Поиск авторов по алфавиту

Ж

Жаботинскій Ануфріевскій заштатный
мужской монастырь, общежительный. На-
ходится въ Кіевской губ., Черкасскомъ уѣздѣ,
въ 1/2 вер· отъ дер. Чубовки. Существовалъ
въ 1706 г., но точно время основанія его
• не установлено. Имѣетъ 2 храма: каменный
и деревянный.

Жадовская Казанско - Богородицкая

мужская пустынь, нештатная и необщежи-
тельная, приписанная къ Симбирскому архі-
ерейскому дому. Находится въ Симбирской
губ., Карсунскомъ уѣздѣ, въ 3 вер. отъ
села Жадовки. Существовала въ XVII вѣкѣ;
въ 1764 г. была упразднена, а въ 1848 г.
возобновлена. Храмовъ два.

Жанна д’Аркъ, Орлеанская дѣва, римско-
кат. св., канонизованная Львомъ XIII. Ро-
дилась въ 1412 г. въ Шампаньи и съ юныхъ
лѣтъ ей стали слышаться голоса святыхъ,
зовущихъ ее на подвигъ. Ей удалось убѣ-
дить родителей въ своей высокой миссіи
и въ 1429 г. она была представлена королю.
Король далъ ей отрядъ войска и во главѣ
его она освободила занятый англичанами
Орлеанъ, изгнала англичанъ изъ всѣхъ
крѣпостей по среднему теченію Луары и
короновала Карла въ Реймсѣ. Жанна, счи-
тая свою миссію выполненной, просила ко-
роля отпустить ее, но король не согласился.
Предчувстія, которыя заставили Ж. просить
короля отпустить ее, оправдались. При осадѣ
Парижа она была ранена, а при защитѣ
Компьена (1430 г.) англичане разбили фран-
цузовъ и взяли Ж. въ плѣнъ. Однако ея
первыя удачи навели на англичанъ такую

панику, что они признали ее за колдунью
и потому постановили предать ее сожженію
(30 мая 1431 г. въ Руанѣ). Въ 1450 г. ея
процессъ былъ пересмотрѣнъ и съ ея па-
мяти было снято обвиненіе въ колдовствѣ.

Ждановъ, А. А., маг. богословія. По
окончаніи курса въ моск. д. академіи въ
1887 г. былъ оставленъ профессорскимъ
стипендіатомъ, а въ 1891 г., по утвержденіи
въ степени магистра богословія, избранъ
доцентомъ. Затѣмъ онъ переходитъ на
службу въ вѣдомство министерства нар.
просв. Его магистерская работа—«Откро-
веніе Господа о семи азійскихъ церквахъ»
является вкладомъ въ научную богослов.
литературу. Ему же принадлежитъ рядъ
статей въ Богословскомъ Вѣстникѣ.

Жезлъ — символъ духовной власти и
силы (Мих. 7, 14) и (1 Кор. 4, 21). Древнѣй-
шія христіанскія изображенія Спасителя
представляютъ его подъ видомъ Добраго
Пастыря съ жезломъ въ рукѣ. Точно так-
же изображаются съ жезлами апостолы
Петръ и Павелъ. Въ виду преемственной
духовной власти жезлъ отъ этихъ апосто-
ловъ перешелъ къ ихъ преемникамъ—епи-
скопамъ. Жезлъ въ рукѣ епископа являлся
символическимъ уподобленіемъ его пастырю
духовнаго стада, обязанному заботиться о
цѣлости и сохранности его. Въ частности
же онъ указывалъ на право епископа су-
дить и рѣшать. Историческія свѣдѣнія,
дошедшія до насъ, указываютъ на то, что
на западѣ жезлъ, какъ символъ еп. власти,
былъ въ болѣе раннемъ употребленіи, чѣмъ


879

880

на востокѣ. Такъ, письмо папы Целестина
къ епископамъ Галліи (V в.) подтверждаетъ

употребленіе жезла въ то время въ запад-
ной церкви. О примѣненіи жезла въ во-
сточной церкви первое указаніе встрѣчается
въ несторіанскомъ чинѣ епископскаго руко-
положенія (VI—IX вѣка). Въ началѣ форма
жезла была въ видѣ пастушескаго посоха,
съ загнутымъ внизъ верхнимъ концомъ.
Затѣмъ, чтобы отличить жезлъ патріарха
отъ жезловъ епископа и игумена, первый
стали дѣлать двурогимъ, въ видѣ якоря.
Жезлы этой формы употреблялись какъ
въ древне-греческой, такъ и въ древне-рус-
ской церквахъ. Таковъ, напр., посохъ, по-
даренный Михаиломъ Ѳеодоровичемъ въ
смоленскій Успенскій соборъ. Съ XVI вѣка
на востокѣ и съ XVII вѣка въ Россіи вхо-
дитъ въ употребленіе жезлъ, верхній ко-
нецъ котораго имѣлъ не форму якоря, а
форму двухъ змій, обращенныхъ другъ къ
другу, чѣмъ наглядно выражалась мысль о
мудрости архипастырскаго правленія. Епи-
скопскій жезлъ въ отличіе жезла архиман-
дрита на всемъ своемъ протяженіи имѣлъ
яблоки или шипы. Особенность жезла рус-
ской церкви, состоитъ въ томъ, что онъ
снабженъ, такъ наз., сулкомъ, котораго нѣтъ
въ жезлѣ греческой церкви. Сулокъ пред-
ставляетъ собою два небольшихъ, вложен-
ныхъ одинъ въ другой, платковъ, которые
стягиваются шнуромъ у самой поперечины
жезла. Сулокъ введенъ въ русской церкви,
вѣроятно, въ силу климатическихъ условій.
Во время сильныхъ морозовъ при крестныхъ
ходахъ представляется невозможнымъ дер-
жать желѣзный жезлъ незащищенной ру-
кой. Поэтому верхній платокъ сулка пред-
назначенъ защищать руку отъ наружнаго
холода, а внутренній—отъ прикосновенія
къ холодному металлу. Право ношенія же-
зловъ кромѣ епископовъ предоставляется
еще архимандритамъ и игуменамъ. Въ на-
стоящее время жезлъ игумена представля-
етъ собою обыкнов. палку изъ чернаго де-
рева, съ небольшой поперечной перекла-
диной наверху. Что касается жезла архи-
мандрита, то въ настоящее время онъ ни-
чѣмъ не отличается отъ жезла епископа.
Уже въ серединѣ XVIII в. онъ отличался отъ
послѣдняго только количествомъ яблокъ, а
къ началу XIX ст. исчезло и это различіе.
Въ древнее время въ греческой церкви
право врученія жезла было предоставлено
императору. Этотъ же обычай былъ заим-

ствованъ оттуда и въ Россію: русскіе цари
вручали жезлъ сперва митрополитамъ, а
съ введеніемъ патріаршества—патріархамъ,
а эти послѣдніе епископамъ. Съ 1725 г.
св. Сѵнодъ возложилъ обязанность вру-
ченія посоха на первенствующаго при хи-
ротоніи епископа, при чемъ само врученіе
происходитъ послѣ литургіи на архіерей-
ской каѳедрѣ, посрединѣ храма.

