Поиск авторов по алфавиту

О существе греха, его видах и степенях. Гордость и пороки, гордостью порождаемые

О СУЩЕСТВЕ ГРЕХА, ЕГО ВИДАХ И СТЕПЕНЯХ

 

Гордость и пороки, гордостью порождаемые

 

Всякое проявление греха именуется пороком. Но есть один из них, который в полной мере являет самую суть греха, — это гордость. Преподобный Иоанн Лествичник замечательно сказал: «Гордость есть отвержение Бога» (Слово 23,1). А ведь грех также есть отвержение Бога. Значит, действительно, в гордости проявляется существо греха.

Если попытаться проникнуть в суть того, что совершил падший ангел, если попытаться найти одно слово, которым можно было бы описать деяние, которое привело к появлению зла в мире, то слово это, по разумению святых отцов, — гордыня. Гордыня есть синоним зла, синоним греха. И богоотступничество также было явлено в этом же греховном пороке — в гордыне: человек самого себя поставляет на место Бога, а значит, Бог ему не нужен, — именно это святые отцы и именуют гордыней. Мы находим указание у многих святых отцов на то, что гордость есть проявление самой сути греха и причина всех человеческих пороков.

А как заявляет о себе гордыня в душе человека? — А так, что человек самого себя поставляет в центр своего существования, смещая всех окружающих людей на далекую окраину жизни. Если он верит в Бога, продолжая при этом оставаться гордым человеком, то и Бога он помещает на периферию.

41

 

 

Гордый человек все свои достижения приписывает исключительно самому себе, он не считает, что в этих успехах кто-то ему помогал или содействовал. Однако удивительным образом гордый человек отрицает всякую свою причастность к собственным поражениям и неудачам, и в этом обнаруживается некое внутреннее противоречие, столь характерное для этого человеческого порока.

Но как же возникает гордость? Предрасположенность к ней, как и ко многим другим порокам, иногда передается по наследству. В противостоянии «человек — гордость» всегда побеждает кто-то один, это означает, что человек может либо бороться с грехом гордыни, либо, наоборот, развивать, взращивать это опасное свойство души, чему в немалой степени способствуют и образ его мышления, и мироощущение в целом.

Гордости особенно подвержены люди талантливые, способные, честолюбивые. Человек, сознавая свои таланты и свою силу, этими своими дарованиями и объясняет все успехи и достижения, все то положительное, что происходит в его жизни. Он привыкает опираться только на свои силы, ему никто не нужен, ему часто и Бог не нужен.

А человек менее способный нуждается в посторонней помощи начиная с самого детства. Если ребенок не очень способен к учебе, — ему нужна помощь родителей и учителей. Если он больной, физически не достаточно сильный, ему также требуется помощь и поддержка со стороны. Такой человек привыкает обращаться к кому-то за подмогой. Он сознает свою ограниченность и очень часто прибегает к Богу, прося Его оказать помощь.

Означает ли сказанное, что талантливый человек всегда гордый, а человек менее даровитый и менее способный абсолютно лишен этого качества по природе своей? Это, конечно,

42

 

 

не так. Часто бывает, что и люди одаренные способны сознавать свою ограниченность и свою слабость, а человек менее талантливый и допускающий ошибки иногда не замечает этих ошибок и пребывает в твердом убеждении, что все делает правильно.

Как же избежать гордости? Как бороться с этим чувством? Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас: «Нужно познать Бога... Когда же познаем Бога, от нас удалится всякая гордость... Кто знает, до какой степени Сын Божий смирил Себя, тот не превозносится».

Существует такое понятие, как мудрость. Мудрость формируется в нас по мере возрастания жизненного опыта. Когда такого опыта недостаточно, то уроки, наставления, советы других, более сведущих людей также способны содействовать формированию в нас человеческой мудрости. Мудрость всегда предполагает критическое отношение к самому себе, способность видеть и признавать свои ошибки. Когда человек, оставаясь наедине со своей совестью, способен сказать себе, что плохого он сделал или о чем недостойном он помыслил, то это свидетельствует о его мудрости, об умении подвергать себя беспристрастному суду. Верующий человек должен постоянно развивать навык такого объективного о себе суждения. Это особенно важно для людей одаренных.

