Поиск авторов по алфавиту

Детство и школьные годы (1935-1953)

Ты взойдешь, моя заря!

Над миром свет прольешь.

Барон Е. Ф. Розен,

речитатив и ария «Чуют правду»

из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»

Жизненный путь каждого человека — это неисчерпаемое богатство событий, переживаний и чувств, хранилище опыта и накопленной годами мудрости. Тем паче драгоценен для нас, людей XXI века, опыт архипастыря, который соединяет в себе не только два столетия, но и две разные эпохи в истории Русской Православной Церкви, может свидетельствовать о важнейших событиях ее прошлого на протяжении многих десятилетий. Митрополит Ювеналий был участником церковной жизни как на уровне Священноначалия в качестве участника Поместных и Архиерейских Соборов, а также постоянного члена Священного Синода, в сфере церковной дипломатии через продолжительное участие в деятельности Отдела внешних церковных сношений, а так и в условиях епархиальной жизни сначала в Тульской, а потом и Московской епархии.

Вглядываясь в старинные фотографии, рассматривая пожелтевшие страницы документов, расспрашивая Владыку митрополита о тех или иных событиях и исторических личностях, нам хотелось приоткрыть завесу времени, чтобы показать современникам жизнь, выстроенную по завету святого апостола Павла, сказавшего в Послании к Филиппийцам: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения» (Флп. 1:27-28).

От Владыки Ювеналия доводилось слышать о том, что он с детства любил арию Ивана Сусанина «Чуют правду». Глубокий смысл этого предпочтения стал ясен всем, когда в восстановленном из руин в величии и благолепии Богоявленском соборе Старо-Голутвина монастыря, где уже был построен современный комплекс Коломенской духовной семинарии, состоялся концерт созданного по благословению Владыки Хора духовенства Московской епархии. Глубокий бога-

6

 

 

тый бас пел: «Ты взойдешь, моя заря!» И стало понятно, что означают эти слова для человека, который был свидетелем трагической эпохи в истории Церкви, прошедшей через десятилетия унижений, преследований за веру, кажущейся невозможности в полной мере совершать свое служение, и вступил вместе с ней в эпоху восстановления монастырей и храмов, духовного возрождения народной души, развития просветительства, социального служения и православного воспитания подрастающего поколения.

Эта книга рассказывает о мудрости и мужестве, о силе веры и крепости молитвы, о величии Церкви и смиренной преданности ее верного сына, о том, чем безусловно можно восхищаться, чему хорошо учиться и о чем обязательно нужно знать.

Эта книга была задумана в связи с приближением 80-летия митрополита Ювеналия и 50-летия его архиерейского служения. Должны признаться, что первоначально мы столкнулись с отрицательным отношением Владыки к этой идее, однако впоследствии удалось уговорить его дать нам возможность завершить задуманное.

Данное издание не относится к жанру литературной биографии и не является научным исследованием, что мы не могли себе позволить как послушники архипастыря, активно продолжающего осуществлять свое многогранное служение. Перед читателем скорее «примерная хроника жизнедеятельности» или, как еще называют подобные книги, «материалы к жизнеописанию». Располагая во временной последовательности факты минувшего и снабжая их фотоиллюстрациями, составители рассчитывали представить исторически достоверное и говорящее само за себя свидетельство о трудах во славу Русской Православной Церкви одного из ее выдающихся иерархов, чей путь пред Господом зиждится на уверенности в истинности слов апостола, что «видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18).

Протоиерей Петр Иванов

7

 

 

ДЕТСТВО И ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

(1935-1953)

 

Будущий митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (в миру Владимир Кириллович Поярков) родился 22 сентября 1935 г. в городе Ярославле. Жил он в части дома на перекрестке улиц Нагорной и Большой Павловской (сохранилась фотография, как Володя несет воду от уличной колонки, которая находилась прямо напротив его окон). Рос в семье служащих. Родителей его звали Кирилл Васильевич Поярков и МарияНиколаевна Житкова.

