес Господь Иисус Христос, то ученики Его попросили её объяснить. А кажется, что она такая понятная. О чём спрашивать? В каком объяснении нуждается эта притча? Однако если у учеников Христовых возникли вопросы, то тем более и у нас с вами они могут возникнуть, хотя бы, скажем, относительно какой-то части этой притчи. Например, такой вопрос: «А что такое — добрая почва? Какой эта почва должна быть, каким должно быть моё сердце для того, чтобы упавшее на него семя слова Божия дало не только росток, а и плод?»..

 

К кому мы должны обратиться с этим вопросом? А к кому обратились ученики Христовы? К Самому Спасителю! И мы можем обратиться с таким вопросом к Самому Господу Иисусу Христу. А это значит — к Церкви, потому что Церковь и есть Христос. И Церковь нам на этот вопрос даст ответ. Мы ведь все с вами читаем (может быть, не все каждый день, не все очень часто, а всё-таки читаем), и Евангелие, и послания апостольские. Знаем, что там есть, например, такие слова: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать!» Вот он ответ на наш вопрос, который даёт Церковь, т.е. Сам Иисус Христос — смирение! Вот она, та почва, на которую падает семя слова Божия и даёт корень, который возрастает на этой почве, развивается, и даёт множество плодов самых лучших, какие только и может дать Слово Божие.

 

Смирение... Именно то самое смирение, братья и сёстры, которое нам, христианам, мир нехристианский и мир неверующий вменяют в какой-то позор. Он насмехается и издевается над смирением! «Ну да, конечно, подставляй одну щеку, а потом тебя хлопнут по другой щеке, вот ты и смиренный человек. Разве так жить можно? Так жить нельзя!..» Мы с вами не будем вступать в дискуссию, не будем вступать в диалог с Академией Наук. Мы относимся с большим уважением, с большим почтением ко всем тем знаниям, которые приобретает человек на пути научной, настоящей творческой работы... Вот и знаем что такое космос, летаем в него, знаем и как туда попасть, и как оттуда вернуться... Это всё достойно всяческого уважения. Но в законах духовной жизни они не понимают ничего, никакие Академии Наук не понимают! И никак не могут понять, что смирение — это именно та самая прекрасная сила, которая делает человека человеком, которая раскрывает в человеке всё самое лучшее, и оказывается самой лучшей почвой для восприятия Слова Божия, учащего, как надо жить здесь и в вечности! Нет, этого они не понимают...

 

Но мы-то с вами знаем, что это так. Знаем, потому что Церковь учит нас этому. Почему смирение привлекает благодать Божию и силу Божию, преображающую нас всех? Потому что смирение раскрывает в нас самое лучшее, что в нас есть — любовь. Бог есть любовь! И человек в своей сообразности Богу, т.е. в том, что он имеет и носит в себе самое лучшее, самое священное, он есть тоже любовь, конечно. И именно смирение раскрывает в нас эту силу любви.

 

В прошлое воскресенье мне уже довелось говорить вам о том, что любовь это не есть просто какое-то эмоциональное состояние, переживание. Не в нравственных только категориях надо подходить к любви. Любовь — это сила и притом метафизическая сила, духовная сила, преображающая всю нашу жизнь сначала и до конца, всё в нас и вокруг нас. Живём в мире полного безлюбия! Но, кажется, начинают люди понимать и чувствовать, что без любви человеческая жизнь перестаёт быть человеческой жизнью! А мы-то с вами это хорошо знаем: какую радость, сколько света, сколько тепла, сколько смысла в жизнь вкладывает любовь. А умеет человек любить и любит тогда, когда умеет смиряться. Эта любовь в нас, сообразность наша Богу, который есть Любовь, раскрывается благодатью, силой Божией. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». «На кого воззрю, аще не на кротких и смиренных сердцем?»

 

Во время Литургии, во время Евхаристии Господь Иисус Христос Сам — тут, среди нас. Его сила, сила Божественной благодати, нигде так не сосредотачивается, как в храме, в котором совершается Божественная Литургия, во время Евхаристии. И этою силою да будет укреплён каждый из нас в понимании, в сознании, что такое смирение, ЧТО оно дает человеку, как оно для нас действительно спасительно. Этою силою пусть раскроется в каждом из нас стремление и решимость жить по-настоящему смирившись, для того, чтобы раскрылось в нас всё самое лучшее, чтобы семя слова Божия, которое падает на разные почвы, упало бы вот на такую, нашу собственную почву.

 

Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.