Бороться с гордостью помогает сравнение себя с более способными и образованными людьми. Ведь нередко мы переоцениваем себя: нам кажется, что мы сильнее и умнее всех тех, кто нас окружает. Но зададим себе вопрос: а являются ли люди, составляющие наше окружение, самыми талантливыми, образованными и сильными? Может быть, это совсем не так? И сравнивая себя с ними и считая себя лучшими среди них, мы на самом деле являемся далеко не первыми по отношению к очень многим другим людям, которые

43

 

 

находятся вне нашего окружения и кто действительно более способен, более силен, более умудрен жизненным опытом, чем мы.

Каждый из нас должен учиться контролировать свои мысли, свои чувства, свои поступки, необходимо овладеть устойчивым навыком критической самооценки, способностью подвергать себя внутреннему суду. Но этого недостаточно. Есть еще одно важное средство, которое реально помогает человеку справиться с гордостью, — это молитва. Мы должны постоянно обращаться ко Господу с просьбой, чтобы Он открыл наши внутренние очи, помог увидеть самих себя такими, какими мы являемся, а отнюдь не такими, какими мы себя представляем.

Вспомним замечательные, хорошо всем известные слова: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5, 5). А благодать — это помощь Божия, это Божественная сила. Вот почему нередко люди гордые — талантливые, успешные — в какой-то момент вдруг опасно надламываются, ослабевают, не достигают целей, которые они перед собой ставили, и сходят с жизненной дистанции. Иногда такие люди оказываются в самых тяжелых обстоятельствах именно потому, что, будучи уверенными в собственных силах и не имея критического взгляда на свои поступки и мысли, они допускают ошибки, которые и приводят к жизненным катастрофам.

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать потому, что Бог всегда находится в центре жизни смиренного человека, который обращает к Нему свою молитву, просит дать мудрость и способность видеть свои грехи.

Жизненная позиция гордого человека влечет за собой множество опасных последствий, одно из которых — порок зависти.

44

 

 

Размышляя о том, что есть зависть, святитель Василий Великий метко сказал, что «зависть есть скорбь по благополучию ближнего». Гордый человек не может мириться с тем, что кто-то умнее, красивее, богаче, успешнее его. Ведь если гордец полагает, что в центре бытия он сам, то кто же может мешать ему занимать это место? И появление человека более успешного и значительного вызывает у обуреваемого гордостью глубочайшую внутреннюю боль.

Именно зависть обнаруживает всю абсурдность гордости. Об этом пороке святитель Тихон Задонский сказал замечательные слова: «Прочие пороки и страсти хотя бы имеют мнимое услаждение, а завистливый грешит и страдает». Действительно, если иные пороки сопровождаются хотя бы и призрачным, но все-таки наслаждением, то зависть — это боль и всегда только боль, в ней нет никакого, даже мнимого удовольствия. Если не бороться с завистью, то это чувство может поработить человека настолько, что он становится агрессивным. Ведь не случайно причиной первого убийства, которое совершил на заре человеческой истории Каин, была зависть к его родному брату Авелю. Завистливый человек становится опасным для других. И чем тщательнее скрывает он от других горящий внутри него огонь зависти, тем большую опасность представляет для окружающих.

Как же бороться с этим пороком? Тот же святой Тихон Задонский сказал: «Гордость есть мать зависти. Умертви мать, и погибнет дочь». Чтобы преодолеть чувство зависти, нужно бороться с гордостью. Но поскольку именно гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха, то бороться с этим пороком очень трудно, и не может человек победить гордость иначе, как только силой Божией. Поэтому молитва, участие в Таинствах Церкви, постоянное размышление над своей жизнью, контроль над движениями души, над своими

45

 

 

помыслами, строгий суд над самим собой могут помочь человеку преодолеть гордость. Преподобный Максим Исповедник предлагает еще иное средство: «Зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться о том, о чем он печалится».

Есть и еще два замечательных средства. Первое — это осознание того факта, что Господь каждого человека наградил уникальными качествами и нет двух абсолютно похожих друг на друга людей. Каждый человек неповторим и имеет свою ценность пред Богом. Каким бы слабым, больным, неудачливым ни казался человек, он ценен в очах Божиих. Осознание этого факта помогает воздержаться от зависти. Мир велик, и у каждого в этом мире есть свое место. Понимание уникальности человека и премудрости Божественного замысла о каждом помогает нам преодолевать чувство зависти.

Другое очень важное средство — это доброделание. Когда мы делаем доброе дело человеку, он перестает быть для нас дальним, он становится ближним. Мы никогда не завидуем тем, кому делаем добро. Если кто-то сомневается в этом, пусть постарается сделать доброе дело человеку, которому завидует, и тогда он увидит, что зависть уходит, потому что человек этот стал для него ближним.

