Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 27

Зонара. Священнику, обязавшемуся по неведению неправильным браком, Святой определил пользоваться только седалищем, а от прочих действий удерживаться: т. е. сидеть вместе с пресвитерами и таким образом участвовать в принадлежащей им чести, а другого чего-нибудь священнического не совершать: ибо, говорит, довольно для него, если ему дается снисхождение ради его неведения; благословлять же другого таковому не следует; ибо благословение есть преподание освящения; но кто не имеет освящения по причине греха, учиненного хотя бы по неведению, тот каким образом преподаст оное другому? Ему не позволительно и благословлять ни всенародно, т. е. в церкви, ни особо, например в дому, ни раздавать другим святые дары, ни совершать другое что либо свя-

255

 

 

щенническое; но, довольствуясь честью священнослужительского места, пусть, говорит, плачется пред другими и пред Господом: пред Господом, как могущим отпускать грехи; пред другими, дабы и они молили за него Господа, да простятся ему нарушение закона, учиненное неправильным браком. Но это в том случае, если он оставит такой брак. А под неправильным браком должно разуметь союз или с родственницей, или с монахиней, отрекшеейя от своего образа (σχήμα), если вступивший с нею в сожительство не знал об этом, и другие подобные (сопряжения).

Синопсис. Пресвитер, обязавшийся неправильным браком, должен пользоваться свящеишослужитсльским местом, лишаясь действования.

Аристин. Если кто прежде священства взял жену, не зная, что она вдова, или развратная, или позорищная, или иная из числа тех, супружество с которыми запрещено для посвященных лиц, и если, по вступлении его на степень священства, сделается известной неправильность его брака, то он должен пользоваться только честью и седалищем священников, а от служения устраняться совершенно; ибо для него достаточно того, что принято во внимание его неведение. А благословлять других тому, кто обязан заботиться о собственных язвах, не подобает: ибо благо­словение есть препадание освящения, а кто не имеет его вследствие падения по неведению, каким образом будет преподавать оное другим?

Вальсамэн. Занрещениые браки делятся на три разряда: на непристойный εφάριος), иначе называемый противозаконным (παράνομοξ), например, если кто возмет в брак состоящую у него, или у отца его, под опекою (πίτροπευϑείσαν) или попечительской властью (ὑπὸ τν πρακτορικν ξουσίαν; на осужденный (δαμνάτος т. е. κατάκριτος), каков брак с монахинею, или другой посвященной Богу; и на кровосмсмесный (γκεστος), называемый также беззаконным (ἀϑέμιτος); это — брак, заключенный с воспрещенным родственным лицом. Итак когда один священник вступил по неведению в незаконный (ἀϑέμιτον) брак и поэтому был разведен и под-

256

 

 

ввергся извержению, вергся извержению, некто спросил святаго, должен ли такой священник после извержения совершить что либо священническое? Некоторые говорили, что так как священник пал по неведению, то он не должен подвергаться извержению; а если, будет извержен, то ему должны быть запрещены только действия внутри алтаря, а от внешних действий его не следует устранять. Но Святой говорит, что он должен подвергнуться извержению, и после извержения пользоваться только честью, т. е. сидеть вместе с пресвитерами, а от прочих священнических действий воздерживаться, т. е. не говорить молитвы ни всенародно — в церкви, ни особо — вне церкви, так же не касаться тайн и другим не преподавать их, не совершать ничего священнического, но довольствоваться только честью священнослужительского места, оставленнаго ему по вниманию к тому, что он согрешил неведением. А благословлять других таковому не должно; ибо благословение есть преподание освящения; но кто не имеет освящения, тот хотя бы извержен был и за (грех) неведения, каким образом преподаст оное другим? Снисхождение же дается ему не в том только отношении, что он садится вместе с священниками, но и в том, что не наказывается другим образом; ибо если бы он заведомо взял в жену посвященную Богу, или свою родственницу, то был бы наказан и иначе, именно понес бы имущественный и личный ущерб, чему он не подвергается по вниманию к его неведению. Прочти 16-й титул 28 книги (Василик). Запретив таковому всякое священнодействие, Святой говорит: да плачется пред другими и пред Господом; пред Господом, как могущим отпускать грехи; пред другими, дабы и они молились за него Господу, чтобы был прощен ему грех, учиненный незаконным браком (κ το ἀϑέσμου γάμου). Но кто нибудь спросит: если запрещенные браки наказываются тремя (различными) способами, то будет ли извержен и тот, кто вступит в противозаконный (παράνομος) брак, т. е. с бывшей некогда под опекой его, или отца его? Решение. Поелику и такой брак, как противозаконвый, расторгается, то после расторжения и он по необходимо-

257

 

 

сти должен подвергнуться извержению, как учинивший блуд; и если та, которая противозаконно соединилась с ним, прежде была под его опекой, то он пе должен быть удостоиваем и седалища, потому что не может сослаться на свое неведение; если же под опекой его отца, тогда может быть, ему и поможет указание на неведение, так что он должен быть прощен и удостоен седалища по настоящему правилу. Прочти еще 27-ю главу 1-го титула настоящаго собрания, 9-е правило неокесарийского собора и что в нем написано, и 21 и 26-е правило трульского собора. А поелику в них представляется кажущееся противоречие, ибо одни из этих правил говорят, что изверженные изгоняются на место мирян, а другие, что они совершают только то, что совершается вне алтаря, третьи — что они пользуются только седалищем, то различи (случаи) и скажи, что иначе иаказуются согрешающие в ведении, которые после обличения извергаются; иначе те, которые хотя согрешают в ведеиии, но добровольно оставляют зло, иначе — преткнувшиеся (όλισϑήσαντες) по неведению и исповедавшиеся, и иначе те, которые не знали о грехе, но ие оставляют его, и потому осуждаются. Но имей в виду и различие между грехами и лицами, и скажи, что по епископскому рассуждению извергаемые иногда прощаются, а иногда не прощаются, и таким образом разрешается кажущееся в этих правилах противоречие.

Славянская кормчая. В беззаконен брак впад през витер, токмо седание да имать, службы же лишен быв.

Толкование. Аще кто преже презвитерства жену поят, неведыи яко вдовица есть, или плясица, или от глумиц некая, или ина от возбраненых священником, и потом в пресвитерский внидет степень, и познан будет беззаконный брак, честь убо и седание с пресвитеры да имать, от службы же отшод да упразднится: довлеет бо ему прошение неведения ради. А еже инех благословляти, неподобно есть; должну сущу о своих струпех промысл имети. Благословение бо дар есть святыни. Не имый же того греха ради, иже вневедении, како инем то даст; рекше, не имыи благословение, како инех благословит.

258


Страница сгенерирована за 0.39 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.