Фамильный дом с небольшим флигелем, недавно снесенный, был в свое время построен дедушкой, Николаем Кузьмичом Житковым. Помещение было разделено тремя семьями родственников. Владыка вспоминает, что у его родителей были две комнаты. Сами жили в проходной, которая была и кухней, а вторую, большую сдавали постояльцам. Мальчику приходилось спать на полатях.

Жильцы бывали разные. Несколько месяцев квартировал военный с семьей, люди атеистических взглядов. Однако под влиянием бесед с Марией Николаевной крестили сына. Случались и досадные обстоятельства. Некоторое время жила какая-то артистка с «другом», которые вдруг в отсутствие хозяев съехали, не заплатив.

Как вспоминает Владыка, жили в большой бедности, практически в нищете, так что скромность воспитывалась с детства. Однажды он тяжело заболел и попал в больницу, а матери пришлось снять единственную золотую коронку, чтобы передать кому-то из персонала ради улучшения ухода за ребенком.

Зимой стены дома промерзали насквозь, и мать водила Владимира греться (и, конечно, поесть) в дом семьи Барщевских, интеллигентных людей, хранивших церковное благочестие. Вера Ивановна, мать семьи, учила мальчика читать по-церковнославянски. «Объясняла, как надо молиться до и после обеда, а если нет такой возможности


10

 

Детство и школьные годы (1935-1953)

Дед Николай Кузьмич Житков (+1941)

Мать Мария Николаевна Житкова (+1975)

Отец Кирилл Васильевич Поярков (+1970)

11

Родительский дом в Ярославле. Левые два окна – квартира Поярковых.

12

 

 

Володя Поярков 3 года

13

 

 

из-за окружения неверующих людей, следует, сначала четыре раза почерпая суп из разных сторон тарелки, делать таким образом крестное знамение».

Что представлял собой Ярославль середины 1930-х гг.? В городе шло интенсивное промышленное строительство, бушевали советские социально-экономические проекты, а в отношении церковной жизни репрессии и подавление любых проявлений религиозности. В детстве Владыки Ювеналия единственной действующей церковью была Николо-Пенская, в которой тогда в разных помещениях совершали службы представители Патриаршей Церкви и обновленцы.

Храм, сначала деревянный, а потом теплый каменный, был возведен во второй половине XVII в., а в конце столетия рядом с ним построили величественный летний собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери, особо почитавшейся на Руси, ибо ею инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова на царство. Когда обновленческий раскол был ликвидирован, Никольский храм полностью перешел к патриаршему духовенству и стал кафедральным. В народе эта церковь называлась «Федоровской», поскольку в нее была перенесена чудотворная икона, а собор был закрыт и превращен в склад.

В храме служил священником отец Владимир Градусов1 (впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий, у которого я прислуживал до поступления в семинарию). В воспоминаниях сохранился такой случай. Мать привела мальчика лет семи домой к заболевшему пастырю. На столе стояла заводная игрушка обезьянка со скрипочкой. Ребенок был так ею очарован, что даже не слышал обращенных к нему вопросов, и батюшка подарил ее «Ваваке» на память. Вещица впоследствии многие годы хранилась у будущего митрополита как дорогое воспоминание детства.

В 1943 г. Владимир поступил в 1-й класс ярославской железнодорожной школы №37, где учился до 1952 г. Сохранившиеся в семейном архиве документы свидетельствуют об усердии ученика, его отличной и хорошей успеваемости. По окончании 8 классов он поступил на

1 Владыка Димитрий (Владимир Валерианович Градусов, 1881-1956), еще будучи светским лицом, принимал деятельное участие в церковной жизни. В 1917-1918 гг. был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви от Вологодской епархии. В 1919 г. был приговорен к расстрелу, который был заменен на год принудительных работ. В том же году был рукоположен святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, во пресвитера. Овдовев в 1938 г., принял в 1942 г. архиерейский сан. В 1947-1954 гг. управлял Ярославской епархией. Перед кончиной принял схиму с именем Лазарь.

14

 

 

работу в «столовую №2 ОРСа» Всполинского отделения Ярославской железной дороги учеником повара. Одновременно с этим учился во 2-й ярославской железнодорожной школе рабочей молодежи в 9-м классе. Ввиду трудности совмещения работы и учебы оставил работу и продолжал учиться. В подростковом возрасте у него созрело твердое намерение посвятить себя служению Церкви. Для современного читателя необходимо пояснить, что статус рабочего в те годы иногда помогал обойти существовавшие препятствия на пути поступления в духовную семинарию.

