Поиск авторов по алфавиту

Автор:Мень Александр, протоиерей

Мень А,, прот. О призвании апостола Петра. 1982 г.

Вы слышали сегодня евангельский рассказ о том, как Господь повелел ученикам забросить сети, и они Ему ответили: Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не достигли. — Он говорит: Забросьте, забросьте еще раз с правой стороны. — И они послушались Его, и, отойдя на лодке на глубину, забросили сети. И вдруг почувствовали, что сети натягиваются, и что лодка кренится, и что они даже не в состоянии вытащить переполненные внезапно целым косяком рыб сети. И им пришлось махнуть рукой и крикнуть друзьям своим Иакову и Иоанну, которые были рядом на своей лодке, и те подплыли ближе и рыбу нагрузили на две лодки. И Петр, видя это чудо, сказал: Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный и не могу быть тут рядом с Тобой. — А Господь сказал ему: Ты будешь ловить человеческие души.

В этой истории — начало призвания апостола Петра, и одновременно здесь — как бы образ наших с вами духовных, христианских молитвенных усилий. Много всякого труда совершает человек: он добывает себе пищу, он добывает себе кров, он добывает себе знания и множество всякого иного труда он прикладывает. Конечно, любой этот труд нужен человеку — и для поддержания жизни, нужен также и для раскрытия богатств его души, способностей человеческих. Но

 147

 

есть один труд из всех, который обладает для нас особенной важностью: труд этот — духовная жизнь и молитва. Потому что если мы трудимся для того, чтобы пропитать свое тело, тем более необходим труд для того, чтобы напитать свою душу. И если человек все берет для тела из окружающей его природы, он берет все из мира: он вдыхает легкими воздух, чтоб поддержать свою жизнь, он пьет воду, он принимает пищу, он испытывает на себе влияние тепла солнечного и холодного ветра, — все это зависит от природы. Но духовная наша жизнь, она есть путь к Господу, и к Нему мы хотим придти и ждем, когда Он войдет в нашу жизнь.

И оказывается, это труд великий и немалый. Оказывается, мы можем вместе с апостолом сказать: Наставник, мы трудились долго, и все бесплодно; мы можем сказать: Господи, мы знаем заповеди Твои — всю свою жизнь, годы и годы, и мы непрестанно их продолжаем нарушать. Мы знаем, Господи, что Ты есть источник жизни, что надо к Тебе приникнуть, Тебя найти, и вместо этого мы стоим, холодные и равнодушные, повторяя, перебирая механически, губами, молитвы, а своим умом уносясь далеко-далеко от Тебя. Я знаю, что Ты ищешь нас, ждешь от нас добра в жизни, осуществления того, что Ты Сам назвал Царством Божиим внутри нас, чтобы мы были Твоими свидетелями, и вместо этого мы все равно остаемся детьми века сего, детьми мира сего, живем только по человеческим рассуждениям, живем по законам мира сего, неспособные принять закон Христов.

И каждый раз, забрасывая сети свои, мы вытаскиваем их пустыми. И каждый раз мы приходим на исповедь и опять приносим все те же грехи, и опять как будто бы все наши усилия бесплодны, как будто бы нет возможности нам этого достигнуть. Нам это необходимо, мы без этого жить не можем, как тело не может жить без пищи, таки дух наш не может жить без Слова Божия, без благодати Господней, иначе он зачахнет, умирает еще при жизни. Человек становится живым трупом, который ходит, двигается, ест, но уже ничего у него в душе нет. Что будет с таким человеком, когда его тело умрет, когда эта несчастная, искалеченная душа предстанет пред Господом, уйдет в иной мир ..

Поэтому мы знаем, что нам возможно, что нам необходимо, здесь и теперь, в этой жизни себя духовно усовершенствовать. Но это слово ложное, и мы все в этом убедились на собственном опыте. Нельзя себя усовершенствовать. Наставник, повторяем мы слова апостола, мы трудились, и это было все напрасно. Но они тут же добавили: Но по Твоему слову, то есть веря Твоему слову, мы все-таки еще раз забросим сети. — Они Ему доверились и отплыли на глубину, где раньше ничего

 148

 

не могли выловить, они в который раз закинули сети, и тут-то они и натянулись. И вот мы с вами также можем сказать: Господи, у нас нет надежды, нет надежды стать христианами настоящими, нет надежды ни грех одолеть, ни жить по-Твоему. Мы так мертвы и бессильны, но по слову Твоему еще раз и еще раз будем стараться, будем стремиться к тому, чтобы Ты все-таки нам помог выбраться из этого. — И вот человек может делать последнее усилие, человек может почти в отчаянии сказать: Господи, я не могу ни молиться, ни творить добра, теперь Ты действуй за меня и во мне.

И если это действительная вера, ведь апостолы забросили сети, потому что они поверили слову Господню, тогда так может случиться и обязательно случится, если мы будем доверять Богу, обязательно случится, мы почувствуем, что что-то в нас происходит, что тот грех, который раньше манил, становится мерзким и отвратительным, что молитва, которая раньше у нас не шла, вдруг начинает подыматься сама собой из сердца, как бы рваться, и желание жить по-христиански окажется в нас сильнее, чем наши обыкновенные мирские оковы и узы. Мы вдруг почувствуем себя детьми Божиими, для которых невозможно отступить от Господа. И все это произойдет потому, что мы поверим слову Христову. Не бойся, говорит Господь, только веруй. Это Я, говорит Он, не бойтесь. Вера твоя спасла тебя, говорит Он, Почему спасла? Что ж это такое за чудо веры? Неужели это только то, что живет в человеке и его спасает? Нет. Только потому вера спасает, что она живого человека соединяете Богом живым и дает возможность Божьей благодати делать нас чадами Христовыми.

И поэтому, мои дорогие, когда мы будем чувствовать свое бессилие, свою греховность, свою бесконечную душевную немощь, не отчаивайтесь, не думайте, что это конец, что мы погибли. Есть у нас Заступник и Спаситель Господь, который может самого тупого, самого злобного, самого ленивого, самого недостойного человека, если только в нем проснется хоть искра веры, исцелить и сделать своим и очистить святостью к Царству Божию здесь и теперь. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.