Поиск авторов по алфавиту

Автор:Шпиллер Всеволод, протоиерей

Шпиллер В., прот. Слово в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

21.11.76.

 

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Когда утихают шумы жизни, окружающие нас, когда утихают волнения и шумы нашей внутренней жизни, всего того, что происходит в душе человеческой, и вдруг приходит благодатная тишина, то мы начинаем чувствовать, братья и сёстры, что около нас кто-то есть, какой-то добрый Дух. И это чувство верно. Около нас действительно есть (только мы его чувствуем не всегда, а изредка) наш Ангел-хранитель, который принадлежит ангельскому бесчисленному чину, о котором мы с вами очень мало знаем. Откуда он? Кто он и что он? И какая существует связь между Ангелом-Хранителем моим и мною?.. Очень мало знаем.

 

Между тем, Церковь дает нам ведение об ангелах. И это ведение основано, как и всё в Церкви, на Священном Писании. Священное Писание (книга Бытия в Библии) начинается с таких слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». А потом начинается творение того мира, к которому мы принадлежим. Это — особое творение, до-творение этого природного мира. Одним актом творческой Божественной силы творится «в начале» небо и земля. Это что же такое? Святые отцы, Церковь наша учит об этом совершенно определенно, мы только плохо с вами это учение знаем, а надо бы знать получше. Святые отцы учат, что небо, о котором здесь говорится, (это — умное небо, духовное небо, это мир духов), т.е. ангельский мир и земля сотворены сразу, одним актом, предшествующим тому шестодневу, в течение которого творится вся природа. Что же такое земля? Земля — это первовещество, всевещество, из которого потом создалось всё.

 

Небо и земля, которые Бог сотворил сразу одним актом, вот этим «и» оказались связаны друг с другом. Духовный мир и это первовещество или всевещество, из которого возникло всё, что мы знаем, всё, что существует, связаны одним творческим актом Божественной Премудрости особенным образом. Каким?

 

Мир духовный, мир духов, или ангельский мир — это не что иное, как замысел Божий, как идеи Божии, как план Божий творения всего существующего. А первовещество или всевещество («земля») — это то, из чего будет взято, что воплотит в себе каждую идею премудрости Божией. «Мир ангельский» — это есть не что иное, как идейный аналог творений вещественных, всякой вещи, всего, что сотворено Богом затем из первовещества или всевещества в течение шести дней. «Дни» мы тоже понимаем относительно, это не наши дни. Так вот, это всё имеет ангелов своих на небесах — идеи Божьи, замыслы Божьи. Каждый предмет, каждая вещь, всё, что существует, имеет своих ангелов.

 

Когда вы читаете Библию, вы не можете не обратить внимания на то, что лес, дерево, озеро, река, Церкви, люди — всё имеет своих ангелов. Это идеи Божии о том, что было потом призвано к бытию из небытия из этого первовещества и всевещества, сотворенного Божественной, творческой силой Божественной Премудрости. И есть в Библии один замечательный рассказ, о котором я вам сейчас напомню. У Патриарха Иакова было особенное видение — лествица, которая была поставлена на землю, но восходила своим верхним краем в небо. И по этой лествице сходили оттуда и восходили туда ангелы Божии. Это видение замечательно! Оно говорит о том, что связь между ангелами и землёй, людьми, на ней живущими — особенная связь, которая не только есть связь какой-то идеи с её воплощением, с её осуществлением в мире, это ещё и особенная связь. Ангелы идут отсюда туда, и оттуда сюда, соединяя нас с Богом, потому что ангелы по своему естеству не что иное, как любовь. Любовь к Богу этого духа ангельского и любовь к человеку. И по своему естеству, и по смыслу своего существования это есть служение Богу и служение людям одновременно.

 

В Апокалипсисе есть тоже одна замечательная картина, которую нам рисует написавший его апостол Иоанн Богослов. «Вот, — говорит он,стоит семь светильников, а посреди них — Сын Человеческий, и в деснице Своей Он держит семь сияющих звёзд». Семь светильников — это Церкви (по толкованию Апокалипсиса святыми отцами), а посреди — Христос, который в деснице Своей держит семь ангелов этих семи церквей.

 

Всё имеет своих ангелов. В Библии вы можете прочитать, что даже реки, даже озёра, даже леса имеют своих ангелов. Поэтому и каждый человек имеет своего ангела, и об этом говорит Сам Христос. Он говорит об этом так: «Не обижайте ни одного из малых сих, потому что каждый из них имеет своего ангела на небесах, выну видящего лице Отца Небесного» (Мф.18,10). Вот этот ангел, который всегда видит лице Отца нашего Небесного, ангел, который приставлен ко мне и ходит то оттуда сюда по лествице Иаковлевой, то отсюда туда с моими молитвами, с моими просьбами, с моими ходатайствами, — этот ангел всегда служит Богу и мне по особой своей природе, по своему особому естеству, которое и есть любовь к Богу и к людям. И выражается она в этом всегдашнем служении Богу и человеку.

 

Ангелы отличаются от людей именно тем, что они не имеют рода, как мы. Каждый ангел в отдельности существует. Мы с вами принадлежим к роду человеческому и всё, что сотворено в этом природном мире Божией творческой силой, всё имеет свой род. Человек, человечество имеет свой род, железо, камень, дерево имеет свой род — всё имеет свой род. И из этого рода существуют отдельные модальности или лица, если говорить о человеке, о людях — индивидуальности. Индивидуальные существования, которые, однако, принадлежат одному или другому роду.