Нужно помнить, что нередко мы сами провоцируем чувство зависти в окружающих. Более того, иногда раздосадовать завистника, пробудить в нем это низменное чувство доставляет нам наслаждение. Например, приобретая красивую новую одежду, некоторые с удовольствием думают, что она вызовет зависть у знакомых или даже родных. Зависть — опасный и агрессивный порок. И если мы сами не хотим быть уязвленными завистью, то не нужно разжигать этот порок и в других. Множество бед совершалось и совершается в мире из-за зависти.

46

 

 

В человеческой душе грех проявляется в виде разных пороков, среди которых есть особо страшные, причем как для самого грешника, так и для окружающих его людей. К таким порокам относятся гнев и злоба. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что они являются проявлениями духовной болезни. Как у физической болезни чаще всего не одна причина, так много источников бывает и у болезни духовной.

Гнев является формой выражения несогласия человека со словами и делами окружающих его людей. Этот способ демонстрации несогласия обычно сопровождается неадекватной реакцией, когда человек повышает голос, употребляет грубые слова, допускает оскорбления в адрес других. Нередко гнев является результатом психического расстройства человека, результатом болезни нервной системы. В этом случае вспышки гнева должны быть предметом медицинской озабоченности. Нас же интересует гнев как проявление внутреннего неустройства, как некая духовная болезнь.

Что же лежит в основе этой болезни? Каковы ее причины? Как и большинство пороков, гнев произрастает от гордости. В гордом человеке, поставляющем самого себя в центр жизни, развивается чувство самоуверенности, которое, в свою очередь, постоянно подпитывает горделивое отношение к окружающим. И если в адрес такого самоуверенного и надменного человека кто-то произносит слова, с которыми гордец явно не согласен, а тем более если это не только слова, но и дела, то он воспринимает сказанное и сделанное как некий вызов его собственному «я» — самому главному, важному и непререкаемому, что только есть в его жизни. Отсюда и берет начало эта безобразная эмоция, сопровождающаяся повышенными интонациями, злыми, оскорбительными словами, безумным выражением лица. Человек силой и напором своих слов, угрожающей мимикой и яростной жестикуляцией

47

 

 

пытается воздействовать на того, кто с ним не согласен, стремится нанести ему эмоциональный удар.

В этом пороке наличествует что-то мучительное и тягостное прежде всего для самого гневливого человека: у него нет и не может быть друзей. И действительно, гнев разрушает отношения с ближними, с родными, создает гнетущую, чрезвычайно тяжелую атмосферу. Как много семей распадается только оттого, что кто-то из членов семьи не способен сдерживать свой гнев, делая совместную жизнь просто невыносимой! Святитель Тихон Задонский сказал о пороке гнева так: «Страшна внешность гневающегося человека, но что же тогда происходит в его душе!» Действительно, в момент вспышки гнева душа человека тяжело страдает, так что гнев воистину является проявлением ее болезни.

Гневливость порождает страшные последствия для духовной жизни человека. Святой Иоанн Лествичник, размышляя на эту тему, говорит: «Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость» (Слово 8, 14). Если человек не борется с пороком гнева, если он не сознает всей фатальной опасности своей духовной болезни, то гнев перерастает в злобу.

Мы находим удивительные слова в Послании апостола Павла к Ефесянам: Солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите места диаволу (Еф. 4, 26-27). То есть апостол предупреждает: если и прогневался, не выдержал, проявил эмоции не должным образом, то сделай так, чтобы до заката солнца избавиться от гнева, — освободись от этого груза, примирись с человеком, на которого прогневался. Почему это нужно сделать быстро? — Потому что если гнев удерживать на протяжении долгого времени, то он перерастает в другой, еще более страшный порок — в злобу. А злоба — не просто один из пороков. В русском языке слово «злоба» имеет тот

48

 

 

же корень, что и «зло», а зло — это и есть диавол. Как и в гордыне, в злобе проявляется сама природа греха, и злой человек спастись не может.

В духовной жизни человека, долгое время пребывающего в пагубном состоянии гнева, могут начаться необратимые процессы. Человек злонравный чаще всего бывает невоздержанным в словах, жестах, мимике. Конечно, он не может все время кричать и ругаться, но часто способен на протяжении всей жизни вынашивать злые намерения. Для того чтобы не произошло столь страшного помрачения духовной жизни, нужно начинать борьбу с гневом, не допуская, чтобы он перерос в злобу.

