Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в 14-ю неделю по Пятидесятнице. Брачный пир. (Мф. 22, 2-14)

00.09.54.

 

<...> Сегодня, братие, вы слышали за литургией евангельскую притчу о званых на брак и о человеке, явившемся на брачный пир не в брачной одежде. Господь Иисус Христос уподобляет брак, о котором говорится в притче, Небесному Царству. Но что же это значит? Как следует понимать это уподобление, что такое брачное пиршество притчи, подобное Царству Небесному? И какие выводы из притчи должны мы сделать для своей духовной жизни, для всего ее устроения ради нашего спасения во Христе?

 

В притчах Спасителя под Царством Небесным разумеется царство благодати. И брачный пир притчи тоже есть царство благодати со всеми ее неисчислимыми дарами, со всей той радостью, которая дается человеку ее силой. Однако, царство благодати — это ведь церковь Христова. Вот почему брак и пиршество брачное этой притчи означает Христову Церковь.

 

Под образом брачного союза Священное Писание представляет союз Христа с Церковью. Но он осуществился благодаря воплощению Сына Божия, то есть благодаря соединению в лице Господа Иисуса Христа Божеского естества с человеческим. Поэтому брачное пиршество евангельской притчи нужно понимать и как Христову Церковь, и как величайшее таинство ипостасного соединения Божественной природы Сына Божия с природой человеческой, даровавшее столько неисчислимых благодатных людям даров.

 

»Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин.1,24). Это вселение и образовало царство благодати, этот союз небесного с земным, подобный брачному союзу, и принес на землю радость истинную, высшую, совершеннейшую: общения с Богом. И брачное пиршество притчи означает радость этого общения, участие в нем — участие в истинной и совершенной радости. Отзовись, человек, на зов стать участником этой брачной трапезы, и ты будешь иметь высшую и совершеннейшую радость, получишь все дары благодатного царства! Отозваться же нужно прежде всего верой.

 

Верующий соделывается чадом Божиим (Ин.1,14). Верующий удостаивается особой любви Божией, любовию же Своей Бог пребывает в нас (1 Ин.4,13). Дух Святый при этом становится «данным нам» (Рим.5,5). От этого в сердце вступает глубокий мир, с ним же тихая, светлая радость. Приходит истинное счастье, истинное блаженство, начинающееся в соединении с Богом здесь, на земле, но переходящее и в другую жизнь, вводящее нас в вечность. Вот что получает человек на брачном пиршестве, к которому приглашается евангельской притчей.

 

Но если Бог зовет всех людей быть участниками брачной трапезы Его Сына, если «всем хочет спастися и в разум истины приити«, то, увы, не все люди хотят этого спасения, и не все люди на зов Божий отзываются верой. Кроме того, даже и среди отозвавшихся верой далеко не все становятся участниками благодатного царства и получают все то, что можно бы получить на благодатном брачном пиршестве. На брак нужно придти в брачной одежде. На зов Божий, зовущий в царство благодати, нужно отозваться верой и делами веры, т.е. жизнью, согласной с верой в Бога.

 

Под брачной одеждой в духовном смысле разумеется чистая жизнь по вере в исполнении заповедей Божиих. «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди» (Мф.19,17). Мы крещены, в таинстве крещения получили ризу правды, облеклись во Христа. Но сохранили ли эту ризу чистой? Все ли обращались с полученным благодатным даром с благоговением и имеем ли на себе брачную одежду, сохраненную хотя бы покаянием, хотя бы стремлением не грешить, стремлением жить по заповедям Божиим? «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф.22,11). Это, конечно, один из отозвавшихся на зов Божий верой, но живший не по вере, не явивший никаких дел веры. Может быть, по слову Григория Богослова, проживший даже и нечестивую жизнь.

 

К нему, а вместе с тем и ко всем верующим, но не живущим по вере, Бог и обращается со страшными словами: «Друже, како вшел еси семо, не имый одеяния брачна?» И дальше: «И тогда рече царь слугам: связавши ему руце и нозе, возьмите его и вверзите во тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22,12-13).

 

Это — страшное предупреждение и напоминание. Оно обращено к внутреннему, к духовному человеку, ищущему правды жизни и общения с Богом, верящему в Бога, но отвергающемуся жизни в исполнении заповедей Божиих, не принимающему трудностей борьбы со своими страстями, со своей дурной, злой, похотливой волей. Это предупреждение и напоминание обращено ко всем нам, так часто забывающим слова Спасителя: «Аще бо кто любит Мя, слово Мое соблюдет» (Ин.14,23). Вера — это любовь. Но любовь только тогда любовь, только тогда истинна, когда деятельна, когда действенна, когда творит. Любовь всегда есть творчество, всегда обнаруживает себя в творческом акте. Человеческая душа поднимается вверх, идет к Богу верой, раскрывающейся в живой, творческой, духовной активности, в делах веры, которые состоят в исполнении заповедей Божиих.

 

Пусть же сердце каждого из нас всегда горит верой и любовью к Богу, непременно проявляемых в делах веры. Пусть каждый верующий употребит все усилия на то, чтобы на брачном пиршестве Господа Иисуса Христа быть в брачной одежде, в одежде чистоты души и тела. Дабы в царстве благодати получать благодатные дары, даруемые вошедшим в него не в нечистом, а в чистом одеянии. Мы имеем его, мы вышли из купели крещения все в светлых ризах. Блажен же бдяй и блюдый ризы своя (Откр.16,15). Потому что он будет в Боге и Бог пребудет в нем. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.49 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.