Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 44


Зонара. Если диаконисса совокупится с язычником, то, говорит св. отец, должна быть принята в общение; а

295



под общением здесь должно разуметь стояние на молитве вместе с верными; но причащения св. даров должна быть удостоена в седьмое лето. Ибо вместе с лишением диаконства она не удаляется от молитв и не осуждается стоять в местах епитимий; но за то, что считаясь невестою Христовою, предала свою честь, наказывается строже. Ибо тогда как блуд наказывается четырехлетием, она оставляется под епитимиею до седьмого года, и это, если оставит грех и будет жить в чистоте. А если язычник, который совокупился с нею, обратившись к вере, снова совершит святотатство (святотатством здесь называется смешение с диакониссою), то, говорит, возвращается чрез то на свою блевотину; ибо тело диакониссы освящено и поэтому не должно дозволять, чтобы оно было в плотском употреблении, т.е. чтобы пользовалось плотскими удовольствиемъ; но может быть диаконисса и потому наказывается строже, что совокупилась с неверным.

Синопсис. Диаконисса, если соблудит с неверным и раскается, должна подвергнуться седьмилетней епитимии.

Аристин. Вот здесь две епитимии; ибо диаконисса низводится с своей степени и принимает епитимию на семь лет, и лишается божественных Таин за то, что она учинила блуд с неверным.

Вальсамон. Как и кто делается диакониссою, ты узнал из различных правил. Итак женщина — диаконисса; блудно совокупившись с неверным, была не только извержена, но и отлучена. И неверный, который совокупился с нею, сделавшись верным, хотел взять ее в жену, потому что посредством св. крещения он очистился от языческой нечистоты и конечно не имел препятствия законным образом сочетаться с нею, после того как она сложила с себя диаконское достоинство по причине предшествовавшего блуда и сделалась как бы свободною. И так святый был спрошен о том и о другой и отвечал, что соблудившаядиаконисса и за то изверженная не должна быть отлучаема так, чтобы не принимала участия в церковных собраниях, но должна быть допускаема к молитве и стоянию с верными. Ибо в 32-м его правиле сказано, что те из клира, которые согрешили грехом к смерти,

296

  


только извергаются, а не отлучаются, ибо не отмстити за едино дважды (Наум. 1, 9); поэтому и диаконисса, будучи извержена за блуд, не должна быть отлучена от церковнаго собрания; ибо довольно для нее извержения вместо всякой епитимии. А поелику блудники не причащаются св. Таин в течение четырехлетия, то святый определил подвергнуть ее за совокупление с неверным более строгой епитимии и причастить Таин после седьмилетия, если, конечно, оставит блуд; а язычника, принявшего веру и желающего иметь женою ту, которая была некогда диакониссою, подвергает осуждению за святотатство, если он осквернит смешением однажды освященное тело диакониссы. Еще более — называет его псом, возвращающимся на свою блевотину, т. е. в прежнее неверие по причине незаконного смешения, и той, которая раз была посвящена Богу, хотя бы она и была извержена, ни в каком случае не позволяет сочетаваться с кем-либо, потому что тело ее освящено и должно быть соблюдаемо вне всякаго общего и плотского употребления, в силу общего правила, которое говорит: «священное не делается скверным». Заметь это по отношению к клирикам и монахам, а также конечно и по отношению к монахиням и подвижницам, слагающим сан и желающим сочетаваться с законными женами, или мужьями. Думаю, что на основании настоящего правила, справедливо должно быть возбраняемо вступать во второй брак и женам священников, точно так же, как и лицам посвященным, если они отрекаются от священства, не должно быть дозволяемо жить подобно мирянам и вступать во второй брак. Ибо жены священников, сделавшись единым телом и единою плотию священническою, чрез совокупление с священником, и следовательно как бы посвященные, не должны быть оскверняемы посредством второбрачия; а священникам, так как они раз отложили второбрачие чрез то, что приняли посвящение, и обещали сие Богу, не должно быть дозволяемо из-за плотского вожделения отрекаться от священнического достоинства, нарушать обет Богу и работать плотскому вожделению; но хотя и отреклись от священства, им должно быть запрещено — единожды освященные тела свои осквернять вторым браком.

297

 

Славянская кормчая. Диакониса с еллином, рекше с поганым блуд сотворши, и покаявшися, седмь лет запрещение да приимет.

Толкование. Се зде два запрещения даетася вкупе. Измещетбося от степене своего диакониса, и за седмь лет запрещение приемлет, и божественных даров лишается: понеже с поганым блуд сотвори.


Страница сгенерирована за 0.6 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.