Замечательные слова псалмопевца Давида мы слышим многократно во время великопостного богослужения: Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140, 3) — это нужно вспоминать всякий раз, когда вдруг появляется острое желание обрушить гнев на своего собеседника или на человека, с которым вместе трудимся или живем. Удерживая язык свой от зла, мы творим благо (Пс. 33, 14-15). Мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он дал нам силу контролировать свои слова, а значит, и свои эмоции, и это в первую очередь применимо к такому состоянию, как гнев.

Способность молчать очень высоко ценится в человеческом обществе. Недаром говорят, что молчание — золото, слово же — только серебро. Хранящий молчание человек способен, внутренне сосредоточившись, внимательно следить за своими мыслями и поступками. «Любящий молчать пребывает близ Бога и Ангелов Его, и в вышних место его», — свидетельствует преподобный Антоний Великий. Поэтому столь важное значение имеет молчание и в аскетической практике Церкви. Сие не означает, что все люди должны превратиться в молчальников. Да это и невозможно, ибо большинство

49

 

 

людей вовлечены в трудовую деятельность, в многоразличные общественные отношения. Но всегда следует помнить, что ценность молчания состоит в том, что, храня безмолвие, мы тем самым ставим преграду на пути гнева и злобы, не даем этим порокам завладеть нашими сердцами.

И конечно, великим средством преодоления этих, как и многих других грехов является молитва. Когда мы чувствуем, что в нашем сердце пробуждается гнев, нужно остановиться, волевым усилием заставить себя замолчать и обратиться к Богу с горячей молитвой о том, чтобы Он дал решимость и силы бороться с обуревающими нас страстями.

Среди множества пороков, в которых проявляется грех, есть один, представляющий опасность своим широким распространением среди верующих. Он опасен тем, что люди, совершая это злодеяние, порой даже и не догадываются, что творят беззаконие. Этим пороком является осуждение.

Мы часто осуждаем людей из простого желания посудачить, заполняя таким разговором праздное времяпрепровождение. Нередко в компаниях темой разговора становится осуждение общих знакомых или всем известных лиц. Порой происходит даже некое странное объединение людей на основе осуждения того или иного отсутствующего человека: совместное осуждение приводит к тому, что люди начинают чувствовать взаимную поддержку и согласие. Есть даже такое современное выражение: «дружить против» кого-то. Такая «дружба», направленная на осуждение ближних, является греховной и опасной независимо от того, сознают люди эту опасность или нет.

Но чаще всего мы осуждаем совершенно сознательно и целенаправленно. Причиной такого осуждения является все та же гордость человеческая. Гордому человеку далеко не безразличны успехи другого или других. И чем значительнее

50

 

 

бывают достижения этих других, тем более гордый, самолюбивый человек видит в них угрозу для себя и, желая умалить достижения другого, осуждает его.

Этим и объясняется всем хорошо известная закономерность: чем успешнее человек в жизни, чем больше пользы он приносит другим, чем большее значение имеет его профессиональная деятельность, тем больше осуждения обрушивается на его голову. На Востоке есть замечательная пословица, которая имеет непосредственное отношение к тому, о чем мы сейчас говорим: «Камнями бьют по тому дереву, на котором есть плоды». Осуждают, зло критикуют, клеймят тех, кто приносит реальный плод. Чаще всего это явление встречается в общественной, политической, деловой жизни, но не только: осуждение нередко присутствует и в обыденной жизни, в наших личных взаимоотношениях с окружающими.

Слово Божие категорически воспрещает нам осуждать других людей: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1); Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4). Мы должны воздерживаться от греха осуждения. Замечательные слова в связи с этим сказал святитель Иоанн Златоуст: «Не можешь ты восхищать чести Единородного Сына Божия — Ему единому престол суда принадлежит». Иными словами, каждый человек, восхищающий право судить другого, восхищает тем самым то, что принадлежит исключительно Богу. А почему так? — Да потому, что только Бог видит сокровенное, хранящееся в глубинах внутренней жизни человека. Самому проницательному и самому мудрому человеку не дано видеть этих глубин, и потому легко ошибиться, присваивая себе право судить другого.

Когда светский суд выносит ложное суждение о человеке, то чаще всего это обусловлено либо неполнотой сведений

51

 

 

о том или ином событии, либо недостаточной профессиональной квалификацией людей, расследовавших преступление. Но тем не менее гражданский суд, вынося определение, основывается на вполне объективных данных, соображениях и выводах. Мы же обычно судим не потому, что владеем некой истиной, а просто исходя из желания принизить человека, «бросить камень» в него.

