Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 71

Зонара. Сказавши о грехах пресвитеров, диаконов и прочих церковных чинов, святый теперь делает постановление и о лицах, прикосновенных к их грехам, говоря, что кто знает за кем либо из указанных лиц грехи и не исповедует, не сделает их известными епископу, но скрывает их, и будет обличен в том, что не смотря на то, что знал, молчал и скрывал их, должен быть и сам подвергнут епитимии на столько же времени, на сколько и сделавший грех.

Синопсис. Прикосновенный к чему либо и скрывающий подвергается равной епитимии

Аристин. Если кто знает за кем-либо какой нибудь

348

 

 

грех из указанных выше грехов, и не исповедует этого, но будет обличен в том, что скрывает грех, должен принять туже самую епитимию и на столько же времени, какой и на сколько подвергается делатель зла.

Вальсамон. Прикосновенных к согрешающим какими либо грехами, и не исповедующих оные добровольно епископам, но скрывающих, святый определяет наказывать, конечно после законного обличения, одинаковым образом с совершившими злые (деяния). А прикосновенным здесь назови не того, кто только имеет сведение и не может воспрепятствовать, и не того, кто дал совет без злого расположения, но кто содействовал, или имел сведение и мог воспрепятствовать, но не воспрепятствовал. Ибо 2-е положение 48 тит. 60-й книги (Василик) говорит, что знающий вора, хотя бы и не открыл его, не есть вор; но кто скрывает вора, — вор“. И 2-е положение 50-й главы той же книги и титула: „воровство бывает с соумышлением и пособничеством, когда совершается по вражде к тому, у кого делается похищение; ибо как воровство, так и пособничество, не бывает без злого умысла; а соумышляет тот, кто предлагает воровство; способствует — кто доставляет какую нибудь услугу и помощь в воровстве“. И 63-я глава: „показавший убежавшему дорогу не есть вор“, и 3-я глава 6-го тит. Той же книги: „кто дал совет без злого умысла не подлежит суду, ни тот, кто в шутку“; и древний толкователь 11-й главы тойже книги и титула: „ибо от одного совета не происходит кражи.“ И священно- певец Давид не наказывал видевшего татя, или прелюбодея, но того, кто текл с ним, т. е. содействовал вору, и кто принимал участие, т. е. совершал заодно грех с прелюбодеем (Ис. 49, 18). И так кто имел только сведение о зле и не мог воспрепятствовать и кто дал совет без злого умысла, не должны быть подвергаемы епитимии. А кто знал и мог воспрепятствовать и не воспрепятствовал, и кто посоветовал с злым умыслом, и тем более кто оказал содействие, должен быть наказан. Заметь, что исповедь повсюду ослабляет наказание, и обличение увеличивает его.

349

 

Славянская кормчая. Сведыи некоего согрешение, и скрывая, равно тому запрещение приимет.

Толкование. Аще сведыи некто некоего от преждереченных грех, нечто согрешша, и не исповесте его, но обличен будет беззаконие скрывая, тожде приимет запрещение, и в толико время, в еликоже злу делатель запрещение приимет.


Страница сгенерирована за 0.69 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.