Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 20

Зонара. Еретические женщины обещалось хранить девство, потом выходили замуж: о таковых, если они обращаются в кафолическую церковь, Святой дает мнение, что не должно осуждать их за то, что изменили обещанию; ибо елика, говорит, закон глаголет, сущим в законе глаголет (Рим. 3, 19); но те, которые не приняли ига Христова, не знают и заповеди его, и следовательно могут быть приняты в церковь, получая от веры во Христа оставление и этого греха. Затем вообще дает правило, что все, что сделано в житии оглашенных, не подвергается истязанию, т. е. не наказывается; впрочем, говорит, церковь не принимает их без крещения. Итак поелику они крещаются, то получают прощение всех грехов, соделанных до крещения; таков смысл прибавки: необходимейшую для них потребность составляют преимущества возрождения" т. е. когда они принимают крещение, необходимо за тем следуют им преимущества возрождения, именно главнейшее из них — прощение прежних грехов. А под еретиками должно разуметь или тех, которые принимаются не иначе, как чрез крещение, или неверных; ибо есть некоторые еретики, которые могут быть принимаемы и без крещепия, а только чрез помазание св. миром, как повелевает 7-е правило Второго собора. Но, может быть.

235

 

 

кто нибудь скажет, что Василий Великий настоящим правилом противоречит 5-му правилу неокесарийского собора, в котором говорится следующее: „оглашенный, входящий в церковь, и стоящий в чине оглашенных, обличен быв в грехе, аще сопричислен был к преклоняющим колена, да низведется в разряд слушающих писания, престав от греха. Аще же и пребывая слушающим согрешит: да иягонится из церкви”. Но противоречия нет; ибо соборное правило говорит о согрешающих, а Василий Великий — о согрешавших и уже переставших грешить; и он не говорит того, что таковые совершенно не должны быть подвергаемы епитнмия за это, но что не должны подвергаться истязаниям. Ибо крещаемому отпускаются все грехи, соделанные до св. крещения, значит — и те, какие он совершил, будучи оглашенным: и за них он не должен подлежать суду. Прочти еще 17-е апостольское правило.

Синопсис. Дева, бывшая в ереси, потом кающаяся и приемлющая (православие), не подвергается истязанию; елика бо закон глаголет, сущим в законе глаголет (Рим. 3,19).

Аристин. Верные жены, если дадут обет девства и нарушат свои обещания, подлежат епитимии прелюбодеяния: а те, которыя были в ереси и обещались хранить девство, если после того вступят в брак, и обратятся к церкви, не осуждаются, но принимая прощение, остаются невиновными; ибо те, которыя еще не носили ига Христова, не знают и законоположения Его.

Вальсамон. Как кажется, еретические женщины давали обет девства, потом выходили за муж; а когда обращались к церкви, были подвергаемы епитимии, как допустившие ложь. И так Святой говорит, что не должно осуждать их за то, в чем они солгали, прежде чем уверовали. Затем вообще дает правило — не наказывать уверовавших и крестившихся за то, в чем они погрешили до крещения. А под еретиками разумей тех, которые принимаются не иначе, как чрез крещение; ибо есть некоторые еретики, которые могут быть приняты и без крещения, а только чрез помазание св. миром. Прочти 7-е правило Второго собора и 7-е правило св. Апостолов.

Славянская кормчая. В ереси сущи девица, и потомъ

236

 

 

покаявшися, и замуж шедши, неаовинна есть. Ибо еликоже закон глаголет, сущим в законе глаголет.

Толкование. Верные жены девьствовати обещавшеся, аще обеты своя отвергут, прелюбодеяния запрещению повинни суть: сущыя же в ереси обещавшыяся девствовати, и потом посягоша замуж, и приступиша к соборной церкви, не осудятся, но крещающеся не повинни суть: иже бо и еще ярьма Христова но понесше, ни закона его знают.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.