Жезлъ Аароновъ—одна изъ свящ. при-
надлежностей скиніи. Когда во время стран-
ствованія по пустынѣ нѣкоторыя колѣна
стали выражать недовольство на то, что
для служенія Бога избрано Левіино колѣно,
то рѣшено было прибѣгнуть къ суду Божію.
Съ этой цѣлью жезлы всѣхъ начальниковъ
колѣнъ были положены на ночь въ скинію.
Поутру выяснилось, что изъ всѣхъ жезловъ
жезлъ Аарона, изъ колѣна Ливіина, далъ
ростки и расцвѣлъ. (Числ. 17, 1—8). Въ
память этого событія Ж. Аарона былъ
оставленъ въ скиніи, какъ святыня, передъ
ковчегомъ.

Желобовскій, Александръ Александро-
вичъ, бывшій протопресвитеръ военнаго· и
морского духовенства. Родился въ 1834 г.
въ семьѣ псаломщика Новгородской еп.,
высшее образованіе получилъ въ спб. д.
академіи, которую окончилъ въ 1850 г. со
степенью магистра богословія. 17 сент.
1859 г. рукоположенъ во священника ми-
тавскаго гродненскаго полка; въ 1861 г.
назначенъ благочиннымъ 7-й кавалер. ди-
визіи, въ 1866 г. переведенъ къ церкви л.-
гв. кирас. Ея Величества полка, въ 1873 г.
возведенъ въ санъ протоіерея, а въ 1880 г.
назначенъ благочиннымъ гвард. духовен-
ства; въ 1882 г.—настоятель Сергіевскаго
всей артиллеріи собора; въ 1888 г. Высо-
чайше утвержденъ въ должности главн.
священника гвардіи и гренадеръ, арміи и
флотовъ, а съ 1890 г.—протопресвитеръ
военнаго и морского духовенства. Какъ
протопресвитеръ онъ обнаружилъ заботы
о развитіи христіанской настроенности въ
войскахъ и о должномъ значеніи полковыхъ
священниковъ. Съ этой цѣлью онъ завелъ
при церквахъ библіотеки религіозно-нравств.
содержанія, внѣбогослужебныя бесѣды въ
воинскихъ частяхъ, открылъ журналъ
«Вѣстникъ Военнаго Духовенства», прини-
малъ дѣятельное участіе въ особой комис-
сіи для поднятія религіозно-нравственнаго
воспитанія войскъ. Военное духовенство въ
частности обязано ему улучшеніемъ оклада


 

881

882

пенсій. Пр. Желобовскій извѣстенъ и какъ
законоучитель: такъ имъ выпущено по 3.
Божію рядъ руководствъ, выдержавшихъ
нѣсколько изданій, †1910 г.

Желѣзная корона нах. въ церкви Іоанна
Предтечи въ г. Монцѣ возлѣ Милана, куда
она была пожертвована королемъ ланго-
бардскимъ Агилульфомъ, получившимъ ее
какъ наслѣдство. По преданію, сохранивше-
муся со временъ Карла Великаго, узкій же-
лѣзный обручъ короны, помѣщенный внутри
золотого, выкованъ изъ гвоздя отъ Креста
Спасителя.

Желѣзноборовскій Предтеченскій за-
штатный мужской монастырь, находящійся
въ Костромской губ., въ 15 вер. отъ гор.
Буя, при селѣ «Желѣзный Борокъ». Онъ
необщежительный, основанъ въ XIV вѣкѣ.
Храмовъ имѣетъ два.

Жертва—приношеніе Богу въ знакъ бла-
годарности или какъ просьба о помощи.
Жертва существовала у всѣхъ народовъ.
Она—свидѣтельство ничтожества человѣка
и его зависимости отъ воли Высшаго Су-
щества. Съ другой стороны она—просто
одинъ изъ способовъ молитвеннаго отно-
шенія къ Богу, одно изъ внѣшнихъ про-
явленій внутренней связи человѣка съ Бо-
гомъ. Высокое значеніе жертвы раскрыто
и выдержано въ Библіи. Языческія же жертвы
часто не лишены чувственнаго характера
и даже кровожадности. Такъ, языческимъ
богамъ Ваалу и Астартѣ приносилась въ
жертву дѣвическая честь, для чего суще-
ствовала особая каста «священныхъ блуд-
никовъ и блудницъ». У многихъ языческихъ
народовъ существовали человѣческія жер-
твоприношенія: родители приносили въ
Ж. своихъ дѣтей, владыки—рабовъ и т. д.
Въ Библіи имѣются два указанія на чело-
вѣческія жертвы: принесеніе Авраамомъ
своего сына Исаака и Іефѳаемъ—дочери.
Однако первая жертва является лишь испы-
таніемъ Богомъ твердости вѣры Авраама,
а вторая разсказана столь неопредѣленно,
что ее можно толковать различно. Вѣрнѣе
всего думать, что дочь Іефѳая была посвя-
щена при скиніи на служеніе Богу. (См.
Суд. 11, 30—40). Не надо забывать, что
первые люди не знали человѣческихъ жертвъ
и что затѣмъ при Моисеѣ былъ строго
разработанъ обрядъ жертвоприношеній, въ
который не входятъ человѣческія жертвы.
Первыя жертвы, о которыхъ упоминается
въ Б., были—Каина (отъ земныхъ плодовъ)

и Авеля (отъ стадъ). Моисей распредѣлилъ
жертвы на 5 родовъ и правила о нихъ
изложены въ книгѣ Левитъ: 1) Ж. всесо-
жженія, 2) Ж. о грѣхѣ, 3) Ж. повинности,

4)   Ж. мира въ знакъ благодарности Богу
и 5) Ж. безкровная. Затѣмъ во времена
пророковъ понятіе о жертвѣ расширилось
и углубилось. Смыслъ жертвы усматривался
не въ приношеніи на алтарь жертвенный
животныхъ и плодовъ земныхъ, а въ при-
несеніи Богу Ж. отъ чистаго сердца. Нако-
нецъ, ветхозавѣтную Ж. слѣдуетъ разсмат-
ривать, какъ прообразъ великой Ж. Бого-
человѣка, принесенной Имъ въ искупленіе
грѣховъ всего міра.