Прихожане Николо-Пенской церкви при Феодоровском кафедральном соборе часто видели мальчика вместе с его благочестивой матерью за богослужениями: мама будущего архипастыря была женщиной глубокой и чистой веры, духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева), начинавшего свой архиерейский путь в качестве викария священноисповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского и Ростовского.

Мария Николаевна много рассказывала сыну о служении Владыки Варлаама и пережитых им гонениях. Митрополит Ювеналий впоследствии рассказывал: «От нее я впервые узнал об обновленческом расколе и о том, как в Ярославле, в единственной незакрытой церкви, в нижнем просторном храме, занятом раскольниками, во время богослужений было пусто, а на втором этаже Никольская часовня, где служил тогда отец Владимир Градусов, была всегда переполнена богомольцами. Часто по высокой, заполненной людьми лестнице, ведущей в Никольский храм, невозможно было пройти, да и храм-то мог вместить не более ста человек. Однажды, помню, стоя на этой лестнице в зимнюю стужу, я пожаловался, что у меня озябли ноги, на что мама ответила: «Не обманываешь? Ведь Бог все видит!» В ответ на эти слова решил, что мне лучше потерпеть, но не уходить домой до окончания богослужения».

Если учесть в добавление к сказанному, что отец будущего митрополита происходил из старообрядческой среды, а его тетка была истово привержена старой вере, то можно сказать, что мальчик рос в среде, которая давала ему всестороннее представление о религиозной жизни той эпохи, способствовала напряженному внутреннему поиску и духовному созреванию. Впоследствии Владыка Ювеналий напишет: «Ярославль, где я родился, стал для меня духовной колыбелью: все, чем я обязан в своем духовно-нравственном формировании, получил там». Церковное влияние сказывалось и на детских играх.

15

 

 

«В детские годы я сделал из лампадки кадило, изобрел клобук и, подражая священнослужителям, использовал эту «утварь», читал акафист святителю Николаю, а мама совмещала в одном лице и певчих, и богомольцев».

В подростковом возрасте Владимир Поярков состоял в числе прислуживающих в алтаре при ярославских архиепископах Димитрии (Градусове) и Борисе (Вике)2, который однажды, будучи доволен его прочтением Апостола, благословляя, сказал ему: «Молодэц!» Уже став семинаристом, во время каникул участвовал в богослужениях епископа Угличского Исайи3, который, еще не будучи архиереем, много лет служил в Николо-Пенской церкви и был хорошо знаком с Володей Поярковым. Будущий митрополит так пишет об этом: «Я стал постоянно прислуживать при Ярославских архиереях. И в начале этого служения встретился с испытанием, которое могло в какой-то мере изменить мой жизненный путь. За архиерейским богослужением я стоял со свечой, а подсвечник был вдвое больше меня и казался мне тогда тяжелым. Через какое-то время у меня начались боли в спине. Обеспокоенная этим мать хотела приостановить мое первое церковное послушание, и она пошла вместе со мной посоветоваться к протоиерею Николаю Апеллесову, настоятелю кафедрального собора. Батюшка был престарелым и глубоко духовным пастырем, очень популярным среди моих земляков. Внимательно выслушав опасения матери и мои размышления, отец Николай ответил коротко: “Володя уже не сможет оставить это служение, и не надо ему мешать”. Эти слова для меня оказались решающими».

Во время работы в Отделе внешних церковных сношений иеромонах Ювеналий познакомился с бывшим Ярославским Владыкой Иоанном (Соколовым)4, который в шутку называл молодого референта «научным сотрудником».

2 В миру Борис Иванович Вик (1906-1965), в 1926-1934 гг. сторонник обновленцев, в 1944 г. епископ Нежинский, викарий Черниговской епархии, в дальнейшем занимал различные кафедры, в том числе в 1954 г. Ярославскую. Закончил жизненный путь митрополитом Херсонским и Одесским.

