Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 38

Зонара. Те отроковицы, говорит св. отец, которые последуют за своими любовниками, т. е. отдадут себя им добровольно, без согласия своих отцов, которым они подвластны, блудодействуют. А если родители их примирятся с ними, и пожелают, чтобы они сожительствовали с своими любовниками и растлителями, то „дело мнится имети врачевание*. То, что по началу было сделано худо, исправляется последовавшим согласием родителей, так что блуд переходит в брак; впрочем таковая (женщина) не тотчас должна быть допущена к приобщению, но спустя три года.

Синопсис. Последовавшая (за кем-либо) без соизволения отца признается блудницей. А если и родители согласятся, то случившееся, повидимому, получает уврачевание; однако же она должна подвергнуться трехлетней епитимии.

Аристин. Подвластные не могут заключать брака без соизволения тех, которые имеют их в своей власти; если же и заключат, то ничего этим не сделают, так как союз их не имеет силы. Епитимии за блуд подлежат и те девицы, которые последуют за какими-либо мужчинами без согласия своих отцов. Если же после того родители и допустят сожительство, заключенное без их согласия, и пожелают, чтобы оно оставалось ненарушимым, все-таки за вступление в союз, заключенный в начале не по согласию родителей, виновные не тотчас допускаются до причащения, но должны быть подвергнуты епитимии на трехлетие.

283

 

 

Вальсамон. Отроковицами святой отец называет здесь неполновластных, говорит, что если какие отроковицы, без согласия своих отцов, предадутся своим любовникам и потерпят от них растление, то хотя бы сочетались, повидямому, и брачным образом, они блудодействуют, потому что брак неполновластной, заключенный без воли ее отца, недействителен. А если родители примирятся с ними и пожелают, чтобы они сожительствовали с любовниками, то дело, повидимому, получает уврачевание; ибо то, что поначалу сделано было худо, повидимому, врачуется последовавшим за тем согласием родителей, так что блуд переходит в брак. Впрочем, таковая не тотчас может быть допущена к причащению, но после трех лет (епитимии). Но здесь ты не должен предполагать, что с девицею случилось похищение; ибо из 30-го правила и из других ты узнал, что когда имело место похищение — с согласия ли жепы, или без согласия, брак не может состояться, хотя бы согласны были на него и те, которые имеют их под своею властью; но принимай, что без похищения последовала за растлителем неполновластная; ибо поэтому только последовавшее за тем соглашение и делает брак невинным. А это, как мне кажется, имело место тогда, когда брак был ваключаем по одному соглашению. Ибо ныне, так как он бывает с молитвословием, то хотя бы и были согласны родители, брак не совершится с молитвословием, пока не исполнятся три года епитимии, или не будут сокращены епископом, по его усмотрению. По случаю же несостоятельно совершенного благословения над несовершепнолетней девицей, когда получившие брачное благословение пожелали неразлучпо оставаться в браке, возбужден был вопрос, законны ли рождающиеся от них дети? Некоторые говорили, что поелику брак был недействителен из начала, по причине несовершеннолетия девицы, — а что недействительно из начала, тому, как говорит закон, не дают силы последующие за тем обстоятельства, — то по необходимости нужно сказать, что пока не совершено вторичное молитвословие, они не состоят в законном браке. Точно также, говорили, должно поступать и с подвластной, при-

284

 

 

нявшей благословение на брак без согласия отца, именно: хотя бы после того и дал свое согласие (на брак подвластной) тот, кто имеет власть над ней, брак не может состояться, если не будет совершено и молитвословие. А блаженной памяти господин Константин, (митрополит) никейский говорил, что по отношению к подвластной не требуется, чтобы совершалось вторичное молитвословие из-за пренебрежения только к лицу, т. е. к отцу, и что эта (причина) устраняется (последующим его) согласием; а по отношению к несовершеннолетней он хотел, чтобы молитвословие повторялось по той причине, что тут нарушен общий закон, и дело врачуется не иначе, как по приведении его в законное состояние, с чем я не соглашаюсь из уважения к молитвословию.

Слявянская кормчая. Без воли отца своего последовавши мужеви, блудница именуется. Аще же и родители ее смирятся, и бывшее исцеление имети мнится, обаче три лета повинна есть.

Толкование. Иже под властию сущи без воли имущих ю, с сущими под властию сочтати брак не могут. Аще же и сочетаются, ничтоже сотвориша, не твердо бо есть сочетание: повинни суть и блудодеяниа запрещению, яже без воли родитель своих последовавший мужем девицы. Аще же и потом родители, без воли их бывшее сожитие приимут, и восхотят тому пребывати не разрушиму, обаче понеже от начала не по воли их бысть, не вскоре на общение прияти будут, но три лета запрещение да приимут.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.