Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 81

Зонара. Во время нашествия варваров некоторые, быв схвачены, вкусили снедей оскверненных, т. е. идоложертвенных, и причастных волшебству, т. е. принесенных в жертву с совершением волхвований, и поклялись языческими клятвами, наименовав или идолов, или еллинских богов, или солнце, или звезды, которые те чествовали,

368

 

 

как богов. Отцы постановили не всех таковых устроить одинаково; но иначе тех, которые подверглись тяжким мучениям и были побеждены силою страданий, и иначе, именно по предписанию настоящего правила, — тех, которые предали веру без всякой нужды и прикоснулись к идоложертвенному и поклялись запрещенными клятвами. А в 73-м правиле святый определил, что отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником против таинства спасения должен быть в числе плачущих во всю жизнь, а при смерти удостоиться причастия святых тайн. Итак можно сказать, что не одно и тоже — отречься от Христа и принести жертву демонам, и - вкусить идоложертвенного и поклясться еллинскими клятвами; ибо первое есть совершенное отступничество от веры, а втрое — осквернение и кажущее отступничество; поэтому первое наказывается строже. Или (нужно допустить), что в том правиле (св. отец) дал постановление о добровольно пришедших к отречению и отвергнувших веру без нужды; а в этом о тех, которые побеждены были жестокостию мучений и потерпев насилие, хотя бы и не весьма сильное, уступили, и потому назначил им более умеренные епитимии.

Синопсис. Отступившие от веры вследствие мук должны подлежать осьмилетней епитимии; а добровольно (отступившие) — двенадцатилетией.

Аристин. Кто во время нашествия варваров претерпел тяжкое изнурение мучениями, не вытерпев страданий, нарушил веру в Бога, совершив языческие клятвы и вкусив каких нибудь оскверненных в капищах снедей, таковые, в случае раскаяния и обращения со слезами и сокрушением сердца, должны   быть в течение трех лет с слушающими и других трех лет с припадающими и таким образом быть принятыми в общение. А которые без всякой нужды сделались предателями веры в Бога, коснувшись демонской трапезы и поклявшись еллинскими клятвами, те должны три года плакать, два слушать, три года провести в припадании и другие три стоять вместе с верными на молитве, и таким образом в десятый год участвовать в причащении Таин.

Вальсамон. Анкирский собор с точностию определил,

369

 

 

что должно быть с теми, которые по насилию мучителей принесли жертву идолам, или вкусили оскверненных снедей. Следуя этому (определению), и Василий Великий говорит, как должно наказывать соделавших что-нибудь такое, т. е. или подвергшихся безмерным мучениям, или предавших веру в Бога без великой нужды. Но поелику в 73-м правиле святый определил, что отрек-шийся от Христа и соделавшийся преступником против таинства спасения должен быть в числе плачущих во всю жизнь, и повидимому правила противоречат одно другому, то скажи, что не одно и тоже — отречься от Христа и принести жертву идолам, или — вкусить идоложертвенного и поклясться еллинскими клятвами; ибо первое есть совершенное отступничество от веры, а второе — осквернение и кажущееся отступничество; поэтому первое наказывается строже; или (скажи), что в том правиле святый сделал постановление о добровольно пришедших к отречению и отвергших веру без нужды, а в этом о тех, которые побуждены были жестокостию мучений и, потерпев насилие, хотя бы и не весьма сильное, уступили, почему и установил здесь более умеренные епитимии. А если, может быть, некоторые скажут, что настоящее правило потеряло силу, потому что вера благодатию Божиею незыблемо утверждается на камени православия и мучители давно уже побиты камнями терпения мучеников, мы ответим, что и теперь многие, попадая в плен к безбожным агарянам и подвергаясь мучениям, то с клятвою отрекаются от православной веры, то клянутся безбожною религиею Магомета; а иные и добровольно повергают себя в пропасть безверия; каковые все должны быть врачуемы по настоящему правилу, после исповеди и надлежащего покаяния. А о вкусивших оскверненных снедей прочти различные правила анкирского собора, и узнаешь, каким образом наказываются и они.

Славянская кормчая. Преступивше веру мук ради, осмь лет запрещение да приимут. Своею же волею преступивше, 12, лет.

Толкование. Елицы же в варварстем нахождении, велику нужду от мук претерпеша, и болезни не терпяще, Божию веру преступиша, клятвы поганения сотворше, и

370

 

 

неподобных неких во идольских храмех вкусивше, сии убо покаявшеся, и со слезами и сокрушением сердца обратившееся, за три убо лета с плачущимися причтени будут, за два же с послушающими. И за другие три лета с припадающими: и тако на причащение прияти будут. Елицы же без великие нужды предатели быша Божия веры, трапезу демонскую ядше, и клятвами поганскими кленшеся, тии убо три лета да плачются: и два лета да послушают божественых писании: три же в припадании да сотворят: и иная три лета стоят, с верными на молитве. И тако, во второенадесять лето, благого общения причастяться.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.