Всякий человеческий суд ограничен и неполноценен, потому что не дано нам знать того, что происходит в сердце и душе другого человека. Именно поэтому Слово Божие предупреждает нас о неминуемом наказании за грех осуждения. Оно ясно свидетельствует о том, что наш человеческий суд обернется в будущем особым судом Божиим в отношении нас: Каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 2). И когда мы предстанем пред Господом, то тем суровее будет над нами Божий суд, чем чаще мы позволяли себе здесь, на земле, вершить свой суд, человеческий — беззаконный и неправедный.

Что же делать, чтобы оградить себя от этого пагубного порока? — Нужно постоянно помнить о своей собственной греховности. И как только мы почувствуем желание осудить какого-то человека, необходимо сразу же вспомнить о грехах, отягощающих нашу собственную душу; вспомнить о том, что дурного и скверного мы сделали в жизни. У каждого наберется большой багаж этих тяжелых воспоминаний. А потом, взглянув на человека, которого собирались осудить, зададим себе вопрос: могу ли я с моим греховным грузом, с моей отягощенной совестью осуждать его?

Преподобный Иоанн Лествичник наставлял так: «Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: “Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?” Ты сделаешь

52

 

 

таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя, и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никого не осуждать» (Слово 10, 7). Ну а если кто-то уж очень нам не нравится, если мы не согласны с его поступками, то не нужно злословить его — достаточно предать такого человека суду Божиему.

Божий суд — истинный и справедливый, и совершается он не только за гробом. Бог судит людей уже здесь, в этой жизни. Иногда поражаешься, каким удивительным и своевременным бывает Божие вмешательство в жизнь грешного человека: никакой человеческий суд не мог бы завершиться таким наказанием, каким завершается суд Божий. Мы же, осуждая своего ближнего, стремясь расправиться с человеком, который нам не по сердцу, лишь растрачиваем энергию, которую лучше было бы использовать для борьбы с собственными грехами.

Если мы живем по слову Божиему, то живем мирно и радостно. Не велит Господь осуждать — не осуждай и не оправдывай ничем своего осуждения. Но если не хватает сил сдержаться и тянет за язык кого-то осудить, о ком-то плохо сказать — помолись в этот момент Господу.

Многое может искренняя, сердечная молитва пред Богом: она может нас остановить, вразумить, исправить.

Есть порок, который наравне с гордостью является не следствием греха, а его воплощением: это порок лжи, потому что в нем, как и в гордости, проявляется сама диавольская природа. Диавол, падший ангел, стал таковым именно потому, что, по гордости отвергнув Бога, поставил себя на Его место, в центр бытия, — и стал воплощением лжи. Диавол — лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), поэтому, когда люди становятся одержимыми гордостью и ложью, они творят диавольское дело.

53

 

 

Не сразу человек привыкает говорить неправду. «Не знает младенец лжи», — говорит преподобный Иоанн Лествичник (Слово 12, 13), и это правда: человек обретает навык лжи по мере своего взросления. Существует множество причин, понуждающих людей говорить неправду. Иногда человек лжет потому, что просто опасается сказать правду. Тот же святой Иоанн Лествичник свидетельствует: «Иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, который лжет без предлежащей опасности» (Слово 12, 8). Да, действительно, перед лицом наказания или опасности человек способен сказать неправду. Это грех, но грех меньший по сравнению с тем, когда люди говорят неправду, стремясь нанести вред ближнему и стяжать тем самым некие блага для себя. Когда человек использует ложь как средство, направленное на достижение корыстных целей, — будь то в личной, семейной, общественной жизни, в профессиональной деятельности, — тогда ложь особо наказуется Богом.

Ложь на уровне слова весьма опасна, потому что она передает лживые идеи в общественное пространство. Человек заражается ложью через слова, и мы знаем, сколько страданий роду человеческому принесла ложь, которая была усвоена массами людей. Такая ложь приводит к войнам, к конфликтам, к страданиям, к смерти.

И, наконец, ложь в действии — это то, что видимым образом распространяет диавольское начало в мире. Человек, совершающий дела лжи, продолжает дело отца тьмы.

Как же можно преодолеть ложь? Ведь иногда мы используем ложь в шутку, говоря небылицы; иногда — превознося самих себя (такая ложь называется бахвальством или хвастовством); а иногда ложью наносим удары по другим людям — такая ложь называется клеветой.