Жертва безкровная—таинство евхари-
стіи. Православная церковь, основываясь
на Св. Писаніи (Іоан. 6, 51; Мѳ. 26, 28; Мр.
14, 24; 1 Кор. 11, 24) и на ученіи отцовъ
церкви, полагаетъ, что однажды и навсегда
принесенная за родъ человѣческій I. Хри-
стомъ жертва не исключаетъ приношенія
евхаристической жертвы, являющейся част-
нымъ примѣненіемъ крестной жертвы I. Хри-
ста. Она называется безкровной въ отличіе
отъ кровавыхъ жертвъ древнихъ и языче-
скихъ народовъ. Ученіе православной церкви
расходится съ протестантскимъ представле-
ніемъ объ искупительной жертвѣ I. Христа,
которые полагаютъ, что послѣ нея нѣтъ
нужды ни въ какой другой жертвѣ.

Жертвенникъ—возвышеніе для жертво-
приношенія. Въ началѣ ж, являлось есте-
ственное возвышеніе (камень, напр., у Іако-
ва), затѣмъ съ установленіемъ обряда
жертвоприношенія ж. дѣлается изъ камней.
Такъ, послѣ чудеснаго перехода израиль-
тянъ черезъ Іорданъ, I. Навинъ построилъ
ж. изъ камней, взятыхъ со дна Іордана.
Онъ же воздвигнулъ ж. изъ камней на рѣ-
кѣ Гевалъ. Ж. въ скиніи были изъ дерева,
изъ нихъ одинъ, предназначенный для
жертвъ всесожженія, былъ покрытъ мѣдью,
а другой—для жертвъ куренія—золотыми
плитами. Ж. всесожженія имѣлъ форму
ящика съ мѣдными кольцами для несенія
на шестахъ и мѣдной рѣшеткой внутри
для дровъ. По угламъ ж. имѣлись возвы-
шенія—«роги». Въ знакъ преданности и
любви къ Богу евреи должны были коснуться

этихъ мѣстъ. Ж. кадильный имѣлъ форму
стола, на которомъ первосвященникомъ и
священниками совершалось два раза въ
день—утромъ и вечеромъ—куреніе благо-
вонныхъ травъ. Отъ ветхозавѣтной цер-


 

883

884

кви ж. перешли и въ новозавѣтную. Жер-
твенники въ первые вѣка дѣлались изъ
дерева и камня. Въ настоящее время ж. въ
западной церкви дѣлаются изъ камня, а
въ восточной приняты деревянные.

«Живоносный источникъ», явлен. иконы
Божіей Матери. Именуется эта икона такъ
потому, что Богородица сама указала ис-
точникъ воды, протекавшій близъ гор. Кон-
стантинополя въ рощѣ. Вода творила чу-
деса исцѣленій. Нѣсколько храмовъ строили
надъ этимъ источникомъ и всѣ они разру-
шались руками невѣрныхъ. Въ настоящее
время храмъ существуетъ, причемъ и маго-
метане относятся къ нему съ большимъ
-благоговѣніемъ. Празднованіе—4 апрѣля.

Животная книга—названіе книги, въ
которую вносили въ древне-русское время
имена умершихъ и погибшихъ на войнѣ.

Животныя библейскія.—Въ Библіи жи-
вотный міръ раздѣляется на 4 разряда,
при чемъ каждый разрядъ содержитъ въ
себѣ животныхъ, которыхъ можно вкушать
человѣку, или чистыхъ, и животныхъ, за-
прещенныхъ для пищи, или нечистыхъ, а
именно: 1) четвероногихъ земныхъ живот-
ныхъ (Лев., 11, 2), 2) морскихъ рыбъ
(9, 10), 3) небесныхъ птицъ (13) и 4) пре-
смыкающихся (20,29,41). Кромѣ того среди
животныхъ перваго разряда устанавли-
вается раздѣленіе на домашній скотъ и на
дикихъ животныхъ (Быт. 1, 25; 2, 20; 7, 14,
21; 8, 1, 17, 19). Изъ животныхъ, живущихъ
на сушѣ, т. е. 1-го разр., чистыми счита-
лись животныя съ раздвоенными копытами
и жующія жвачку (коровы, козы, овцы,
олени, серны, буйволы, ориски и камело-
парды.—Втор. 14, 5). Изъ нечистыхъ жи-
вотныхъ въ Б. упоминаются: оселъ (Быт.
37, 25); 1 Пар. 12, 40), верблюдъ (1 Пар.
27, 30), лошадь (Быт. 47, 17; 50, 9), мулъ
(1 Цар. 13, 29), заяцъ, тушканчикъ (Лев. 11,
5—6; Втор. 14, 7), волкъ, медвѣдь (4 Цар.
2, 24), левъ (Суд. 14, 8), пантера (Чер. 5, 6),
гіена (Іер. 12, 9), лисица (Пѣснь 11, 2, 12).
Изъ животныхъ 2 разр., т. е. рыбъ, чи-
стыми признаются тѣ, которыя имѣютъ
плавательныя перья и чешую. Отдѣльныхъ
названій ихъ въ Б. не упоминается. Жи-
вотныя 3 разр., птицы, упоминаются въ
слѣд. мѣстахъ: голуби, горлицы (Іер. 8, 7),
куропатки (1 Ц. 26, 20), журавли и ласточки
(Іер. 8, 7), куры (Мѳ. 23, 37). Это—чистыя
животныя. Нечистыми считались хищныя
птицы: вороны, соколы, орлы, коршуны,

аисты и др. (Лев. 11, 13—19); Втор. 14,
12—18). Изъ животныхъ 4-го разр., пре-
смыкающихся, чистыми считаются только
тѣ, которыя могли скакать, т. е. у кото-
рыхъ голени были выше ногъ, напр., са-
ранча (Лев. 11, 21, 22). Изъ пресмыкаю-
щихся въ Б. упоминаются слѣдующія: мышь,
ящерица (Лев., 11, 29—30), лягушки, кротъ
(Исх. 8, 8), змѣя, червь, саранча (Лев., 11,
22), пчела (Суд. 14, 5—8), шершень (Исх.
23, 28), муха, моль (Іов. 4, 19), муравей
(Притч. 6, 6), паукъ (Притч. 30, 28), блоха
(1 Ц. 26, 20), скорпіонъ (Втор. 8, 15), гусе-
ница (Іоль 1, 4), улитка (Пс. 57, 9).

