Поиск авторов по алфавиту

Автор:Мень Александр, протоиерей

Мень А,, прот. Общая исповедь Благовещение. 7 апреля 1987 г.

Сегодня мы пришли с вами к Святой Чаше в замечательный день, тот самый день, который называется в церковном песнопении «Спасения нашего главизной», то есть началом нашего спасения, нашего приобщения к высшей Божественной жизни.

С чего это началось? С того, что юной Деве по имени Мария Господь открывает, что она станет Матерью Христа. Это и называется радостной вестью Благовещения, и Она говорит: «Вот Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». И мы видим, что в этом сказалось величие Ее души: Она согласилась и приняла волю Божию. И нам странно: какой же тут подвиг? Это же великая честь была, великое счастье для Нее. Почему же мы так Ее почитаем, вот за эти слова: «Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», — как будто бы что-то Ей было сказано суровое, горькое, тяжелое?

На самом деле нам это кажется потому, что мы никогда не вдумываемся, что могла пережить Дева Мария и что Ее ожидало. Во-первых, страшная, безмерная ответственность, во-вторых, постоянная тревога за свое Дитя, в-третьих, это Ее Дитя и в то же время чужое Ей Дитя. Тот, перед Кем Она должна была склониться, Тот, Который будет называть Ее «Жено», значит, женщина, Он будет от Нее как бы отдален. Он скажет, когда Она придет с Ним повидаться, когда Она будет стучаться в дом, но не сможет войти из-за толпы и когда Господу Иисусу скажут: вот Твоя Мать пришла и братья, — и Он не скажет: разойдитесь все, пусть Мои родные войдут, Он скажет: Тот, кто исполняют Мои слова, тот Мне и Матерь, и сестра, и брат.

И Ей, конечно, слышать это было трудно и горько — и много было горьких минут у Нее в жизни, начиная с того момента, когда Она ждала ребенка, когда Иосиф готов был отказаться от Нее и тайно расторгнуть помолвку с Ней; от того момента и до того момента, как Она стояла у креста, когда Он умирал. Ведь Она все сохраняла в сердце.

165

 

 

все слова, а в этот момент Она могла подумать: может, Я обманулась, может, это все разрушилось? Вот Он просто умирает, Мне же было обещано, что Он будет Царем мира, а вместо этого Он повешен вместе с разбойниками, преступниками.

И это лишь малая доля того, что Ее ожидало. Ее сердце предчувствовало, что это будет тяжкий крест, который Она на себя возьмет, — великий, тяжкий крест. И Она сказала: Се раба Господня, вот Я раба Господня. И для нас с вами, когда мы идем к принятию Святых Тайн, Ее пример, Ее образ здесь самые главные: учиться принимать волю Божию. Он нас сегодня призвал, Он нас сделал христианами, и мы пошли по этому пути. Но ведь это тоже означает не одни только цветы, но и шипы, не одни только прекрасные переживания, но и испытания. Сам Господь Иисус говорит нам, что путь христианский — узкий, ворота вхождения — тесные. Узкий путь... Вот что такое узкий путь. Я всегда вспоминаю от этом пути, когда вспоминаю, как однажды шел по болоту. Оно было очень опасно, и человек мог в одно мгновенье ока провалиться и погибнуть. И только дорожка вилась по кочкам, по ней надо было идти осторожно, не ступив ни направо, ни налево. И в темноте там нельзя было пройти, потому что в темноте с этого узкого пути легко было сойти — и провалиться в трясину. Значит, по христианскому пути надо идти очень осторожно, очень твердо — и при свете, а не в темноте. Какой же свет? Свет—это Священное Писание, это Слово Божие, оно, как светильник, освещает все, и показывает нам, что мы — путники очень плохие. Мы не пользуемся теми правилами, которыми должен пользоваться путник. Что должен делать путник? Во-первых, знать куда он идет, во-вторых, соблюдать осторожность, в-третьих, идти всегда размеренно, твердо, — не бежать, не идти то быстро, то медленно, а идти ритмично.

А разве у нас с вами так? Сегодня помолились, завтра забыли, то мы ходим в церковь часто-часто, то вдруг у нас провал — духовная жизнь у нас получается очень неблагоприятной, путь плохой. Хороший путник имеет путеводитель — это Евангелие, но часто мы в него не заглядываем, идя по этой дороге. Значит, если человек не заглядывает в Слово Божие, он очень легко может заблудиться и сбиться с дороги навсегда. Господи, прости нас грешных. Есть множество правил для нашей жизни, а мы их соблюдаем очень плохо. Правду попираем, гордость в себе выращиваем, злобу, раздражение попускаем, все время нас как бы терзают то недоброжелательство, то злорадство, то какие-то мысли, ничего не контролируем. Человек, который находится в пути, должен держать себя в руках. Вот ему хочется пить, а у него

 166

 

 

осталось немного воды — он должен держать себя в руках. А мы не держим себя в руках: у нас мысли блудные, богохульные, горделивые, тщеславные — и мы не обуздываем их, у нас все в одну кучу. Если не сдерживать себя, не держать контроля, — а вы скажете: нет у нас сил держать, руки опускаются, — Господь же помогает тем, кто хочет, кто делает усилия.

Человек сам лепит себя, свою жизнь — но с помощью Божьей. Помогает Бог только тем, кто трудится, кто делает эти усилия. Благодать Божия действует там, где человек идет ей навстречу. Господь сеет семя, — помните притчу о сеятеле? — четыре зерна упало, из них три упали напрасно, ничего не дали, только одно выросло. Вот так и Господь нам. И вот сейчас, когда мы идем к причастию, скажем: Господи, дай нам научиться творить волю Твою, принять Твою волю, дай нам по этому пути идти ясно, твердо, соблюдая две главные заповеди: любить Господа и любить тех, кто нас окружает.

Что значит любить? Конечно, по-разному человек любит свою жену, своего ребенка, свою мать, своего брата, чужого человека, — но надо относиться ко всем доброжелательно, хотя бы доброжелательно, хотя бы не терзаться чувством мести. Многие из нас постоянно недовольны всем: идут по улице, и кажется им, что вокруг идут одни морды, одни отвратительные люди, одни, так сказать, падшие существа, — а хотя мы такие же, мы не имеем права судить, у нас нет права. И стоит нам только повернуть в сердце что-то и посмотреть на людей по- человечески и по-Божьи, как мы увидим, что идут совсем неплохие люди: и страдающие, и усталые, и обремененные, и многие есть очень добрые и симпатичные: видеть надо в людях то, что видит Бог — глубину сердца. Господи, прости нас, дай нам достойно сегодня подойти к принятию Святых Таин.

День Благовещенья — пусть он будет для каждого из вас радостной вестью, что вы сегодня родились заново, что сегодня пришел к вам Господь, молитесь в глубине души, стучите к Нему, призывайте Его, и тогда все это осуществится, тогда все исполнится, потому что вы будете жить твердо, радостно, мужественно, насыщенно, благообразно, интересно, прекрасно — вот это и есть подлинная живая жизнь Божия, не прозябание какое-то скучное, серое, в тени греха, а настоящая жизнь, открытая всем ветрам, жизнь прекрасная, потому что Господь дает нам жизнь прекрасную, радостную жизнь, а если мы это портим, то только по собственной вине. Господи, прости нас грешных.

 167


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.