Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 21

Зонара. Если, говорит св. отец, муж, имея жеиу, согрешит с другой, не имеющей мужа, он есть блудник, а не прелюбодей; но он надолго оставляется под епитимиею, т. е. наказывается строже, чем тот, кго не имеет жены и впадет в блуд; ибо этому, говорит, дается некоторое снисхождение по вниманию к нудящему требованию природы; а имеющий жену не заслуживает такого снисхождения, потому что для удовлетворения естественной потребности имеет законную супругу, и, следовательно, грешит по причине невоздержности и похотливости; почему и наказывается строже и на более продолжительное время: но тем не менее жена не должна отказываться от него. А жена, имеющая мужа и смесившаяся с другим, есть прелюбодейца, которую муж изгоняет и не обязан принять опять, если не захочет. Так, говорит, принято судить в силу утвердившегося обычая; а разумное основание и причину такого установления понять нелегко.

Синопсис. Мужа, совершившаго блуд, жена его должна принять; а муж отсылает осквернившуюся жену; ибо кто, будучи женатым, падет со свободною, есть блудник, а не прелюбодей.

Аристин. Кто сожительствует с женою и согрешит с другою, свободною от брака, должен быль судим не как прелюбодей, но как блудник; и по этому не может быть подвергаем епитимиям за прелюбодеяние; но должен

238

 

 

быть наказан строже, чем блудник. Это — в силу утвердившегося обычая, который постановляет, что жена, осквернившаяся с другим мужчиной, должна быть изгоняема своим мужем; а жене повелевает не отрешаться от мужа, если он впадет в блуд, но принимать его.

Вальсамон. О блуде и прелюбодеянии читай 5-ю главу 13-го титула настоящего собрания и указанные в ней правила и законы. Здесь же Святой называет блудником, а не прелюбодеем, того, кто имеет жену и вступит в связь с другою свободною женщиной; а замужнюю жен­щину, если она смесится с каким бы ни было другим мужчиной, называет прелюбодейцею, присовокупляя, что муж не должен быть принуждаем против воли принять ее в свой дом, а может тотчас же развестись с нею; но мужа, учинившаго блуд, блуд не отделяет от законной его жены. По какой причине так установлено, этого, говорит, понять не легко. Заметь из настоящаго правила, что блуд не однообразен и врачуется не одними и теми же епитимиями; ибо имеющий жену и согрешивший блудом должен быть подвергнут большей епитимии, чем тот, кто не имеет жены и впадет в блуд; а это большее в епитимии предоставлено на усмотрепие духовного врача.

Славянская кормчая. Мужа блуд сотворша, своя жена приимет. Оскверньшижеся жена от иного мужа, муж отпустит. Блудник бо, а не любодей, иже со свободною падся от жены.

Толкование. Не яко любодей муж осудится, аще живыя с женою, и со иною свободною брака согрешить, но яко блудник вменится, и сего ради ни любодейного запрещения приимет: боле же блудника запрещению повинен есть, содержащего ради обычая. Жену же убо со инем мужем оскверньшуюся, мужеви ея повелевает отгнати: мужа же блуд творящего, жене ие повелевает оставлати, но приимати того: и о сих убо слово не удобно, обычай же сице удержа.


Страница сгенерирована за 0.59 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.