Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 22

Занара. Похитившие жен, говорит св. отец, и имеющие их, если они уже были обручены с другими, не иначе могут быть приняты в число кающихся, как если у них предварительно взяты будут похищенные, для передачи их во власть тех, с кем ,они были обручены прежде, если последние пожелают принять их. Если же похищенная не была еще обручена ни с кем, то и в таком случае правило повелевает отнимать ее от похитителя и передавать родителям, или другим близким (οκείοις), т. е. родственникам или иным, на ком лежит попечение о ней, дабы, если они пожелают отдать ее похитителю в жену, состоялся брак, конечно, и с ее собственного согласия. Это согласие необходимо при других лицах, но не при отце, который, имеет ее под своей властью; ибо она не может противоречить отцу, разве только он обручит ее с человеком дурной нравственности и недостойным: так определяют гражданские законы. А если женщина не желает (брака), то хотя бы и желали близкие ей, брак

241

 

 

не может состояться; но если и женщина я родственники ее пожелают, чтобы состоялось ся супружество с тем, кто растлил ее или тайно, или насильно, то растлитель должен подвергнуться епитимии блудников, которую правило определяет на четыре года, и далее указывает, каким образом согрешивший должен проходить епитимию в течение четырехлетия. Таково правило. А гражданский закон, гораздо строже наказывая похитившего женщину, имен — не позволяег ему вступать в брак с похищенной, хотя бы родственники ее и желали того. Ибо 60-й книги 58 титула 4-я глава (Василик) говорит: „похищенная да не вступает в брак с похитителем своим; но если бы и родители ее изъявляли согласие на такой брак, они ограничиваются".

Синопсис. Похищающий обрученную должен возвратить ее обручившемуся с ней; а необрученную — передать родственникам, и по их воле должно состояться супружество, если только они пожелают; а похититель должен понести епитимию за блуд.

Аристин. Настоящее правило требует, чтобы женщина, еще не обрученная и кем либо похищенная, была возвращаема родственникам ее, будут ли то родители, или братья, или пекущиеся об ней по причине ее сиротства. Правило дает им право, если пожелают, сочетать ее браком с похитителем. А 58-й титул 17-й книги Василик не позволяет делать этого, хотя бы похищенная и ее родители и хотели такого брака; напротив, повелевает даже ограничивать родителей, которые соглашаются на такой брак. А 92-е правило трулльского собора подвергает анафеме мирянина, если он похищает женщину под видом супружества. И то правило должно понимать по силе настоящего правила: ибо и это правило повелевает не прежде принимать в церковь того, кто имеет жену чрез похищение, как если он возвратит ее жениху, если она была уже обручена, а не обрученную — ее родителям, или братьям, или иным попечителям: ибо после того как возвратит ее, анафематствование не будет иметь места. А кто прежде брака тайно, или насильно растлит женицаиу, потом встуиит с ней в законный брак, непременно должен

242

 

 

понести епитимию за блуд в тсчение четырехлетия: в первый год состоя плачущим в церковпых дверях, во второй — в числе слушающих, в третий с припадающими, в четвертый вместе с верными, имея общение с ними в молитвах, и таким образом после четырехлетия удостоиваясь благого причащения.

Вальсамон. 27-е правило халкидопскаго собора, которое без изменения есть и 92-е правило 6-го собора, определяет, что должно быть с теми, которые похищают жен под видом супружества. А настоящее правило повелевает похищающих жен, которые были обручены другим, не иначе допускать к покаянию, как если они предварительно отдадут похищенных, чтобы взяли их женихи, если захотят; а если нет, то чтобы они пребывали у своих родственников. И в случае похищения свободной женщины, она не должна оставаться у похитителя, а передается родителям или другим близким к ней лицам, дабы, если они пожелают, она могла вступить в брак с похитителем с ее согласия; если же им не угодно, не должно быть этого. Но как бы дело ни было, т. е. хотя бы похититель вступил в брак с похищенною, хотя бы не вступил, он должен подвергнуться епитимии блудников; и такое наказание должен понести не только похититель, но и тот, кто тайно совокупится с девою; епитимию же блудников определяют на четыре года. Таково правило. А гражданский закон иначе наказывает похитителей и ни в каком случае не позволяет им вступать в брак с похищенной. Прочти указанное 27-е правило халкидонского собора, 92-е 6-го собора, 67-е апостольское и 30-ю главу 9-го титула настоящаго собрания и что написано в их толковании. А когда ты слышишь слова правила, что девица отдается в брак похитителю с согласия ее родителей, или родственников, не скажи, что достаточно одного согласия родителей; ибо каждый раз, как совершается законный брак, необходимо согласие и тех, которые намереваются вступить в брак, хотя бы они были подвластны, или уже свободны от родительской власти. Ибо вторая глава 4-го титула 28-й книги (Василик) говорит буквально следующее; „брак не бывает, если

243

 

 

ие согласятся сочетающиеся и те, которые имеют их под своею властию". А если, по этому закону, при браке нужно согласие и подвластных, то тем более не может состояться брак самовластных, без их собственнаго согласия.

Славянская кормчая. Обрученую восхищаяи, да поставит ю у обрученика. Аще же не обручена есть, у своих ей да поставит ю, и по тех воли да сотворится сожительство, аще хотят: и преже брака втайне, или нуждею растлив, и сочетався, блудника заарещение да приимет.

Толкование. Се убо правило истязает, гие обручеву жену восхищену от некоего, к своим ю представити, аще родители ее будут, или братия, или сиротства ся деля веции приставницы: дает же им власть отходе, аще хотят восхитившим ю брак сотворити. Пятьдесятная же, и осмая грань, 60-вых, царских книг, не прощает тому быти, аще и восхищеная восхощет жена, аще и родители ее восхитившему ю сочетати хотят на брак; но повелевает заточити во ину страну родителя, таковый брак хотяща сотворити. 94-е же правило 6-го вселенского собора, иже в Константине граде, в Трулле полатнем, проклятию повинна творит, мирского человека восхищающего жену на сочетание брака. И подобает разумети правило то по силе сего правила: повелевает бо и се правило, от восхищения жену идущего, не прежде прияти в церковь, но егда сия аще есть обручена, у своего обрученика поставит. Аще же не обручена у своих родитель, или у братии, или у приставник сиротства ее. Аще бо сице усироит о ней, клятва места не имать. Аще же кто преже брака втайне, или нуждею растлит жену, и потом законом брака сочетается с нею, нужда есть таковому блудника познати запрещение, за, 4, лета: едино убо при дверех церковных да плачется. Второе же лето, с послушающими божественых писаний, прият будет: и в третие же с припадающими вчинен: и в четвертое стоя с верными, молитв токмо сними причащаяся, и тако по четырех летех благаго общения сподобится.

244


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.