Жидовствующіе.—Ересь XV в. Первымъ
распространителемъ ея былъ еврей Схарія,
который попалъ въ Новгородъ изъ Литвы,
состоя въ свитѣ брата кіевскаго князя Си-
меона—Михаила Александровича, прислан-
наго сюда по просьбѣ новгородцевъ поль-
скимъ королемъ Сигизмундомъ. Схаріи уда-
лось здѣсь совратить въ ересь нѣсколь-
кихъ священниковъ. Согласно свѣдѣніямъ,
помѣщеннымъ въ «Просвѣтителѣ» Іосифа
Волоцкаго, ученіе Ж. представляется въ
слѣд. видѣ: они отрицаютъ Троичность Бо-
жества и божественность I. Христа, не вѣ-
рятъ въ таинство причастія, не призна-
ютъ поклоненія иконамъ, отрицаютъ мона-
шество и духовную іерархію. Короче, ересь
представляла собою просто отрицаніе хри-
стіанства. Въ 1480 г. ересь проникла въ
Москву т. о.: велик. князю Ивану Василь-
евичу понравились два Новгор. священника,
которые тайно раздѣляли ересь, и онъ пе-
ревелъ ихъ въ Москву. Въ Москвѣ они
получили мѣста протопоповъ Успенскаго
и Архангельскаго соборовъ и занялись дѣ-
ятельной пропагандой, которая оказалась
успѣшной. Въ числѣ сторонниковъ ея былъ
и дьякъ Ѳедоръ Курицынъ, приближенный
къ великому князю. Пока Ж. скрывали
свои убѣжденія и ничѣмъ не выражали
своего отношенія къ христіанству, на нихъ
не обращали вниманія. Но въ 1487 г. нѣ-
сколько пьяныхъ священниковъ въ Новго-
родѣ стали открыто хулить православную
вѣру. Архіепископъ Геннадій, по разслѣдо-
ваніи этого дѣла и подтвержденія досто-
вѣрности событія, началъ съ ересью энер-
гичную борьбу. Несмотря на то, что среди
приверженцевъ Ж. были и любимцы вели-
каго князя и что бывшій въ то время митро-
политомъ московскимъ—Геронтій враждебно
относился къ Геннадію, послѣдній успѣлъ


 

885

886

заручиться поддержкой другихъ еписко-
повъ и добился созыва собора (1488 г.),
который постановилъ нераскаявшихся каз-
нить «градскою казнію». Въ 1491 г. тому же
Геннадію удалось собрать второй соборъ,
который предалъ сторонниковъ ереси изъ
духовенства проклятію и приговорилъ къ
заточенію. Однако дальнѣйшая борьба съ
ересью являлась затруднительной по мно-
гимъ причинамъ: новый митрополитъ Зо-
сима былъ на сторонѣ Ж., приближенные
великаго князя насчитывали въ своей средѣ
нѣсколькихъ лицъ, причастныхъ къ ереси.
Наконецъ, въ лицѣ снохи Іоанна—Елены
Ж. имѣли самую прочную поддержку. Для
борьбы съ арх. Геннадіемъ стараніями Ку-
рицына въ Новгородскій Юрьевскій мона-
стырь былъ назначенъ архимандритомъ Ж.
Касіанъ, который обнаружилъ открытое
неповиновеніе Геннадію и занялся распро-
страненіемъ ереси въ народѣ. Тогда Ген-
надій измѣнилъ методъ борьбы. Понимая,
что поднятіе религіозности и искорененіе
суевѣрія и невѣжества въ народѣ лучше
всего помѣшаютъ распространенію ереси,
онъ всю энергію свою и усилія напра-
вилъ въ сторону религіознаго просвѣ-
щенія народа. Затѣмъ для обличенія ере-
тиковъ онъ приглашаетъ къ себѣ на по-
мощь Іосифа Волоцкаго, блестящаго ора-
тора. Подъ тяжестью обвиненій послѣдняго
долженъ оставить московскую каѳедру ми-
трополитъ Зосима (1494 г.). Въ 1502 г.
Елена, главная поддержка ереси Ж., и ея
сынъ были заточены, и второй сынъ Іоан-
на—Василій былъ объявленъ наслѣдни-
комъ престола. Этотъ годъ былъ рѣшаю-
щимъ ударомъ для ереси. На соборѣ, со-
званномъ великимъ княземъ въ 1504 г.,
нѣсколько еретиковъ были преданы про-
клятію и казнены (братъ Ѳедора Курицы-
на—Волкъ, Димитрій Коноплевъ и др.). Нѣ-
которые изъ Ж. были отправлены въ тюрь-
мы, другіе—въ заточеніе. Спустя нѣкото-
рое время ересь совершенно прекратилась.
Жидовствующіе XIX ст.—еретики-суббот-
ники, придерживающіеся нѣкоторыхъ еврей-
скихъ догматовъ и обрядовъ (обрѣзаніе,
суббота и т. д.). Ересь начала распростра-
няться въ Тульской, Тамбовской и Воро-
нежской губерніяхъ (1811 г.). Для борьбы
съ этой сектой въ 1825 г. былъ предпри-
нятъ рядъ мѣръ (отдача въ военную службу,
ссылка въ Сибирь), а въ цѣляхъ возбужде-
нія въ народѣ отвращенія къ этой сектѣ,

повелѣно было членовъ секты вмѣсто суб-
ботниковъ звать жидовствующими и объ-
явить, что они—настоящіе жиды. Вмѣстѣ
съ тѣмъ было постановлено изъ мѣстъ
распространенія ереси евреевъ изгонять и
не допускать ихъ появленія въ такихъ мѣ-
стахъ (отменено въ 1884 г.). Позднѣе жи-
довствующіе стали называться іудействую-
щими.