54

 

 

Святой египетский подвижник IV века авва Исаия сказал: «Ложь изгоняет страх Божий». А святой преподобный Иоанн Лествичник, словно продолжая эту мысль, утверждал, что страх Божий можно стяжать, только побеждая ложь. Значит, есть какая-то внутренняя связь между страхом Божиим и ложью. И эта связь очевидна, потому что Бог есть истина: Я есть истина (Ин. 14, 6), — говорит Господь. А диавол есть ложь. И если мы слышим и слушаем голос Божий, если мы усваиваем то, к чему Господь призывает нас, то нарушение Божественных законов в нашем сердце порождает страх — страх перед Богом. И страх не только наказания, как говорит Василий Великий, но и страх обидеть того, кого любишь, страх быть отлученным от общения с Господом.

Чем больше лжи в личной, семейной, общественной жизни, в жизни человеческой цивилизации, тем меньше Божиего страха. Мы можем делать точные «замеры» состояния человеческого общества по тому, сохраняется в сердцах людей Божий страх или нет. Если страх исчезает, значит, общество погружается в ложь.

Но помимо того, что всякая ложь наказуема, будучи не чем иным, как осуществлением диавольского дела, — ложь небезобидна и для самого лгуна, ибо развивает в нем такое опасное качество, как лицемерие. Лживый человек всеми силами будет стремиться создать впечатление, что сказанное им — чистая правда, а для этого ему необходимо убедить в этом того, с кем он общается. При этом лжец прибегает к лицемерию и лукавству, развивая в себе такое опасное внутреннее состояние, как двуличие, или двоедушие.

Двуличный человек словно имеет два лица: одно подлинное, а другое мнимое. Но человек не создан для того, чтобы жить с двумя лицами. Он может быть духовно здоровым и целостным только тогда, когда у него одно лицо, то есть

55

 

 

он должен быть таким, каков он есть. Именно таков Божий замысел о человеке. И когда мы надеваем на себя, как маску, второе лицо, то тем самым разрушаем собственную внутреннюю целостность, становясь слабыми и уязвимыми, как сказал авва Исаия: «Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба». Ложь изнутри разрушает личность — это не всегда заметно, особенно если человек только вступает на путь лжи, но это вполне очевидно (что называется, написано на лице) в конце жизни того, кто все время говорил неправду.

Двоедушие чрезвычайно опасно для внутреннего, духовного состояния человека — оно ослабляет человека, делает его уязвимым, подверженным многим порокам.

Но лицемерие опасно не только тем, что разрушает внутреннюю целостность, — лицемерие порождает ответную реакцию окружающих людей, формируя недоверие к тому, кто говорит ложь, порождает подозрительность, которая, подобно раковой опухоли, разъедает здоровую ткань межличностных отношений. Причина же этого недуга — ложь, потому что именно она провоцирует недоверие. А недоверие разрушает бытие, разрушает человеческие отношения, разрушает человеческую личность. Если нет доверия, то многого сделать нельзя. Нет доверия — невозможно построить семью, нет доверия — нельзя сохранить добрые отношения между родителями и детьми, нет доверия — невозможно устроить гармоничные общественные отношения, нет доверия — невозможно сохранить мир между странами и народами. И если лицемерие разрушает доверие, то тем самым оно вызывает встречную реакцию — подозрительность, которая в любой момент может привести к агрессивным действиям, направленным на то, чтобы упредить возможные опасные действия лжеца и лицемера.

56

 

 

Но, с другой стороны, человек, который кого-то подозревает, может ведь от обороны перейти к наступлению. Часто так и бывает: реакцией на ложь становится проявление враждебности и даже агрессии, порождаемых той же подозрительностью.

Чем заканчивается ложь в семье, обман супругов? — Чаще всего семейной трагедией. Чем заканчивается ложь в масштабах государства? — Мы хорошо это знаем: старшее и даже среднее поколения помнят, как много лжи обрушивалось на наше сознание еще в сравнительно недавнее время. Ложь в международных отношениях также влечет за собой подозрительность и агрессию, разрушая мир, нагнетая напряженность и создавая угрозу войны. Иначе и быть не может: если диавол есть лжец и отец лжи, то разве может неправда породить мир, покой, радость, благополучие? — Никогда!

Жизненная позиция христианина должна категорически исключать ложь. Если мы творим ложь, то совершаем дело диавольское. И напротив, правдивость, честность, искренность являются одними из самых сильных и убедительных свидетельств глубокой веры человека. Ну а если в силу каких-то внешних обстоятельств, по слабости своей, из-за неправильного воспитания или под влиянием окружающих мы все-таки совершаем грех лжи, то как же нам исправить этот порок, как прекратить говорить неправду?

