Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 40

Зонара. Если раба предаст себя мужу против воли своего господина, блудодействует; ибо находясь под властью другого, она не может совершать никаких догово- (συνϑήχας), т. е.  соглашений; а (если совершит), то они не тверды и недействительны. Если же после того, т. е. после вступления в блудную связь, получив свободу или дозволение от своего господина, будет состоять в откры-

287

 

 

том (πεπαῤῥρησιασμέν), т. е. явном (φανερ), браке, то должна считаться законной супругой, а не блудницей.

Синопсис. Раба, предавшая себя мужу, блудодействует, но сочетавается (браком), если (то было) с согласия господина: ибо все действия подвластных не тверды.

Аристин. Если неполновластные дети не могут заключать брака без согласия своих родителей, то тем более рабы. Поэтому раба, предавшая себя мужу без согласия своего господина, подвергается наказанию, как блудница; а если потом соединится с мужем с согласия господина, то вступит в законное супружество.

Вальсамон. Раба сочеталась брачным образом (γαμικς) с некоторым свободным мужем, против воли своего господина. По прошествии некоторого времени, получив свободу, она сделала брак с прежним мужем открытым (πεπαῤῥρησιασμένον), или господин ее согласился на этот брак, прежде бывший недействительным. Святой был спрошен: остается ли совершившееся совокупление ненаказанным? и отвечал, чтопоелику соглашения подвластных не тверды и несостоятельны, и следовательно брак не был законным во время рабства, то, хотя бы после этого и последовало согласие господина, или сама раба, получив свободу, осталась в прежнем браке, совершившееся не делается законным с самаго начала от последовавшего за тем согласия, в силу закона, который говорит: „не твердое из начала не делается твердым от того, что случается после": ибо такое последствие не имеет места по отношению к тому, что не состоятельно (в самом своем начале). Поэтому-то за прежний проступок должна быть наложена на них епитимия, как на блудников, а дальнейшее сожитие должно оставаться не наказанным. И это тогда, когда недейст­вительный брак рабы получит твердость или после ее освобождения, или после ясно выраженного согласия со стороны господина, после чего необходимо следует и молчаливое освобождение. Что же? Раба, сочетавшаяся брачным союзом с свободным, когда господин знал и не про­тиворечил, должна ли быть признана учинившей блуд на том основании, что господин не давал своего согласия, или нет? Решение. 47-я глава 4-го титула 28-й книги

288

 

 

(Василик) говорит буквально следующее: „если кто выдал свою рабу, а другой, будучи свободным и доверив выдавашему, взял ее, когда, может быть, заключены были и условия относительно приданаго, или и не были заключены, но дело устроивалось по воле господина, то будет неспра­ведливо считать такой брак недействительным, но должно последовать молчаливое освобождение, или для мужа, или для жепы; и когда что-нибудь такое сделано господином, определяем — возводить такового и таковую в благородное сословие и судить дело как о свободных и благорожденных. А если господин того или другаго лида сам не устроял брака, но знал о том, что делается, и нарочно скрывал, чтобы впоследствии предъявить иск против того или другого из сочетавшихся лиц, то мы наказываем такое злодейство, если оно ясно будет доказано, и тех, которые имеют такие худые замыслы, лишаем господства, и да будет опять и это браком, точно так как если бы владеющий в начале дал согласие. И он должен лишиться владычества, а рабское лице опять возводится в благородное сословие, совершится ли дело с согласия владеющаго, или вследствие его коварства; при чем, само собой разумеется, и рожденные от таких браков дети должны быть в силу этого нашего закона и свободными и благорожденными“. И поелику из этого открывается, что раба, вступившая, по допущению господина, в брак с свободным, возводится в свободное состояние, то сочетавшиеся таким образом должны быть свободны от всякой епитимии: ибо согласно с древним законом, который определяет, что брак заключается по одному согласию, и это сожительство совершено посредством молчаливаго согласия господина. А если кто скажет, что так как не было молитвословия, согласно с нынешним обычаем, то таковые но должны избежать епитимий, хотя бы совокупились брачным образом, на глазах у господина и без помехи с сго стороны, то услышит, что в рассуждении енитимий более имеется в виду расположенис, а не точный смысл постановлений, содержащихся в новеллах.

Славянская кормчая. Раба, вдашая себе мужеви блуд

289

 

 

творити, счетаетжеся не по воли господий своих, сущих под властию, не тверда суть 1).

Толкование. Аще под властию родитель своих суще дети, без воли составити брака не могут, множае паче раби того не могут сотворити. Сего ради и раба вдавшая себе мужеви без господий своих, яко блудница запрещение приимет. Аще же потом по воли господий своих сочетается ему, законно посягла есть.


Страница сгенерирована за 0.61 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.