Жидята Лука—второй новгородскій епи-
скопъ, (первый — Іоакимъ Корсунянинъ),
ставленникъ великаго князя Ярослава.
Управлялъ епархіей съ 1036 г. до 1060 г.
Подъ сомнѣніемъ его происхожденіе. Одни,
опираясь на прозвище «Жидята», счита-
ютъ его перекрещеннымъ евреемъ, другіе же
признаютъ за нимъ чисто русское проис-
хожденіе. Какъ епископъ, онъ проявилъ
себя дѣятельнымъ и заботливымъ пасты—
ремъ недавно крещеннаго народа. Для его
просвѣщенія онъ велѣлъ переписывать свя-
щенныя книги (Остромирово Евангеліе) и
самъ переводилъ съ греческаго. Наконецъ,
онъ самъ писалъ поученія и проповѣды-
валъ, при чемъ обнаружилъ недюжинныя
ораторскія способности. Его рѣчь была
проста, ясна и богата внутреннимъ содер-
жаніемъ. Затѣмъ, при немъ было построено
нѣсколько церквей и монастырей. Знаме-
нитый Софійскій соборъ былъ также при
немъ построенъ и освященъ. Послѣ смерти
Ярослава, который его поставилъ въ Нов-
городъ и всегда ему покровительствовалъ,
онъ, вслѣдствіе лживаго доноса своихъ хо-
лоповъ, былъ присужденъ митр. Ефремомъ къ
лишенію каѳедры и пробылъ въ заключеніи
въ Кіевѣ 3 года. Послѣ этого онъ былъ
опять возвращенъ къ своей прежней дѣя-
тельности и въ 1060 г. умеръ. Въ 1558 г.
при перестройкѣ придѣла новг. Софійскаго
собора были обрѣтены нетлѣнными мощи
Л. Ж. и онъ былъ причисленъ къ лику
святыхъ. Память его—4 окт. и 10-го февр.

Жижка Янъ—одинъ изъ сподвижни-
ковъ Яна Гуса. (См. Гусъ).

Жизнь вѣчная. (Дан. 12, 2). Имѣетъ
двоякое значеніе. Если разсматривать зем-
ную жизнь внѣ связи съ будущей жизнью,
то она есть тлѣніе (Р. 8, 21), и понятіе
в. ж. будетъ опредѣленіемъ будущей, за-
гробной жизни. Мы получаемъ вѣчную жизнь
черезъ Христа, но до явленія Его «мы умерли
и жизнь наша сокрыта со Христомъ въ
Богѣ», «когда же» «явится Христосъ, жизнь
наша, тогда и мы явимся съ нимъ во сла-


 

887

888

вѣ». (Кол. 3, 3, 4). Это понятіе о в. ж.
развито у ап. Павла и у другихъ новоза-
вѣтныхъ писателей. Это же представленіе
о в. ж. встрѣчается и у многихъ отцовъ
церкви (Василій В., Григорій Нисскій, Іоаннъ
Дамаскинъ). Другая точка зрѣнія на поня-
тіе в. ж. подробно развита и послѣдовательно
установлена у св. апостола Іоанна Бого-
слова. В. ж. принадлежитъ одному Богу,
Который одинъ имѣетъ жизнь въ Себѣ
(Іоан., 5, 26; 6, 57, 69). Поэтому чѣмъ ближе
мы къ Богу, тѣмъ полнѣе и совершеннѣе
наша жизнь, тѣмъ ближе мы и къ Источ-
нику в. ж. (Іоан. 6, 33, 54), потому что у
Бога всѣ живы (Лук. 24, 5). Т. о. общеніе
съ Богомъ—основное условіе вѣчной жизни,
а всѣ остальныя условія для нея явятся
сами собой (Мѳ. 22, 29—32). Но согрѣшив-
шее человѣчество можетъ имѣть общеніе
съ Богомъ только черезъ своего Искупи-
теля, Которому дано имѣть въ Себѣ жизнь
(Іоан. 5, 26; 6, 57; (Іоан. 5, 11, 20). Поэтому
вѣчную жизнь имѣетъ только тотъ, кто
имѣетъ общеніе съ Нимъ (1 Іоан. 1, 1—3),
кто пребываетъ въ Немъ, кто ѣстъ Его
Тѣло и пьетъ Его Кровь (Іоан. 6,51,53—56)
кто слушаетъ слова Его (6, 68), кто испол-
няетъ возвѣщенныя Имъ заповѣди Отца
(12, 50). Такъ какъ общеніе съ Богомъ че-
резъ Христа мы имѣемъ и въ этой, земной
жизни, то названіе «в. ж.» относится не толь-
ко къ загробной, но и къ настоящей, времен-
ной жизни (Іоан. 6,40; 20, 31). «Вѣрующій въ
Сына имѣетъ жизнь вѣчную» (Іоан. 3, 36)·
«Мы знаемъ, что перешли отъ смерти въ
жизнь» (1 Іоан. 3, 11). В. ж. обрѣтается
раньше воскресенія изъ мертвыхъ (Іоан.
6, 54) съ нашимъ совершенствованіемъ и
приближеніемъ къ Богу. Такимъ образомъ
жизнь земная и жизнь загробная въ пред-
ставленіи о в. ж. какъ бы соединяются
между собою неразрывно. Этотъ, второй
взглядъ на жизнь вѣчную, какъ жизнь со-
вершенную— христіанскую, подробно раз-
вилъ на основаніи изреченій ап. Іоанна
Климентъ Александрійскій, который училъ,
что жизнь истинно христіанская есть жизнь
вѣчная и начинается съ самаго крещенія.

Жиль Петръ—авторъ научныхъ трудовъ
по топографіи нѣкоторыхъ мѣстъ Востока.
Ему принадлежатъ—«О Босфорѣ Ѳракій-
скомъ» и «О топографіи Константинополя».
Его описанія относятся къ XVI ст.