Замечательные слова принадлежат преподобному Иоанну Лествичнику, который глубоко постиг тайны возрастания человека, духовного его совершенствования: «Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию — свою совесть» (Слово 12, 7). Какие замечательные слова! У того, кто живет в страхе Божием, кто осознает, что Бог знает и видит все, что Он слышит нашу неправду, — обостряется совесть, и, желая избежать ее укоров, он всеми

57

 

 

силами старается воздерживаться от лжи, ибо каждое произнесенное лживое слово больно ранит такого человека.

Но иногда бывают ситуации, когда тяжело и даже невозможно сказать правду. Не всегда можно сказать правду умирающему человеку — нужно оставить ему какую-то надежду, чтобы он еще молился, чтобы он мобилизовал свои силы для победы над недугом, — и мы знаем, что врач обычно не говорит о страшном диагнозе своему больному, тем самым словно подводя черту под его жизнью. Есть и другие ситуации, в которых нельзя сказать правду.

Будучи ребенком, я как-то спросил своего благочестивого отца: «Папа, ты говоришь, что нельзя говорить неправду. Но как можно прожить жизнь и никогда не говорить неправду?» То, что сказал мне отец, я помню и буду помнить до конца своей жизни: «Сынок, трудно не говорить неправду, но возможно, ибо кто тебя тянет за язык говорить всю правду?» Это мудрые слова.

Когда мы не хотим лгать, никто не требует от нас, чтобы мы говорили правду. Мы можем молчать или сказать ровно столько, сколько считаем возможным и допустимым, не погрешая при этом против истины. Позиция человека, который предпочитает молчание лжи, всегда вызывает уважение у окружающих, и он становится примером для других.

Для каждого христианина совершение дел лжи, произнесение ложных слов совершенно однозначно является предательством по отношению к Богу, Который призывает нас совсем к иному. Будучи Истиной, Бог призывает нас быть носителями этой Истины.

Всякий раз, когда мы употребляем лживые слова, или когда в наше сознание закрадываются лживые мысли, или когда мы хотим совершить дело лжи, мы должны помнить

58

 

 

о Божием Суде. Мы должны воспитывать в себе страх Божий, мы должны контролировать и наши мысли, и наши слова, и наши поступки. Такой постоянный контроль над своим внутренним состоянием, над словами, которые мы произносим, и над делами, которые мы совершаем, и может помочь нам остановиться в тот момент, когда кажется, что нужно сказать неправду.

Человек, который следит за своим духовным состоянием, который погружен в молитву, который сохраняет страх Божий, всегда найдет правильные, мудрые слова, чтобы, не впадая в грех лжи, не сделать больно другому человеку, не нарушить своих обязательств перед другими людьми и не совершить ошибок, которые могут произойти, если кто-то узнает всю правду — о нем, об окружающих или об обстоятельствах, в которые люди вовлекаются.

Грех человека является отклонением от нормы жизни, которую учредил Сам Творец. И если жизнь без греха есть Божественная норма, которая была положена в основу бытия, то грех, как отклонение от этой нормы, можно сравнить с болезнью. И святые отцы действительно называют грех болезнью. «Грех подобен болезни или ране, а наказание — отсечению или лечению», — говорил святитель Иоанн Златоуст.

Мы все знаем, что чувствовать себя хорошо можно только тогда, когда в организме поддерживается нормальная температура. Если температура тела повышена или понижена, то вне зависимости от самочувствия (ибо оно может быть обманчивым) силы, подтачиваемые болезнью, ослабевают. Нечто подобное происходит и в духовной жизни: иногда совершение греха даже сопровождается чувством эйфории и представляется нашему сознанию как нечто положительное.

59

 

 

Грех — это болезнь, и как болезнь он разрушает духовную, да и не только духовную жизнь человека.

Преподобный Макарий Египетский, размышляя на эту тему, говорил так: «Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха». Грех разрушает человеческую личность, но это проявляется вовне и становится очевидным не сразу.

Очень часто мы воспринимаем порок как проявление человеческой силы. Самым ярким тому примером служит гордость: даже в художественной литературе, не говоря уже о массовом сознании, гордость часто представляется как очевидная добродетель. В понимании людей она практически является синонимом силы, мужества, независимости человека, его достоинства. Но на самом деле гордость — это самый страшный порок, в котором обнаруживается вся полнота того, что есть грех.

Чтобы убедиться в этом, нужно вспомнить, что именно гордость порождает зависть, гнев, злобу, осуждение, то есть те пороки, которые провоцируют и поддерживают столь болезненные конфликты в межличностных отношениях, в семьях, в обществе и даже в международной жизни.

