Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в 20-ю неделю по Пятидесятнице. Воскрешение сына Наинской вдовы

16.10.77.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Господь Иисус Христос вышел из города Капернаума и отправился в небольшой, неподалёку расположенный городок Наин. Только что в Капернауме Он совершил чудо исцеления слуги сотника. Это чудо Божие наблюдало много людей. И многие, многие люди, видевшие действие этой Божественной, чудотворящей силы, последовали за Иисусом Христом под впечатлением того, что они только что видели.

 

Они подходят к вратам города Наина и навстречу им, братья и сёстры — вы слышали об этом в сегодняшнем евангельском чтении — идёт погребальное шествие. Несут юношу, единственного сына плачущей, изнемогающей в горе от своей потери матери, вдовы. Христос останавливается перед этим шествием, останавливает и его, и говорит матери: «Не плачь!» Потом Он обращается к гробу: «Юноша, встань!» И он... садится, он воскрес! Христос возвратил ему жизнь. И всё множество людей со всеми учениками опять увидело Божественную силу, которая действует так и прямо здесь! Здесь — Бог! И вы слышали в Евангелии, как реагировал поражённый народ, восклицавший «едиными усты»: «Великий пророк явился на землю! Бог посетил народ свой!»

 

Бог... Какой Бог? Разве они не знали, что Бог невидим, что Бог непостижим, разве они не знали, как и мы с вами знаем, что Бог-Творец и творение разделены непроходимою бездною; что между нами, творением, и Богом, который там, за всякою гранью творения — непреодолимое пространство: мы — ничто, Бог — всё! Бог всесилен, всемогущ! И вот, Он оказывается среди них, среди людей? Это ведь — парадокс!

 

Всё Евангелие, братья и сёстры о Христе — сплошной парадокс, сплошное противоречие!.. И вся сила Евангелия в этой его парадоксальности, в этих противоречиях! Вся сила Евангелия — не в учении. Учение прекрасно, но сила Евангелия совсем в ином — в этом непосредственном присутствии самого Бога среди людей, о котором свидетельствует каждое евангельское слово. Бога каждый из нас должен чувствовать, понимать и принимать так, как это видели, ощущали и принимали те самые люди, которые окружали Господа Иисуса Христа и при чуде в Капернауме, и у врат города Наина, когда был воскрешён перед ними этот юноша.

 

Бог — среди них непосредственно! Бог, ставший человеком, Богочеловек — это же противоречие! Но именно в этом противоречии вся сила евангельского благовестия, евангельского максимализма, если хотите. Это — единственное учение... Никакое другое религиозное учение об этом так не учило никогда. Бог всегда оставался где-то... Были пророки, святые, учителя, а Бог... где-то. А вот тут: Бог — вот Он Сам, принявший на себя плоть человеческую и являющий среди нас, людей, свою Божественную силу вот так: воскрешая тела мертвецов!

 

Но так же и души, братья и сёстры. Ведь у всех этих людей, которые были около Него, были воскрешены тоже и души! Они уже жили совсем другой жизнью, не той, которой они жили до пришествия Христа, до того, как соприкоснулись с этой Божественной силой! Как они жили до тех пор? Мы знаем об этом очень хорошо: сколько было в той жизни лжи, лицемерия, фальши, самоуверенности, самодовольства! Все эти фарисеи, книжники, законники, о которых нам говорит и Евангелие, да и вся Библия, они свидетельствуют о том, что правда умерла. И вот, пришёл Бог в лице Иисуса Христа и правду воскресил! А воскресив её, Он воскресил души людей, которые всё-таки продолжали томиться по этой правде, продолжали хотеть её, жаждать. Он их воскресил силою своей, раскрыв перед людьми, что такое любовь, которую они утратили. Не только показал своим учением, а всем, что делал своей чудотворной силой, Он показал, что такое любовь к человку, любовь даже к умершему и к его матери, ради которой Он и воскрешает этого юношу.

 

Всю тогдашнюю жизнь перевернул Господь Иисус Христос, принёся с собою силу воскресения тел и душ. В сени смертной жило человечество. И столько этой сени смертной осталось до сих пор, и будет до конца мира... Так сильна смерть, так властвует она над нами! Не только над нашими телами, а и над нашими сердцами и душами! Посмотрите каждый в себя. Мы с вами — христиане, крещёные, слава Богу — благодать крещенская в нас есть. Но как часто сердца наши умирают, души наши мёртвыми становятся! Однако же воскресаем силою крещенской благодати, восстаём тою Божественною силой, которая принесена на землю Иисусом Христом, а в Его лице — Богом, Сыном Божиим, Вторым лицом воплотившейся Пресвятой Троицы. Как это странно, как это всё парадоксально — воплощение...

