Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 26

Зонара. Тайное совокупление кого нибудь с женщиною не может быть признано ни за брак, ни за повод браку, так чтобы кто нибудь мог сказать: так как я

251

 

 

совокупился с этой женщиной, то она должна быть моей женой. Лучше разлучать их, потому что такой брак в самом основании своем порочен и нетерпим законами. Если же оба упорно держатся сожития друг с другом, не желая разлучиться, то пусть подвергнутся епитимии, как учинившие блуд, но да будет им дозволено сожительствовать, чтобы не случилось чего нибудь худшего, именно — чтобы и после развода не стали опять тайно совокупляться и грешить блудом, или женщина, выйдя за другого, но любя того, кто растлил ее, не увлеклась бы в прелюбодеяние, или оба, любя друг друга и встречая препятствие к сожитию, не умертвили бы себя по причине горячности любви и (не вынося) разлучения друг с другом.

Синопсис. Если вступивший в половую связь посредством блуда расторгнет эту связь, лучше; если же сочетался нерасторжимо, пусть получит дозволение на это, с принятием епитимии.

Аристин. Брак в том имеет свое достоинство и честь, что чист от всякаго блуда; поэтому блуд не есть ни брак, ни начало брака, но грех и преступление божественного закона. Таким образом, если кто совокупится с женою посредством блуда, то всего лучше, чтобы он оставил ее, если возможно; если же они всемерно будут настаивать на неразрывности своего союза и пожелают жить с тех пор на условиях брака, то должны принять епитимию за блуд, но оставлены в таком положении, дабы не было чего нибудь худшего.

Вальсамон. Сказав прежде о том, как должно поступать с растлившим деву, св. отец делает теперь постановление и о тех, которые сходятся блудным образом, и говорит, что блуд не считается ни браком, ни поводом к браку, так чтобы обе стороны уже принуждены были соединиться между собою брачным образом; но лучше разлучать их, т. е. не допускать между ними брачного сочетания, потому что основание такого брака прогивозаконно и достойно осуждения. Если же и та и другая сторона неотступно держигся сожития, не желая разлучаться друг с другом, то пусть подвергнутся епитимии, как учинившие блуд, и затем получат дозволение сожитель-

252

 

 

ствовать, дабы не было чего нибудь худшего, например, чтобы они по разлучении опять не стали тайно грешить блудом, то есть, соединясь с другими лицами, не нарушили законною брака, и не совершили прелюбодеяния, или чтобы, в случае препятствия (их союзу), не наложили на себя руки вследствие горячности своей любви. Такие постановления, как мне кажется, имели место тогда, когда брак составлялся по одному соглашению, но никак и не ныне, когда брак совершается чрез молитвословие и божественное причащение тела и крови Христовой. Ибо каким обра­зом соединятся друг с другом брачным союзом те, которые подверглись епитимии за блуд и не причащаются тайнъ? Если же скажешь, что они, после наложения на них трехлетней епитимии за блуд, не совершили блуда, то не встретишь препятствия к тому, чтобы дозволить им сочетаться законным образом после трехлетия. Но кто-нибудь спросит, почему Святой определяет, что дева после растления должна сочетаваться с растлителем законным образом, а учинившим блуд не прямо дозволяет совокупляться браком, но с ограничениемъ? Решение. Деву после растления, может быть, никто не решится взять в брак, и если не будет дозволсно жениться на ней ее растлителю, то она может остаться бесчестной и достойной жалости; а блудница не потерпит такой невыгоды, если не выйдет за муж за того, кто совершал с ней блуд, ибо она лишена была девства другим. Итак если не предстоит какого нибудь большого зла от разлучения сожительствовавших блудно и они не от всей души желают брака, то нужно предпочесть разлучение и таким образом прекратить зло. Еще кто-нибудь спросит: если 3-я глава 37-го титула 60-й книги (Василик) определяет, что имеющий наложницей целомудренную женщину принуждается взять ее в брак, то каким образом настоящее правило определяет разлучать совершивших блуд? Решение. Есть различие между наложницей и блудницей; ибо одна, т. е. наложница, греша только с тем, кто имеет ее наложницей, признается и законом; а другая, так как грешит блудом с разными лицами, не прощается законом, напротив изгоняется из дома блудника, как говорит и

253

 

 

указанная глава. Итак настоящее правило, говоря о блуд­нице, хорошо и согласно с законом делает ограничительное постановление о том, что состоящие в блудной связи должны соединяться законным образом.

Славянская кормчая. Иже совокупився с женою по блудодеянию, аще распустится, добре есть. Аще же не расторжен сочетайся, да ирощен будет, прием запрещение.

Толкование. Брак всем имать чистоту и честь, еже очищатися от блуда. И сего ради блуд, не брак есть, ни браку начало, но грех и преступление закона Божия: якоже аще кто по блудодеянию совокупится с женою, да отступит от нее, аще есть мощно, унеше бо есть се. Аще же всем образом не отторжено имата друг к другу, и хощета оттоле жити брачного сожития любовию, блудодеяниа приимета запрещение: оставлена же будета, тако жити, да не горше что будет.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.