Вот потому святые отцы и называют гордость матерью всех пороков, что почти все неправедные деяния человека произрастают из этого греховного состояния. В гордыне обнаруживается природа греха, слабость греха, страдания, которые грех несет человеку. Грех никогда не помогал человеку достигать цели, никогда не помогал человеку устроить счастливо свою жизнь. Грех не способен созидать, грех — это сила разрушения.

Гордый человек, который чаще всего является также человеком завистливым, гневливым, злобным и склонным к осуждению, становится одиноким.

60

 

 

Гордец всегда обречен на одиночество. Он наслаждается и упивается своим собственным «я», поставляя его в центр бытия, но чем больше он отстаивает свою эгоистичную, себялюбивую жизненную позицию, тем больше он погружается во мрак одиночества.

Иногда нам кажется, что пороки помогают быть успешнее в жизни, в построении служебной карьеры, в политической и экономической деятельности, например, ложь, которую люди с легкостью используют для достижения своих целей. Однако нет ничего тайного, что не стало бы явным (Мк. 4, 22). И еще к данному случаю замечательно подходит наша известная пословица: «Шила в мешке не утаишь». Ложь всегда обнажается, и не обязательно прожить всю жизнь, не обязательно дожидаться прихода следующего поколения, чтобы убедиться во лжи поколения нынешнего. Чаще всего еще при жизни человека все те мифы, которые он старательно создавал о себе, вся та неправда, которую он высказывал или осуществлял, разоблачаются и в конечном счете вместо успеха и благополучия его ждет разочарование, а нередко и жизненная катастрофа. «Ложь есть источник и причина вечной смерти», — так охарактеризовал этот низменный порок святитель Игнатий Брянчанинов.

Ни один порок не приводит человека к счастью и благоденствию, потому что грех, составляющий суть этих пороков, — не от Бога, а от диавола. Но враг рода человеческого ненавидит людей, его целью является поражение человека, потеря им свободы, его закабаление в тенетах греха, а вовсе не полнота жизни и не человеческое счастье. К сожалению, иногда проходит целая жизнь, прежде чем человек убеждается в простой истине: счастье только там, где Бог и исполнение Его закона, а где диавол — там горе и страдания.

61

 

 

Именно поэтому никакая идеализация греха, в том числе и гордыни, как и многих иных проявлений порока, не должна вводить нас в заблуждение. Сегодня на идеализацию греха работает огромная индустрия псевдокультуры, которая делает грех привлекательным, предлагая его в яркой и красивой «обертке»: «Возьми, используй, насладись!». В этом нет ничего нового, ведь то же самое говорил и диавол первым людям в раю: «Возьми этот плод, съешь, в этом нет ничего плохого, — и станешь таким, как Бог».

Сегодня нас учат тому, что не нужно бояться греха, — напротив, надо раскрепощать свою природу, наслаждаться жизнью, не делая различия между грехом и святостью. Но мы знаем, к чему это приводит. Человеческий род, вся человеческая цивилизация стоит едва ли не на краю пропасти, уже в полной мере являя свою слабость и несостоятельность. Вся техническая мощь этой цивилизации, которая способствует утверждению в умах людей некоего мифа о ее силе, на самом деле являет человеческую слабость. Мы знаем это на примерах даже из собственной жизни: достаточно отключиться электрическому свету, выключиться холодильнику, остановиться лифту, прекратить работать общественному транспорту, достаточно воде не появиться в кране, как человек теряет присутствие духа, становится незащищенным, слабым, не знающим, что делать. Эти простые бытовые примеры можно продолжить...

Слабость человеческая является во многом, в первую очередь в том состоянии духа, в котором пребывают многие люди, подверженные греху. Психические заболевания, стрессы, расстройства — все это стало повседневностью нашей жизни. Медицина утверждает, что сегодня нельзя жить без транквилизаторов, нужно успокаивать себя медикаментозно, потому что стрессы современной жизни якобы несовместимы

62

 

 

со здоровой жизнью, в том числе и со здоровьем человеческой психики.

Где же эта сила гордости? Где же сила греха? И может ли быть жизнеспособным человеческое общество, которое основывает свою жизнь на грехе? Бог говорит нам: нет!

Грех — это смерть, это разрушение, и никакие яркие обертки, в которые хитроумное диавольское искушение обертывает грех, чтобы предложить нам его, не должны сбивать верующего человека с толку.

63


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.