3 В миру Владимир Димитриевич Ковалёв (1882 21 октября 1960), трудился на речном транспорте. В 1946-1947 гг. принял монашество, затем был посвящен во диакона и пресвитера. В 1954 г. хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. После ухода на покой архиепископа Димитрия продолжительное время управлял епархией, поскольку нового архипастыря долго не назначали.

4 В миру Иван Александрович Соколов (1877-1962), выпускник Перервинского духовного училища и Московской духовной семинарии, в 1901 г. рукоположен во пресвитера, в 1915 г. овдовел, с 1928 г. архиерей, с 1942 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. В 1944-1964 гг. митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины.

16

 

 

В годы детства и юношества Володи Пояркова на Ярославской земле нес свое пастырское служение будущий митрополит Никодим (Ротов), оказавший большое влияние на формирование религиозного мировоззрения своего юного духовного сына. В автобиографических заметках читаем: «Приблизительно в 1948 г. я познакомился с иеродиаконом Никодимом (Ротовым), который после матери и благочестивых мирян оказал решающее влияние на формирование моей личности и церковного призвания. В его лице я обрел и постоянного духовника, и впоследствии великого иерарха, который с доверием вел и меня к высоким должностям в служении Церкви, строго взыскивая при любых моих опрометчивых шагах». Практически первая встреча произошла таким образом: Володя пошел к колонке за водой и увидел двух монахов, шедших по улице в сторону храма. Это были иеромонах Авель (Македонов, 1927-2006)5 и иеродиакон Никодим, направлявшиеся на встречу с Владыкой Димитрием. В тот день юноша впервые услышал звон на колокольню храма водрузили колокола. Придя вечером на богослужение, увидел, как его совершал отец Авель. В памяти надолго осталось обаяние монашеских одежд. Зная об этом и о намерении Владимира постричься в монахи, отец Никодим впоследствии не раз говорил, что иночество заключается не в красивых одеждах, а в исполнении обетов.

5 В миру Николай Николаевич Македонов, принял монашество и священный сан в 1945 г., духовное чадо архиепископа Димитрия (Градусова), служил в храмах Ярославской и Рязанской епархий, в 19701978 гг. в братии Пантелеймонова монастыря на Афоне (с 1975 г. настоятель). В 1979-1989 гг. - почётный настоятель кафедрального Борисо-Глебского собора в Рязани. В 1989-2004 гг. настоятель Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово Рязанской епархии. Отошел ко Господу в 2006 г., приняв схиму с именем Серафим.

17

 

 

Ведомость оценки знаний и поведения за 1-й класс

18

 

 

1944 год

 

4 «Б» класс школы №37 города Ярославля (в третьем ряду крайний справа – будущий митрополит).1846 год

19

 

 

Благодарность родителям за воспитание сына

20

 

 

Свидетельство об окончании семи классов

21

 

 

 

Владимиру Пояркову 16 лет. 1951 год

22

 

 

Прошение о рекомендации для поступления в семинарию

23

 

 

1952 год

24

 

 

25

 

 

26

 

 

 

Черновик характеристики для поступления в семинарию

27

 

 

 

28

 

 

 

29

 

 

 

1954 год

30

 

 

 

31

 

 

 

Владимир Градусов (будущий архиепископ Димитрий).

1918

32

 

 

 

Дарственная фотография Владыки Димитрия (Градусова)

33

 

 

 

34

 

 

 

35

 

 

 

На могиле архиепископа Димитрия (Градусова). Конец 1970-х годов.

36

 

 

 

2014 г.

37

 

 

 

38

 

 

 

39

 

 

 

40

 

 

 

41

 

 

 

42

 

 

 

43

 

 

 

Епископ Угличский Исаия (Ковалев).

1954 год

44

 

 

 

Архиерейское богослужение в Николо-Пенском храме (Владимир Поярков иподиакон Владыки Исаии).

1955 год

45

 

 

 

Николо-Пенская церковь в настоящее время.

46

 

 

 

Место, где, будучи прислужником, Владимир Поярков стоял с примикирием.

47

 

 

 

48

 

49


Страница сгенерирована за 4.65 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.