13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Трубецкой Сергий Николаевич, князь
Трубецкой С.Н., кн. К девятому симфоническому собранию
Ниже помещенные статьи потому печатаются здесь, что, не принадлежа ни к публицистическим, ни к литературным, они тем не менее были вызваны общекультурным интересом к тому новому направлению в области музыки, которое кн. С. Н. приветствовал с особым интересом. В составлении программы печатающейся книги эти статьи более всего подходят к типу критических, вследствие чего и помещаются непосредственно после критической статьи о литературной деятельности гг. Чехова и Горького, являющейся тоже, до некоторой степени, новым веянием в развитии наших культурных идеалов.
Сегодня в симфоническом собрании музыкального общества А. Н. Скрябин исполняет свой концерт для ф.-п. Произведения этого молодого, многообещающего русского композитора, к сожалению, слишком мало знакомы нашей публике. А между тем г. Скрябин успел уже заявить себя истинным мастером форте-
383
пианного стиля, какого еще не знала русская музыка. Первые, ранние произведения его носят следы влияние Шопена, которое кажется очень значительным, в особенности при первом впечатлении: таковы его мазурки (op. 3), его вальс, некоторые impromtu, ноктюрны и прелюдии. Но это не простые подражания или подделки: изящество и богатство гармонии Шопена, благородство его письма не поддаются подражанию, и молодой композитор, способный писать в манере Шопена, тем самым обличает недюжинное дарование. Но уже в ранних своих композициях г. Скрябин дает нам несколько прекрасных и вполне самобытных вещей (напр. этюд Cis-moll op. 2 и первая соната op. 6). Постепенно творчество его развивается и зреет; в его превосходных этюдах и прелюдиях, в его концерте и двух последних сонатах мы имеем крупные художественные произведения, вполне самобытные по своей гармонии, всегда изящной и содержательной, по глубине и разработке музыкальной мысли и по своей лирике, необычайно индивидуальной и тонкой. Они резко выделяются среди современной фортепианной литературы с ее банальностью, прикрывающейся вычурностью, или с ее трескучей бессодержательной виртуозностью. Лучшие, крупнейшие русские композиторы либо не писали для фортепиано, как Глинка и Бородин, либо не владели фортепианным стилем, как наш симфонист Чайковский: за исключением прекрасного первого концерта этого композитора, первой части его фантазии для ф.-п. да двух-трех незначительных вещиц, его сочинения для фортепиано суть едва ли не самые слабые из его произведений: в особенности наиболее заигранные, как, например, его пресловутый Souvenir de Hapsal. Гораздо выше в музыкальном отношении фортепианные композиции нашего гениального пианиста Антона Рубинштейна, среди которых есть вещи действительно поэтические. Но у Рубинштейна нередко виртуоз берет верх над композитором, и произведения его, написанные в большом стиле, нередко грубы, невыдержанны и не отличаются большой содержательностью. В лице г. Скрябина мы имеем первого самобытного русского композитора, владеющего фортепианным стилем, который так соответствует общему чисто лирическому настроению его музыки. Г-н Скрябин лирик по преимуществу, и в наше время господства симфонической и оперной музыки эта особенность его таланта, которая раскрывается в его фортепианных композициях, является нам и ценной и оригинальной. Пожелаем ему дальнейшего развития его дарования и поже-
384
лаем большого распространения его произведений как среди любителей, так и среди концертантов, которые, к удивлению, игнорируют г. Скрябина, исполняя столь охотно музыкальные изделия всевозможных новейших композиторов, часто лишенные всяких художественных достоинств.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.