Житія святыхъ—представляютъ собою
самый обширный отдѣлъ христіанской ли-

тературы, такъ какъ христіанская церковь
съ первыхъ дней своего существованія вни-
мательно и съ любовью собирала свѣдѣнія
о жизни и дѣятельности ея членовъ, рабо-
тавшихъ для пользы ея и процвѣтанія.
Вмѣстѣ съ тѣмъ въ «Ж. святыхъ» отра-
зилась и исторія христіанской церкви.
Такъ, первыми по времени «Ж. святыхъ»
слѣдуетъ считать сказанія о мученикахъ.
Въ этихъ сказаніяхъ содержится краткая
и поучительная исторія тѣхъ гоненій, ко-
торыя претерпѣвали за свою вѣру первые
христіане. Источникомъ для такихъ по-
вѣствованій о мученикахъ являлись архивы
проконсуловъ или другихъ римскихъ судей,
содержавшіе описаніе допроса и приговора
надъ подсудимымъ. Поэтому, за отсут-
ствіемъ часто другихъ данныхъ для жизне-
описанія мучениковъ, сказанія о нихъ от-
личались однообразіемъ. Составленныя въ
такой формѣ сказанія служили въ каче-
ствѣ посланій одной церкви къ другой или
же составлялись, какъ поучительный раз-
сказъ, для частнаго употребленія. Въ боль-
шинствѣ случаевъ находились добровольцы-
любители, которые за большія деньги до-
ставали подлинные акты приговоровъ рим-
скихъ судей надъ мучениками и по этимъ
актамъ составляли сказанія. Но уже Кли-
ментъ, епископъ римскій, устанавливаетъ
точную запись сказаній о мученикахъ. Съ
этой цѣлью онъ поставилъ въ различныхъ
округахъ Рима семь нотаріевъ для ежеднев-
ной записи событій, относящихся къ хри-
стіанамъ и происходившихъ въ судили-
щахъ, въ темницахъ и на мѣстахъ казней.
Другой епископъ Рима, Фабіанъ (III в,) по-
ручилъ такую запись иподіаконамъ, и не
смотря на то, что записи были запрещены и
записывателямъ угрожала смертная казнь,
записи не прекращались во все время го-
неній на христіанство и имена христіан-
скихъ мучениковъ, даже самаго простого
званія, записывались церковью для памя-
тованія и чествованія. При Домиціанѣ и
Діоклетіанѣ бóльшая часть записей сгорѣла,
такъ что Евсевію (IV в.), предпринявшему
составленіе сказаній о всѣхъ мученикахъ,
пришлось обратиться къ розыскамъ свѣдѣ-
ній о нихъ въ архивахъ учрежденій, про-
изводившихъ судъ надъ мучениками. Послѣ
Евсевія сказанія о мученичествахъ соби-
ралъ св. Маруѳа, еп. тагритскій (V в.), ко-
торому принадлежитъ «Исторія персидскихъ
мучениковъ». Самое полное изданіе сказа-


 

889

890

ній о мученикахъ сдѣлано было монахомъ
бенедиктинскаго монастыря — Узуардомъ
(XIX в.). На русскомъ языкѣ свѣдѣнія о
мученикахъ содержатся въ книжкахъ прот.
П. Соловьева—«Христіанскіе мученики, по-
страдавшіе на Востокѣ, по завоеваніи Кон-
стантинополя турками» и «Сказанія о му-
ченикахъ христіанскихъ, чтимыхъ право-
славною церковію». Съ теченіемъ времени,
когда церковь изъ положенія гонимой ста-
новится господствующей, сказанія о муче-
никахъ естественнымъ образомъ прекра-
щаются и вмѣсто нихъ появляются описа-
нія жизни святыхъ, которая являлась для
всѣхъ христіанъ примѣромъ истинно-хри-
стіанской жизни и больше говорили сердцу
вѣрующихъ, чѣмъ сказанія о мученикахъ.
Древнѣйшій сборникъ «Житій святыхъ» на
Востокѣ принадлежитъ Дороѳею, епископу
тирскому (IV в.)—сказаніе о 70 апостолахъ,
затѣмъ «Житія честныхъ монаховъ» але-
ксандрійскаго патріарха Тимоѳея (тоже
IV в.), сборникъ Ѳеодорита Киррскаго (V в.)
имѣется въ изд. Моск. академіи—«Творенія
св. Отцовъ»), Іоанна Мосха (рус. изд.—
Лимонарь, сирѣчь цвѣтникъ). На Западѣ
первыми составителями такихъ сборниковъ
были: Руфинъ Аквилепскій, Григорій, еп.
турскій, Григорій Двоесловъ (на рус. яз.—
«Собесѣдованіе о Ж. итальянскихъ отцовъ»)
и др. Съ IX в. нравоучительное и назида-
тельное направленіе Ж. святыхъ обнару-
живается особенно сильно и въ числѣ та-
кихъ составителей сборниковъ слѣдуетъ
отмѣтить Симеона Метафраста, византій-
скаго сановника, который написалъ самый
пространный сборникъ Ж. святыхъ, слу-
жившій источникомъ для послѣдующихъ
писателей на Востокѣ и даже на Западѣ.
На Западѣ какъ составитель сборниковъ
Ж. святыхъ прославился антверпенскій
іезуитъ Болландъ, который является родо-
начальникомъ цѣлой школы писателей о
Ж. святыхъ—болландистовъ. Имъ изданъ
былъ (XVII в.) цѣлый томъ «Acta Sancto-
rum» и въ продолженіе 130 лѣтъ его по-
слѣдователями было издано 49 томовъ Житій
святыхъ съ 1 января по 7 октября. Впо-
слѣдствіи ими было выпущено еще 9 то-
мовъ. Кромѣ указанныхъ спеціальныхъ
сборниковъ Житія святыхъ встрѣчаются
въ сборникахъ смѣшаннаго содержанія (про-
логи, синаксари, минеи, патерики) и въ ка-
лендаряхъ, мѣсяцесловахъ и святцахъ.
Прологомъ наз. книга, содержащая описа-

ніе житій святыхъ и указаній относительно
празднованій въ честь ихъ. У грековъ эти
сборники наз. синаксірями. Самый древній
изъ нихъ—синаксарь въ рукописи еп. Пор-
фирія Успенскаго. Затѣмъ слѣдуетъ си-
наксарь императора Василія (X в.). Русскіе
прологи представляютъ собою передѣлки
этого синаксаря. Минеями наз. сборники
подробныхъ сказаній о святыхъ и праздни-
кахъ, расположенныхъ по мѣсяцамъ. Онѣ
раздѣляются на служебныя и минеи-четіи.
Въ первыхъ для жизнеописаній святыхъ
имѣютъ значеніе обозначенія авторовъ
надъ пѣснопѣніями. Съ введеніемъ на Руси
христіанства и богослуженія эти минеи
являются первыми сборниками «Житій свя-
тыхъ». Затѣмъ въ русской литературѣ по-
являются спеціальные сборники житій свя-
тыхъ—патерики. Изъ нихъ извѣстны пере-
водные патерики: синайскій («Лимонарь»),
азбучный, скитскій, египетскій. По ихъ об-
разцу составленъ и «Патерикъ Кіево-Пе-
черскій». Что касается календарей, то они
начали составляться уже въ первомъ вѣкѣ
христіанства, а въ IV в. они были настолько
полны, что содержали имена на всѣ дни
года. Мѣсяцесловы же не столь давняго
происхожденія. Они обыкновенно бываютъ
приложены къ евангеліямъ и къ апосто-
ламъ. Древнѣйшій изъ нихъ приложенъ къ
Остромирову евангелію (XII в.). Святцы—
тѣ же календари, съ тою разницей, что со-
держаніе ихъ болѣе подробно и они суще-
ствуютъ отдѣльно отъ евангелій. Состави-
тели сборниковъ житій русскихъ святыхъ
пользовались какъ образцомъ сборникомъ
Метафраста. Самыми первыми по времени
Житіями русскихъ святыхъ являются Ж.
«св. Бориса и Глѣба» и «Ѳеодосія Печер-
скаго», составленныя преп. Несторомъ. Въ
XV в. какъ составитель сборниковъ Ж. рус-
скихъ святыхъ извѣстенъ митр. Кипріанъ,
написавшій Ж. митр. Петра и другихъ рус-
скихъ святыхъ («Степенная книга»), Ж. св.
Сергія, пр. Никона, св. Кирилла Бѣлозер-
скаго, св. новгородскихъ архіепископовъ
Моисея и Іоанна, слово о перенесеніи мо-
щей св. Петра. Пахомій пользовался какъ
составитель большою извѣстностью и яв-
лялся образцомъ для другихъ духовныхъ
писателей. Третій авторъ жизнеописаній—
Епифаній Премудрый былъ знатокомъ Св.
Писанія, прекрасно изучилъ греческіе хро-
нографы, палею, лѣствицу. Онъ написалъ
Ж. св. Стефана Пермскаго и пр. Сергія


