Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 24

Зонара. Великий Павел в послании к Тимофею говорит; вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы (1 Тим. 5, 3); и спустя немного: а сущая истинная вдовица и уединенау уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениих (5); и опять спустя немного: аще кто верен или верна, имать вдовицы, да довлит их, и да не тяготится церковь, да сущих истинных вдовиц удоволит (16); и опять: юных же вдовиц отрицайся (11). Итак, по заповеди Апостола истинные вдовицы устроились в церквах и от них питались; поэтому-то Василий Великий говорит, что если вдовица, при­надлежащая к числу вдовиц снабдеваемых, т. е. питаемых и живущих на счет церкви, уклонится в брак, должна быть оставлена без попечения, и лишается права получать потребное для жизни от церкви. А для мужей овдовевших не положено никакого закона, т. е. никакой духовный закон не наказывает мужей за вступление во второй брак; ибо для них достаточно епитимии второбрачных, которая состоит в отлучении на один год. Если же вдова, достигши шестидесяти лет и причисленная к церковным вдовицам, изберет брак, то она должна быть отлучена от св. причастия до тех пор, пока не оставит мужа; ибо смешение в старости Святой отец называет нечистотою. Если же, говорит, мы причислим ее к церковным вдовицам ранее шестидесяти лет и она падет, смесившись с мужем, то наша вина, а не жены; ибо нас, говорит, справедливо обвинять в том, что мы нарушили заповедь Апостола, который говорит: вдовица да причитается не менши лет шестидесятих (Тим. 5. 9); а она достойна прощения, как еще не пришедшая в старость.

Синопсис. Если снабдеваемая вдовица выходит замуж, то остается без попечения. Вдовствующий же, если вступит в брак, должен только понести епитимию двоебрачных. А вдова, после шестидесяти лет, берущая (мужа), не имеет общения, пока не оставит нечистоты. Если же кто причислит (к вдовицам) ранее шестидесяти лет, тот прикосновен к ее вине.

Аристин. Вдовы, причисляемыя к (церковным) вдовицам

247

 

 

и получающия от церкви свое содержание, если вступят в брак, уже не удостаиваются от церкви какого-либо попечения, но оставляются без призрения. Поэтому не должно причислять к вдовицам тех, которым нет еще шестидесяти лет. А если шестидесятилетняя вдова предпочтет опять сожительствовать с мужем, то она не должна быть удостаиваема приобщения святыни до тех пор, пока по престанет от страстной нечистоты.

Вальсамон. Как устроились в церквах женщины — девы в мирском одеянии и содержались на церковные доходы, так точно устроились и вдовы в том же одеянии. Итак Святой говорит, что ап. Павел такую вдовицу, т. е. которая после устроения в церкви вступит во второй брак, присудил, т. е. определил оставлять без попечения, т. е. извергать из церкви. И если она вступит во второй брак раиее шестидесяти лет, то должна быть подвергнута только этому наказанию; ибо она достойна снисхождения, так как вступить во второй брак вынудил ее сравнительно молодой возраст, и скорее должны быть обвиняемы те, которые устроили ее (в чине вдовиц) до исполнения шестидесятилетняго возраста, как нарушившие апостольскую заповедь, которая говорит: вдовица да причитается не менши лет шестидесятих (1 Т. 5, 9). А которая после шестидесяти лет нарушит целомудрие и вступит во второй брак, должна быть отлучена от св. причащепия до тех пор, пока не воздержится от нечистоты, происходящей от мужа; ибо Святой назвал брак в такой старости иечистотою. Но, продолжает он, мужа вступившего во второй брак, закон не наказывает как ннбудь иначе, а только епитимиею второбрачных, которая состоит в отлучении на один год. А поелику Святой упомянул об апостольской заповеди, то ты должен знать, что великий Павел в послания к Тимофею говорит: вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы (1 Тим. 5, 3): и спустя не много: а сущая истинная вдовица и уединена, уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениих (5); и опять спустя не много: аще кто верен, или верна, имать вдовицы, да довлит их, и да не тяготится церковь, да сущих истинных вдовиц удоволит (16); и опять: юных же вдовиц

248

 

 

отрицайся (11). И это — относительно вдовиц, причисленных к церкви; а другие вдовицы, когда бы ни вступали во второй брак, подвергаются только епитимии второбрачных наравне с мущинами. Прочти еще 2-ю главу 13-го титула настоящего собрания. По не сочти странным, почему правила не определили причислять к церквам, в мирском одеянии, и мущин в случае их вдовства; ибо у отцев было более заботы о жешцинах, чем о мужах; так как женщины, не имея способов к добыванию средств для жизни, могут искать втораго брака по необходимости, желая и при при этом хранить целомудрие; поэтому-то церковь и помогает им, чтобы они по вступали во второй брак по поводу бедности. А мущины, многоразлично снискивая средства к жизни, не могут сослаться на бедность для отвращения обвинения во второбрачии; а поэтому и не принимаются церквами и не получают содержания от них. Но следуя такому рассуждению, не скажи, что жены должны оставаться свободными от эпитимии, если вступают во второй брак, как и говорят некоторые: напротив, и они должны подвергаться епитимии второбрачных; ибо из 14-го титула 28-й книги (Василик) узнаем, что женщины, вступающие во второй брак, наказываются сильнее, чем вступающие во второй брак мужчины.

Славянская кормчая. Аще идет замуж вдовица, вчетанная в церковныя вдовицы, да презрима будет оттоле, и да не возмет потребы от церкве. Аще же вдовец оженится, токмо двоеженца запрещение да приимет. Аще же по, 60-тих летех вдовица идет замуж, без общения да будет, дондеже отступит нечистоты. Аще же которая вдовица не имать шестидесяти лет, не подобает ю в чин вдовиц внести. Аще же шестидесяте лет сущи вдовица, и вочтена сущи в церковь, восхощет паки ити замуж, дондеже от страсти нечистыя престанет, благаго общениа не сподобится 1).

———————————————

1) В славянской Кормчей сокращенный текст правила слит с толкованием Аристина.

249


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.