Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 34

Зонара. Если, говорит св. отец, совершит прелюбодеяние и исповедуется в грехе по благочестию, т. е. страшась будущего суда, или будет обличена иным образом, например, беременностью, или рождением, случившимся и во время долговременного отсутствия ее мужа, не должно делать ее явной, т. е. не ставить ее на месте епитимий,

275

 

 

назначенном для плачущего, или для слушающего, или для припадающего: ибо это значило бы обнародывать ее грех, так как каждый, кто увидал бы ее вне (внутренней) церковной ограды, или в предхрамии, или выходящей вместе с оглашенными, конечно, узнал бы, что она согрешила; и прежде других грехов ей приписали бы грех прелюбодеяния, и таким образом епитимия сделалась бы для нее причиною смерти. Ибо если узнает об этом ее муж, то легко может убить ее, так как исполнена ревности ярость мужа ее, по Соломону (Притч. 6, 34). Поэтому дозволяется ей стоять и молиться вместе с верными, но причащение тайн запрещается, пока не исполнится время покаяния.

Синопсис. Мы знаем, что прелюбодействовавших и обличаемых не должно делать явными; но ставим их вне общения, пока не исполнят епитимии.

Аристин. Если жена совершит прелюбодеяние и исповедует свой грех по благочестию, или каким нибудь другим образом обличится пред духовным ее отцом, то не должно объявлять ее и давать знать ее мужу, что она прелюбодейца, дабы это не сделалось для нее причиной смерти. Но отцы постановляют, чта она должна быть вне общения, занимая место вместе с верными женами до исполнения числа лет, назначенных для согрешившего прелюбодеянием; ибо если она будет поставлена с плачущими и слушающими, то будет заподозреиа своим мужем и, пожалуй, убита.

Вальсамон. Прелюбодеи, но 58-му правилу (сего отца), четыре года стоят вместе с плачущими, пять — с слушающими, четыре — с припадающими и два — с состоящими вместе (с верными), без причащения. Итак, святой говорит: если какая жена, совершив прелюбодеяние, исповедуется в грехе, или будет обличена другим каким нибудь образом, не должно делать ее явной, т. е. ставить на место выше указанных епитимий; ибо каждый, кто увидит ее стоящей вне божественной ограды церкви, или выходящей вместе с оглашепными, поймет, конечно, с первого раза, что она подвергнута епитимии за вину прелюбодеяния, и таким образом наказание сделается (для нее)

276

 

 

причиной смерти; потому что и муж ее, если сму случится возвратиться, поймет дело таким же образом. Итак, ей дозволяется стоять и молиться вместе с верными, а причащение тайн запрещается, пока не исполнится время покаяния. Но такое человеколюбие, в силу приведеннаго соображения, святой определил оказывать только женам; ибо мужья, исповедающиеся в прелюбодеянии, без сострадания подвергаются указанным епитимиям, потому что для них нет такого страха, о каком сказано по отношению к женам, так как о мужьях возможно предположение, что они виновны и в других преступлениях, за которые и подверглись достойной епитимии. А слова правила о женах, каким бы то ни было образом обличаемых, ты не должен понимать в смысле улики, всем известной, но в смысле обличения совести жены, т. е. по собственному ли только произволению жена исповедуется, или потому, что понуждается к этому опасностью родить, или признается, осуждая себя каким нибудь иным тайным, но не всем известным, образом. Ибо если допустишь, что обличение сделалось гласным и прелюбодеяние общеизвестным (ϑςιαμβευϑῆναι), то по справедливости должны обрушиться на нее все (вышеуказанные) епитимии: ибо в таком случае по отношению к ней уже не могут иметь места определения настоящего правила, так как дело сделалось уже общеизвестным и нет более места опасению, что назначение епитимий может повести ее к смерти в случае возвращения мужа. А на основании того, что святой говорит: „да не подадим причины к смерти обличенных", т. е. торжественно обнаруженных посредством епитимий, не скажи, что мужьям дано право убивать прелюбодействующих жен: ибо муж только в собственном доме может убить прелюбодея застигнутаго в самом акте преступления (π᾿ ατοφώρ), и притом если это будет служащий на сцене, или другой, не имеющий чести. Прочти 26-ю главу 37-го титула 60-й книги (Василик), также 27, 49-ю и другия главы. А выражение святого пойми так, что епитимии не должны быть причиной великого соблазна между мужем и женой, отчего может произойти и несправедливое умерщвление ее.

277

 

 

Славянская кормчая. Втайне убо прелюбодеяние сотворшая, иобличаему уведехом, без общения сию поставляем, дондеже запрещение скончает.

Толкование. Жена прелюбы сотворши втайне, и не обличена сущи, грех свой исновесть с говением, или инако како от духовного отца своего обличена бывши, не подобает пред всеми обличити ее, и яко любодеицы от своего мужа познане бывши (ти), да не будет ей се вина смертная. Без общения же сей повелевают пребыли отци, и с верными женами стояти до скончания лет, еже о прелюбодеянии согрешения. Аще бо с плачущимися и с послушающими поставлена будет, зазорна будет своему мужеви, и единаче убиет ю.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.