 

А вот у ангелов это не так: ангелы образуют собор. Каждый ангел отдельно существует, и собор образуется силою своей любви, соединяющей их в этот собор. Это существенное отличие ангелов от нас. Именно поэтому Бог-Слово, Сын Божий воплотился в Иисусе Христе, в человеке, а не в ангеле. Так как мы с вами — один род, одно естество одного рода, то, приняв на Себя наше естество, Он его изменил. Он вложил в это естество новые силы, новые возможности, новые потенции, нас спасающие. А у ангелов такого общего естества нет, и поэтому, если бы Сын Божий принял на Себя ангельское естество, то Он этого бы ангела спас только, а не весь собор. То, что дано одному, никуда не могло бы переходить так, как перешло, когда было сообщено в Лице Иисуса Христа естеству человеческому. Так Божия сила перешла в естество человеческое, и каждый из нас с вами сейчас располагает всеми теми возможностями, которые вложены Сыном Божиим в Лице Господа Иисуса Христа в Его человеческое естество. Это одно из очень важных различий между человеком и его ангелом.

 

Есть и другое отличие, тоже очень важное. Ангелы — бесплотные духи. Ангелы не имеют плоти. А что же это такое за существа, если они плоти, тела никакого не имеют? Ведь Макарий Великий в одной из своих замечательных бесед (у кого из вас есть творения Макария Великого, посмотрите четвертую беседу) говорит, что дух бесплотный, не имеющий совсем никакого вещества, тела, — это только Бог. Значит, ангелы должны иметь какое-то тело? А между тем, Церковь учит, что это бесплотные духи. Как же это понять? И, знаете, даже у нас, в нашей Русской Православной Церкви существовало два мнения. Одно мнение выражалось епископом Игнатием Брянчаниновым, который говорил, что всё-таки ангелов мы называем бесплотными духами, но какое-то особенное тело они носят. А Феофан Затворник говорил: нет, никакой плоти нет, никакого тела они не имеют, вещественного тела не может дух иметь. Как же нам понимать эти различные толкования в учении Церкви?

 

Между ними, собственно, различия и нет на самом деле. Святой Григорий Нисский (V век) учил, что тело человеческое, плоть человеческая имеет внутренний образ. И этот внутренний образ вечен. «Именно эта сила, — говорил Григорий Нисский, — которая принадлежит каждому отдельному атому нашего тела, образует наше тело. И когда оно будет распадаться в стихиях после смерти, в земле, в огне или ещё где-нибудь, всё равно где, эта сила всё-таки не уничтожится. Именно из неё будет образовано другое тело в преображенном мире, на новой земле, на новом небе после воскресения из мертвых. Именно из этого внутреннего образа тела образуется новое тело.

 

У ангелов бесплотных, не имеющих вида тела нашего, эта сила есть, в каждом из них. И иногда она дает образование тела, иногда она формирует тело, так что его можно даже увидеть. Особыми, может быть, глазами — не нашими. Видения ангельские объясняются именно образованием таких тел. Так что бестелесные, они, конечно, бесплотные, но не абсолютно, как Бог.

 

Это второе различие между нашими мирами, человеческим и ангельским. Мы должны с вами знать об ангелах больше, чем мы знаем. Но в одной краткой проповеди всё то, что нам следовало бы знать об ангелах, сказать нельзя. Учение об ангелах — очень большое. И мы постепенно отсюда, с амвона будем говорить об ангелах, чтобы вы больше о них знали. Но в этом ведении, которое даёт нам Церковь об ангельском чине, об ангельских силах, об архангелах, ангелах, в этом ведении каждый из нас может почерпнуть очень много для своей духовной жизни.

 

Так часто нас мучит одиночество в жизни. Так мы горюем, когда остаёмся не только внешне в одиночестве, а и внутренне, духовно. Как будто бы вот один я остался, совсем-совсем один... Так больше жить не могу! Нельзя — тоска! В эти моменты вспомните о том, как учит Церковь, об Ангеле-хранителе и об ангелах, которые всегда около нас. Ангел-хранитель встретил каждого из нас, когда мы входили в эту жизнь. И Ангел-хранитель встретит нас и на грани этого мира с другим, когда мы из этого мира будем уходить. Он всегда около нас. Он ведёт нас и в этой жизни, мы от него отстаем, мы забываем о нём, а он о нас не забывает. Ангел-хранитель будет вести нас и по самому страшному пути, по пути мытарств, когда мы перейдём в другой мир. И там нас примет и будет нас воспитывать, как нам жить в том мире, к которому он принадлежит, ангел, дух. И это чувство, это сознание, что ангел всегда около меня есть и всегда может мне помочь, оно сообщает человеку такой внутренний мир и так помогает жить! Без этого не может жить христианин как следует, братья и сестры.

 

Почаще будем с вами думать об ангелах наших, об Ангеле-хранителе каждого из нас. Почаще будем молитьтся ему и всему ангельскому чину, всем силам бесплотным: святые ангелы-хранители, святые Архангелы и Ангелы, молите Бога о нас грешных! Аминь.


Страница сгенерирована за 2.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.