 

891

892

Слѣдующіе за ними авторы жизнеописаній
святыхъ не ограничиваются сообщеніемъ
свѣдѣній о жизни и чудесахъ ихъ, но и
описываютъ церковныя и общественно-го-
сударственныя условія, при которыхъ про-
текала жизнь святого. Такимъ образомъ
эти посланія—жизнеописанія являются и
исторіей жизни древней Руси. XVI вѣкъ,
когда всероссійскимъ митрополитомъ былъ
Макарій, является расцвѣтомъ жизнеопи-
саній святыхъ. При немъ были составлены
«великія Минеи-Четіи», въ которыя были
внесены всѣ имѣвшіяся къ тому времени
русскія житія. Самая подробная рукопись
этихъ миней—московскаго собора 1552 г.
въ настоящее время издается археологи-
ческой комиссіей, которая, при содѣйствіи
П. И. Савваитова и М. О. Кояловича, из-
дала нѣсколько томовъ житій за мѣсяцы
сентябрь и октябрь. Центромъ христіанской
культуры на Югѣ Руси являлся Кіевъ и
въ частности Кіево-Печерская Лавра. Кіев-
скій митрополитъ Петръ Могила собралъ
матеріалы, относящіеся къ житіямъ, глав-
нымъ образомъ, южно-русскихъ святыхъ, а
кіево-печерскіе архимандриты Иннокентій и
Варлаамъ продолжали его дѣло. Послѣдній
архимандритъ привлекъ къ участію въ этой
работѣ св. Димитрія, впослѣдствіи митро-
полита ростовскаго, который, пользуясь
сборникомъ Метафраста, великими Четіями-
Минеями Макарія и другими пособіями, со-
ставилъ Четіи-Минеи святыхъ всей церкви.
Отличіе его труда отъ великихъ Четій-Ми-
ней то, что въ него вошло жизнеописаніе
и южно-русскихъ святыхъ, опущенное въ
этихъ минеяхъ. Ж. святыхъ, составленныя
св. Димитріемъ, написаны художественнымъ
языкомъ и до сего времени являются лю-
бимымъ чтеніемъ благочестивыхъ людей,
которые находятъ здѣсь поученіе и нази-
даніе. Въ первый разъ Четіи-Минеи св. Ди-
митрія были изданы въ 1711—1718 г.г. Съ
1745 г. по 1759 г. онѣ подверглись, согласно
постановленію св. Сѵнода, пересмотру и
исправленіямъ и въ исправленномъ видѣ
вышли въ 1759 г. Изъ пересказовъ и со-
кращенныхъ изданій Четій-Миней св. Ди-
митрія слѣдуетъ указать—«Избранныя Ж.
святыхъ, кратко изложенныя по руковод-
ству «Четіи-Минеи», «Русскіе святые» Фи-
ларета, арх. Черниговскаго.

Жировицкая икона Божіей Матери, обрѣ-
тенная чудесно въ 1470 г. въ м. Жирови-
цахъ, Гродненской губ. въ лѣсу, чудесно

спасенная послѣ пожара и отнятая уніа-
тами, нынѣ благополучно пребываетъ въ
храмѣ въ означенномъ мѣстечкѣ. Праздно-
ваніе 4 мая.

Житомірскій Богоявленскій нештатный
мужской монастырь, находящійся въ гор.
Житомірѣ, Волынской губ., состоящій въ
вѣдѣніи Успенской Почаевской лавры. Су-
ществуетъ съ 1898 г.; имѣетъ 2 храма.

Жировицкій Успенскій мужской мона-
стырь, 2 класса, необщежительный. Нахо-
дится въ Гродненской губ., въ 10 в. отъ
гор. Слонима, при м-кѣ Жировцахъ. Осно-
ванъ въ XVI вѣкѣ. Въ монастырѣ 4 храма.

Жмакинъ, Василій Ив., прот., маг. бого-
словія, род. въ 1853 г. Въ 1879 г. окон-
чилъ курсъ СПБ. академіи со степенью
кандидата и въ томъ же году опредѣленъ
помощникомъ инспектора СПБ. семинаріи.
Въ 1887 г. рукоположенъ во священники
къ церкви Николаевскаго кадетскаго кор-
пуса, съ назначеніемъ законоучителемъ въ
немъ. Въ 1900 г. назначенъ членомъ учеб-
наго комитета при Св. Сѵнодѣ. Магистер-
ская диссертація его «Митрополитъ Да-
ніилъ и его сочиненія» Съ 1906 по 1907 г
ред. Цер. Вѣд. Затѣмъ прот. Жмакинъ всегда
являлся дѣятельнымъ сотрудникомъ раз-
ныхъ свѣтскихъ и духовныхъ журналовъ
(«Христіанское Чтеніе», Журналъ Μ. Н. Пр.),
Древняя и новая Россія и т. д.). въ кото-
рыхъ помѣщалъ цѣнныя изслѣдованія по
русской церковной исторіи, составленныя
преимущественно по архивнымъ даннымъ.
Нѣкоторыя изъ его статей вышли отдѣльными
изданіями. Укажемъ нѣкоторыя: 1) Иннокен-
тій, епископъ Пензенскій и Саратовскій, ист.
оч.; 2) Путешествіе іеромонаха Аникиры по
святымъ мѣстамъ Востока въ 1834 —1836 г.г.,
3) Матеріалы для исторіи русской богослов-
ской мысли тридцатыхъ годовъ текущаго
столѣтія, СПБ. 1890. f1907 г.

