Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 47

Зонара. Здесь святый определяет, что новатиан, приходящих к церкви, должно крестить, па ряду с прочими, потому, конечно, что они мыслят одинаково с Маркионом. А 7-е правило 2-го собора, исчисляя тех, которых должно принимать только помазанием, присоединяет к ним и новатиан. И это правило, без сомнения, должно иметь более силы, как позднейшее и соборное; при том же Василий Великий изрек свой ответ не как правило, но высказав свое (личное) мнение по вопросу, за тем прибавил, как бы и сам не был тверд относительно того, о чем был спрошен: «итак аще сие угодно будет, то должно собратися множайшим епископам, и тако изложити правило, дабы чрез правило, изложенное большим числом епископов, и действующий был безопасен», т.е. чтобы таким образом и крестившему тех, о коих говорится, не было опасности как поступившему против правил, «и ответствующий вопрошающим о таковых имел вследствие правила достоверное основание». А об ереси маркионитов и енкратитов было прежде написано в толковании (указанного соборного) правила.

Синопсис. Енкратитов, саккофоров и апотактитов ты должен крестить; ибо если и говорят, что крестились в Отца и Сына и Св. Духа, но поелику они, согласно с Маркионом, хульно именуют Бога творцем зла, то, если не крестятся снова, не приемлемы.

Аристин. В своем первом правиле сей великий светильник церкви, в видах благоусмотрения, принял крещение енкратитов и наватиан, или кафаров, и постановил помазывать их только св. миром, если они обращаются к кафолической вере и предают анафеме свои ереси. А здесь исправляя то, что было принято там по благоусмотрению, определяет — енкратитов и прочих крестить снова, потому что их ересь есть отпрыск маркионитов, так как и сами они, как и те, гнушаются браком, отвращаются от вина, и говорят, что создание

304

 

 

Божие скверно. Впрочем 7-е правило Лаодикийскаго собора, 7-е констаптинопольскаго и 95-е трульского шестого собора принимают тех из наватиан, кафаров и четыредесятников, которые обращаются в церковь и предают анафеме всякую ересь и свою; а помазуются они только св. миром на челе, глазах, ноздрях, устах и ушах.

Вальсамон. Кто такие епкратиты, саккофоры, апотактиты, павачиане и маркиониты, и какие виды ересей их, сказано в различных правилах. Настоящее же правило не нуждается в толковании, потому что и святым оно было написано не как определение, но как мнение; ибо законоположение он предоставил соборному определению. А ты прочти 7-е правило 2-го собора и узнает, какие из еретиков по принятии крестятся и какие не крестятся.

Славянская кормчая.Воздержники, и вретещники, и апотактиты, да крестиши, аще бо и глаголют, яко во Отца и Сына и Святаго Духа крестихомся, но понеже злу творца Бога нарицающе, хулят по Маркионову учению. Не крещени же, не приятни.

Толкование. В первем убо правиле своем, по смотрению словесе воздержник и наватиан, глаголемых чистых, великии сей светильник церковный, прият крещение. И повеле токмо святым миром помазовати их, егда приходят к соборныя церкви вере, и ереси своя проклинают. Зде же исправляя еже по смотрению, овамо прият, повелевает воздержники, и прочия крестити: понеже ересь их, отрасль есть маркионския ереси. Ненавидят бо сии, якоже они брака, и отвращаются вина, и тварь Божию скверну быти глаголют: обаче седмое правило, иже в Лаодикии собора: и седмое иже в Константине граде, второго вселенского собора: и девять десят пятое, шестого вселенскаго собора, иже в Константине граде, в Трулле поватнем: паватиан, рекше чистых, и четыренадесятник крещение приемлют, приходящим им к церкви, и проклинающим вся ереси, исвоя: мажут же токмо святым миром, темена, очи, ноздри, уста, уши.

305


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.