Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово на Богоявление

Журнал Московской Патриархии, 1963, № 1, стр. 36—37

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Галат. 3, 27).

Светло празднует Церковь день Крещения Господня, или день Богоявления, когда Господь пришел на Иордан к Иоанну Крестителю и безмерно ущедрил нас Своею благодатию.

Богоявлением называется день, в который крестился Господь, потому, что именно в этот день Он явил Себя миру. В Крещении Господнем на Иордане Единый Триипостасный Бог явился миру во всех трех Лицах Своего Божества, просветил и утвердил нашу веру в Него и вместе с тем освятил нас животворящею и спасительною Своею благодатию. Сын крестится, Отец свидетельствует о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3, 17). Дух Святый, в виде голубине сошедший, указывает на Него.

До 30‑летнего возраста Господь Иисус Христос, согласно иудейским законам, не мог выступить на общественное служение в качестве учителя и проводил жизнь в тиши и безвестности в Назарете Галилейском, укрепляясь духовно и телесно, исполняясь премудрости и благодати (Лк. 2, 52), разделяя труды нареченного отца Своего Иосифа, сыновне повинуясь Ему и Своей Пречистой Матери.

О том, что Господь Иисус Христос до Своего прихода на Иордан не был никому известен, говорит Иоанн Креститель: «Посреде вас стоит. Его же вы не весте» (Иоан. 1, 26). Да и Сам Креститель не знал Его до этого дня: «И аз не ведех Его, но Пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть Крестяй Духом Святым» (Иоан. 1, 33) .

Иоанн Креститель указывает народу на несовершенство своего крещения: он послан крестить водою, а «Той есть Крестяй Духом Святым». Крещение Иоанново было переходной ступенью от иудейского омовения к христианскому крещению. Крещение Иоанново имело своим назначением не телесное очищение, а призыв к покаянию, увещание бросить порочную жизнь и перейти к добродетельной, в ней полагать надежду на спасение, а не в омовениях и очищениях. Будучи нераскаянными, предаваясь порокам, многие тогда превозносились своею праведностию, отдаляя себя от Бога. Цель пришествия Иоанна состояла в том, чтобы расположить людей к познанию своих грехов, склонить к исповеданию их, что неминуемо должно было привести к исканию Искупителя. Крещение Иоанново не сообщало даров Духа Святого: оно повелевало каяться, но от грехов не разрешало. Да и не могло быть отпущения грехов, потому что жертва еще не была принесена; грехи человечества не были искуплены Кровию Христа.

Невольно возникает вопрос: для чего крестился Христос, когда Он не нуждался ни в покаянии, ни в отпущении грехов? Не для получения Святого Духа крестился Господь. Как Сын Божий Он был нераздельно соединен с Духом Святым, почивающим на Нем любовию Отчею. Крещение Иоанново было необходимо для того, чтобы сделать Господа сем известным: «Иоанн убо крести крещением покаяния… да во Грядущего по нем веруют» (Деян. 19, 4). Креститель громогласно проповедует иудеям то, о чем до него ни от кого они не слышали: он говорит им о приближении Царствия Небесного (Мф. 3, 2), подразумевая под Царством Небесным пришествие Христово.

Проповедь о Грядущем Искупителе была настолько сильна, вдохновенна и убедительна, что даже многие мытари и воины спрашивали, что им делать (Лк. 3, 12, 14) и как изменить свою жизнь. В сознании рождались новые побуждения, новые высокие стремления.

Крещение Иоанново было исполнением слов пророка Исаии: «уготовайте путь Господень, правы сотворите стези, Бога нашего» (Исаии, 40, 3). Призывая иудеев творить плоды, достойные покаяния (Мф. 3, 8), Иоанн предуготовлял их к принятию Христа: «Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудея, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от Него, исповедающе грехи своя» (Мф. 3, 5—6). Безгрешному Господу Иисусу Христу не нужно было исповедовать грехи, но Он смиренно вошел в воды Иордана, чтобы явить Себя миру. И Дух Святой снисшел на Него, «дабы показать Проповеданного, наитием Своим, как бы перстом, указуя Его всем» (Св. Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления. Том II, кн. 1‑я, стр. 410). Вот для чего пришел Господь на Иордан.

Креститель с чувством глубочайшего смирения и страха отказался крестить своего Владыку: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» (Мф. 3, 14). Ответом Иоанну Христос указывает на вторую причину Своего пришествия к нему: «Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3, 15), подразумевая под «правдою» исполнение всех заповедей Божиих.

Крещение Господа Иисуса Христа есть образ и нашего крещения. Крестился Господь для нас, чтобы просветить нас светом боговедения, светом истинной веры, чтобы явить нам и приблизить к нам Свое Божество, неприступное и непостижимое в существе. Но милосердие Божие к нам не ограничилось только этим: вечное Солнце Божества явилось нам на Иордане не с одним Светом, но и с Своею животворящею благодатию, оживляющею нашу хладность и духовную мертвенность.

Посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: научите и крестите (Мф. 28, 19), «иже веру имет и крестится, спасен будет» (Мрк. 16, 16). И без крещения нет спасения. В купели крещения умирает наш ветхий человек: «Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Римл. 6, 3—4). Для христианина крещение является тем же, чем для Христа был крест и гроб. Христос умер и был погребен плотию. А мы в крещении погребаем не плоть, а грех.

Если мы участвуем в смерти и погребении Христовом, то тем более будем участвовать в воскресении и в жизни вечной. Уже здесь, на земле, человек в крещении воскресает для новой жизни. Грех умерщвлен, возродилась праведность; ветхая жизнь упразднилась, начата жизнь по евангельским заповедям.

В купели крещения Христос сочетавается с крещаемым, который не только совлекается ветхого человека, но облекается в нового. Христос исполняет его благодатию Духа в миропомазании, и новый человек начинает жить духом в Боге. «Еже бо умре, греху умре единою, а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем» (Римл. 6, 10—11), подражая Его кротости, смирению, послушанию, исполняя всякую правду, всякое ведомое определение воли Божией, чтобы ни в чем не погрешить и ничем не омрачить своей совести: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Галат. 3, 27).

Леонид, архиепископ Можайский


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.