Жребій при рѣшеніи важныхъ и спор-
ныхъ дѣлъ былъ въ большомъ примѣненіи у
евреевъ. Такъ, при раздѣленіи между 12 ко-
лѣнами обѣтованной земли участки рас-
предѣлялись по повеленію Бога жребіемъ
(Числъ 26, 55; 33, 54; 1 Нав. 13, 6, 14 и др )
По жребію приносился въ жертву въ день
очищенія козелъ (Лев., 16, 8). Жребіемъ
находили виновныхъ лицъ (Іон. 1, 7), жре-
біемъ былъ опредѣленъ израилю первый
царь Саулъ (1 Цар. 10, 19). Есть упомина-
ніе о примѣненіи жребія и въ Новомъ За-
вѣтѣ. Такъ, на мѣсто Іуды Искаріотскаго


 

893

894

былъ избранъ жребіемъ ап. Матѳей (Дѣян. 1
15—26). Христіанская церковь, руководясь
примѣромъ апостоловъ, въ крайнихъ слу-
чаяхъ тоже допускала жребій. Однако, къ
этому пріему относились осторожно, и въ
Западной Церкви было нѣсколько даже по-
становленій, запрещавшихъ жребій. Въ рус-
ской церкви можно указать нѣсколько слу-
чаевъ примѣненія жребія. Спорныя дѣла
лицъ духовнаго званія, которымъ присяга
была запрещена, въ ХVІІ вѣкѣ рѣшались
жребіемъ. Въ 1467 г. новгородцы жребіемъ
рѣшали, какому святому строить церковь.

Жрецъ—Жречество см. язычество.

Жуанъ де-Авила, аскетическ. писатель
Западной церкви (XVI вѣка), прозванный
апостоломъ Андалузіи. Его жизнь замѣча-
тельна какъ образецъ выполненія евангель-
скаго ученія объ отношеніи къ себѣ и къ
ближнимъ. Сынъ богатыхъ и знатныхъ
родителей, онъ отказывается отъ блеска
свѣтской жизни, поступаетъ въ монаше-
скій орденъ францисканцевъ и раздаетъ
все свое имущество бѣднымъ. Его пропо-
вѣдь, въ которой онъ вооружался противъ
роскоши и богатства и которую онъ несъ
по разнымъ городамъ Испаніи, оказывала
на общество сильное благотворное вліяніе.
Но она же дала ему и враговъ. Обвинен-
ный передъ инквизиціей, онъ отказался отъ
самооправданія и его не могли ни въ чемъ
обвинить. Скромный, нестяжательный и
полный любви къ ближнимъ, онъ несъ
всюду свѣтъ и давалъ примѣръ истинно-
христіанской жизни. Сочиненія его и про-
повѣди изданы въ 9 томахъ.

Жузе, Пантелеймонъ Крестовичъ, маг.
бог., арабъ по происхожденію, род. въ Іеру-
салимѣ (1871 г.). Духовное образованіе на-
чалъ въ греческой духовной семинаріи, за-
тѣмъ въ Россіи—въ виѳанской семинаріи,
а по окончаніи ея—въ московской и казан-
ской академіяхъ. Кромѣ маг. диссертаціи—
«Мутазилиты, догматико-историческое из-
слѣдованіе въ области ислама» помѣстилъ
рядъ статей объ исламѣ въ «Прав. Собесѣд-
никѣ».

Жуковскій, Василій Андреевичъ (1783—
1852), извѣстный поэтъ, и въ своей жизни,
и въ литературныхъ произведеніяхъ про-
явилъ себя истиннымъ христіаниномъ. Юно-
шей онъ уже обнаруживаетъ въ своихъ
произведеніяхъ высокій интересъ къ рели-
гіознымъ вопросамъ. Любимыми его темами
въ этотъ возрастъ были вопросы о смерти,

какъ благѣ, о добродѣтели, какъ основѣ
жизни, и т. д. Религіозная настроенность
его не покидаетъ никогда, но съ особенной
силой она проявляется въ періодъ его жизни
за границей (съ 1841 г.). Поэзія его все
болѣе и болѣе проникается религіозными
мотивами. Въ этотъ періодъ онъ пишетъ
богословскія разсужденія «О внутренней
христіанской жизни», «О промыслѣ», «О
вѣрѣ», и пр. Онъ даже мечтаетъ о пере-
водѣ Новаго Завѣта на русскій языкъ. По-
слѣдніе дни его жизни подробно описаны
въ воспоминаніяхъ свящ. Базарова, его ду-
ховника. Когда о. Базаровъ пріобщилъ Ж.,
то тотъ обратился къ своимъ дѣтямъ:
«Дѣти мои, дѣти! Вотъ Богъ былъ съ нами!
Онъ самъ пришелъ къ намъ! Онъ въ насъ
теперь»! Но передъ своей смертью онъ по-
звалъ къ себѣ младшую дочь и велѣлъ ей
сказать матери: «пойди, скажи матери, я
теперь нахожусь въ ковчегѣ и выпускаю
перваго голубя—это моя вѣра; другой мой
голубь — терпѣніе». Послѣднія слова Ж.
были обращены къ женѣ: «теперь остается
только матеріальная борьба, душа уже
готова».

Журавлевъ (Андрей Іоанновичъ 1751 —
1813), протоіерей, историкъ раскола старо-
обрядчества, авторъ солиднаго труда «Пол-
ное историческое извѣстіе о старообряд-
цахъ, ихъ ученіи, дѣлахъ и разногласіяхъ».
Сначала былъ старообрядцемъ, но потомъ
принялъ православіе и былъ назначенъ
священникомъ Охтенской церкви въ Спб.
Спб. митрополитъ Митрополитъ Гавріилъ
командировалъ Ж. на югъ Россіи, когда
тамъ среди старообрядцевъ возникло стре-
мленіе къ единовѣрію, и ему удалось обра-
тить въ единовѣріе значительную часть
населенія посада Климовскаго.

Журналъ для дѣтей — духовное, нрав-
ственное, историческое, естествоиспыта-
тельное и литературное чтеніе,— еженед.
изд. М. Чистякова, Спб., 1851—1865.

Жюбэ-аббатъ. Въ Россію пріѣхалъ въ
1728 г. въ качествѣ воспитателя дѣтей
княгини Долгорукой, которая въ бытность
свою за границей приняла католичество.
Жюбэ, заручившись поддержкой князей
Долгорукихъ и Голициныхъ (княгиня Долго-
рукая б. урожденная Голицина), велъ въ
подмосковскомъ имѣніи Голицина перего-
воры о соединеніи церквей съ тверскимъ
архіепископомъ Ѳеофилактомъ Лопатин-
скимъ.


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.