 

Повторяю: всё в Евангелии парадоксально, всё так противоречиво... И, однако, в этих противоречиях, в этих парадоксах — вся его сила, нас спасающая. Только бы нам поверить в неё, в это постоянное присутствие Божие здесь, Божьего Сына, только бы нам знать, что каждое слово Христа несёт с собой воскрешение от смерти и тел, и душ наших! Тел — там, уже в загробной жизни, а душ и сердец наших — ещё здесь. «Аз есмь воскресение и жизнь!» — говорит Христрос. Да, только в Нём — жизнь вечная! И тот, кто слушает Его и видит в Нём самого воплотившегося Бога, Господа Иисуса Христа, кто с Ним — тот живёт в мире, живёт в правде Им восстановленной, воскрешённой.

 

Раньше, когда вы подходили к христианскому кладбищу, обыкновенно видели на вратах эти слова: «Аз есмь воскресение и жизнь». У ворот каждого кладбища такая была надпись раньше... У ворот каждого сердца человеческого должна быть эта надпись! Эти слова должны всегда гореть в нашей памяти, в нашей душе. Тогда всё у нас будет хорошо, тогда мы будем жить настоящею жизнью и в будущем веке, и в этом, настоящею жизнью, полной и настоящего мира, и радости, и настоящего счастья, как мы говорим. Этого слова — счастье — в Евангелии нет, есть слово радость. Так вот, в настоящей радости, той, которой не было в жизни тогда, когда пришёл Иисус Христос. Но Он её принёс, и с тех пор она есть, и ею может радоваться каждый человек. С тех пор и каждый из нас с вами может радоваться настоящей радостью — радостью о Христе.

 

«Истинно, истинно говорю вам, — сказал Господь Иисус Христос, — кто слушает слово Моё и верит в Пославшего Меня, в том — жизнь вечная! Тот уже перешёл от смерти к жизни.» Тот не будет судим, он жизнь вечную уже приобрёл!

 

Аминь.

 

Из проповеди 1977 года на ту же тему:

 

Христос останавливается перед этим шествием, останавливает и его, и говорит матери: «Не плачь!» Потом Он обращается к гробу: «Юноша, встань!» И он... садится, он воскрес! Христос возвратил ему жизнь. И всё множество людей со всеми учениками опять увидело Божественную силу, которая действует так и прямо здесь! Здесь — Бог! И вы слышали в Евангелии, как реагировал поражённый народ, восклицавший «едиными усты»: «Великий пророк явился на землю! Бог посетил народ свой!»

 

Бог... Какой Бог? Разве они не знали, что Бог невидим, что Бог непостижим, разве они не знали, как и мы с вами знаем, что Бог-Творец и творение разделены непроходимою бездною; что между нами, творением, и Богом, который там, за всякою гранью творения — непреодолимое пространство: мы — ничто, Бог — всё! Бог всесилен, всемогущ! И вот, Он оказывается среди них, среди людей? Это ведь — парадокс!

 

Всё Евангелие, братья и сёстры о Христе — сплошной парадокс, сплошное противоречие!.. И вся сила Евангелия в этой его парадоксальности, в этих противоречиях! Вся сила Евангелия — не в учении. Учение прекрасно, но сила Евангелия совсем в ином — в этом непосредственном присутствии самого Бога среди людей, о котором свидетельствует каждое Евангельское слово. Бога каждый из нас должен чувствовать, понимать и принимать так, как это видели, ощущали и принимали те самые люди, которые окружали Господа Иисуса Христа и при чуде в Капернауме, и у врат города Наина, когда был воскрешён перед ними этот юноша.

 

Бог — среди них непосредственно! Бог, ставший человеком, Богочеловек — это же противоречие! Но именно в этом противоречии вся сила евангельского благовестия, евангельского максимализма, если хотите. Это — единственное учение... Никакое другое религиозное учение об этом так не учило никогда. Бог всегда оставался где-то... Были пророки, святые, учителя, а Бог... где-то. А вот тут: Бог — вот Он Сам, принявший на себя плоть человеческую и являющий среди нас, людей, свою Божественную силу вот так: воскрешая тела мертвецов!

 

Но так же и души, братья и сёстры. Ведь у всех этих людей, которые были около Него, были воскрешены тоже и души! Они уже жили совсем другой жизнью, не той, которой они жили до пришествия Христа, до того как соприкоснулись с этой Божественной силой! Как они жили до тех пор? Мы знаем об этом очень хорошо: сколько было в той жизни лжи, лицемерия, фальши, самоуверенности, самодовольства! Все эти фарисеи, книжники, законники, о которых нам говорит и Евангелие, да и вся Библия, они свидетельствуют о том, что правда умерла. И вот, пришёл Бог в лице Иисуса Христа и правду воскресил! А воскресив её, Он воскресил души людей, которые всё-таки продолжали томиться по этой правде, продолжали хотеть её, жаждать. Он их воскресил силою своей, раскрыв перед людьми, что такое любовь, которую они утратили. Не только показал своим учением, а всем, что делал своей чудотворной силой, Он показал, что такое любовь к человку, любовь даже к умершему и к его матери, ради которой Он и воскрешает этого юношу.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.