Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 17

Зонара. Ответ неясен вследствие неясности самаго вопроса. Говорят, будто какой-то неверный угрозами заставил некоторых из антиохийских пресвитеров дать клятву не совершать действий, свойственных священникам. Один из них переселился в Иконию: о нем-то св. Амфилохий и сделал вопрос, на который Василий Великий отвечает: „я изложил общее определение, т. е. правило, предписание, о всех тех, которые дали клятву в Антиохии, чтобы они устранялись от общих собраний, но частным образом дозволено им совершать действия пресвитеровъ”. Устраняться от (общих) собраний св. отец предписал им для того, чтобы они не сделались виновниками соблазна для многих, которые могли знать, что оyи поклялись не священнодействовать, а между тем видели бы их совер-

222

 

 

шfющими литургию всенародyо. На том же основании и Вианору дается право служения, т. е. совершения литургии, и .тем более, что он и не намерен священнодействовать в Антиохии, где дал клятву, а в Иконии, куда переселился. Но, прибавляет св. отец, нужно потребовать от него, чтобы оyпринес раскаяyие в поспешности своей клятвы, т. е. в том, что дал клятву легко и необдуманно, уступив страху пред малою бедою.

Синопсис. Пресвитер Виаyор, давший клятву и раскаявшийся в поспешности этой клятвы, может быть принят.

Аристин. Этот пресвитер, подвергаясь от кого-то угрозам и не имея сил противиться его настояниям, поклялся по малодушию, что никогда не будет служить; потом раскаявшись пожелал священнодействовать. Василий Великий, спрошенный о том, должно ли принять его, повелевает, что если он раскаиваетея в поспешности своей клятвы, то принять его, но с тем, чтобы он не священнодействовал во всенародных собраниях, дабы не произвести соблазна для многих, а действовал пресвитерски частным образом.

Вальсамон. Повидимому, некоторые из антиохийских священников, и в том числе Вианор, вследствие угрозы какого-то неверного, поклялись недозволенною клятвою и тем привели в соблазн православных, как не вынесшие притеснения от неверного. И так когда Вианор переселился из Антиохии в Иконию и св. Амфилохий, архиерействовавший в Иконии, спросил святого, должно ли Принят в клир этого самаго Вианора, Святой отвечал, что я изложил общее определение, т. е. правило относительно священпиков, клявшихся в Антиохии, что они должпы устраняться от всенародных, т. е. общих, собраний, а частно могут действовать пресвитерски. Тоже делать имеет право и Вианор, и тем более, что он намерен священнодействовать не в Антиохии, где он мог бы соблазнять тех, кто видел бы его священнодействующим после клятвы, но в Иконии, куда переселился, и где может и не производить соблазна, так как народ не знает о данной им клятве. Впрочем, прибавляет св. отец, хотя он и может быть допущеп к священнодействию,

223

 

 

но от него нужно потребовать, чтобы он принес раскаяние в поспешности своей клятвы, т. е. в том, что поклялся легко и скоро, уступив страху пред малою бедою.

Славянская кормчая. Пресвитер Вианор кленся, и раскаявся, за ускорение таковыя клятвы.

Толкование. Сей иресвитер Вианор, от некоего принуждаем, и немогий того стужениа терпети, и от смущения клятся к тому не служити, и потом раскаявся служити восхоте: и вопрошен быв о сем великий Василий, аще приятен есть; и повелевает, аще кается о ускорении клятвы, прияти его: обаче не в соборных церквах служити ему, да не будет соблазн многим: но особно пресвитерская действовати, рекше служити.


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.