Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 04


Зонара. Древние отцы, говорит сей великий отец, назвали троебрачие не браком, но многоженством, или, лучше, наказанным блудом, т. е., не свободным и безразличным, но сдержанным и ограниченным одной женой. Итак, говорит св. отец, какое правило мы определили о второбрачных, тоже самое по соразмерности (αναλόγως) определяется и о троебрачии (речение: «по соразмерности» имеет здесь такой смысл: если за второбрачие определен в епитимию год, а у других два года, то за троебрачие, так как эта вина больше, и епитимия полагается соразмерная, т. е., отлучение на пять лет). Тех, говорит отец, кто преступил за предел второбрачия, не должны называть своими мужьями сожительствующие им жены, ни мужья не должны называть таких женщин своими женами. Приводит и свидетельство об этом из Евангелия, когда Христос сказал Самарянке: его же ныне имаши, несть ти муж; пять убо имела еси (Иоан. 4, 18). И хотя прежде сказал святой, что троебрачных отлучают (некоторые) на три, или на четыре года; но сам не остановился на этом образце, а продлил время епитимии до пяти лет, прибавив, что таковых не должно извергать из церкви, т. е., не ставить их вместе с плачущими, но помещать на два, или на три года в разряд слушающих, а после сказанного времени дозволять им стоять вместе с верными, но удалять от причащения; и таким образом, если покажут плод покаяния, т. е., сердечное сокрушение и слезы, или другое, тому подобное, принимать их в общение.

Синопсис. Второбрачный отлучается на один год, или на два; троебрачный на три и на четыре года, а по теперешнему обычаю — на пять.

170

 

 

Аристин. Василий Великий, последуя не канону, а обычаю, по которому троебрачные отлучались на пятилетие, принимает это и сам, впрочем повелевает — не изгонять их совершенно из церкви и не ставить вместе с плачущими; но в течение двух или трех лет удостаивать их слушания божественных писаний; затем позволяет стоять им вместе с верными и участвовать с ними только в молитвах, а от причащения Таин воздерживаться; и потом уже, если покажут некоторый плод покаяния, восстановлять на месте причащающихся Владычнего тела и крови.

Вальсамон. Сказав, что древние отцы называли троебрачие не браком, а многоженством, или, лучше, наказанным блудом, т. е., не свободным и безразличным, но сдержанным и ограниченным одной женой, и подтвердив словами писания, что троебрачие не есть брак, сей великий отец присовокупил, что и троебрачие наказывается соразмерно со второбрачием; так что отсюда открывается, что и третий брак, наравне со вторым, не расторгается, но наказывается епитимией, только — не двухлетней, как второбрачие, а пятилетней. При этом предписывается троебрачным стоять в течение трех лет вместе с слушающими, а после того, до исполнения пятилетия, вместе с верными; и тогда, если покажут плоды достойные покаяния, возвращаться на место приобщающихся. Таково правило св. отца. А «том единения» (τόμος ἐνώσεως), состоявшийся при Константине Порфирородном и Романе, когда Константин царствовал, а тесть его Роман украшен был титулом царского отца, в 6428 году индикта 8, и ежегодно читаемый с амвона в месяце июне, говорит в конце следующее: «Определяем общим мнением и судом, чтобы с настоящего года, который есть 6428-й индикта 8-го, никто не дерзал на четвертый брак, который совершенно отвергается; и если кто решится вступить в такое сожительство, да будет лишен всякого церковного собрания и чужд самого входа в святой храм до тех пор, пока остается в этом сожительстве, ибо так угодно было и св. отцам, бывшим прежде нас. И мы, делая это решение более ясным, объявляем такового чуждым христианского общества. Так — о четвертом браке. А чтобы привести в большее благообразие и

171

 

 

другие (повторительные) браки и дать им такой вид, чтобы они не казались недостойными христианской жизни, мы и относительно третьего брака определяем, что он не должен быть совершаем просто, и как случилось;ибо, хотя он и был терпим отцами, как нечистота, или такое дело, которое тогда не совершалось еще так бесстыдно, как ныне, и не распространилось широко, но уподоблялось сору, который лежит в доме где-нибудь в углу, на который никто из входящих не обращает особенного внимания, но ныне, когда эта нечистота сделалась открытой и, вследствие повсюдного распространения, не считается уже чем-либо постыдным и оскверняющим, мы признали за благо устранить ее точно так, как мы никогда не оставляли грязи, если она лежит не в углу, а раскидана по жилищу, но очищаем дом и выбрасываем из него все, неприятное для глаз. Итак, уступая человеческой немощи и заботясь о подобающем христианской жизни благоприличии, определяем соблюдать относительно третьего брака следующее; если кто, дожив до сорока лет и не стыдясь природы, не имея попечения о подобающем каждому христианину благоустроении своей жизни, но движимый только страстным вожделением, ввергнет себя в третий брак, таковой не имеет участия в причащении святых тайн до истечения пятилетия, и это соблюдается со всей строгостью, так что срок епитимии ни в каком случае не должен быть сокращаем для него. Ибо кто после сорокового года возлюбил быть или считаться в христианской церкви нечистотой, тот какое представит удостоверение в том, что он печется о своей жизни и заслуживает того, чтобы для него сокращено было время отлучения от тайн? Но и после того, как он будет удостоен пречистого причащения, не должно быть дозволяемо ему приступать к причащению в другое время, разве только в день спасительного воскресения Христа и Бога нашего, когда он, сколько возможно, очистится воздержанием в предшествовавшие дни поста. Но это мы говорим о тех, которые, как сказано, вступают в третий брак после сорокового года, не имея детей от прежних браков: ибо, если будут дети, третий брак для них

172

 

 

недозволителен, так как было бы весьма несправедливо потакать безвременному похотению отца и не позаботиться о судьбе детей от прежних браков, чтобы они были обеспечены и свободны от невыгод, какими сопровождается для семьи излишнее чадородие. А кто, будучи тридцати лет и имея детей от предшествовавших браков, соединится с третьей женой, таковой без всякого снисхождения должен быть удален от тайн на четыре года; потому что он вступил в этот брак, очевидно, не вследствие чего-нибудь другого, а по увлечению невоздержанием и потому, что он раб плотских пожеланий. А по истечении срока епитимии, только трижды в год он удостаивается причащения тайн, в первый раз — в день спасительного Воскресения Христа и Бога нашего, во второй — в Успение Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и в третий — в день Рождества Христа и Бога нашего, потому что и этим дням предшествует пост, доставляющий пользу (немощным душам). А если детей нет, то поелику желание чадорождения не непростительно, пусть такой брак удостоится снисхождения и уврачуется епитимией, какая действовала от начала и до ныне. Все это — о третьем браке. Но и второй, и даже первый не оставляем без всякого внимания, но определяем, чтобы и они установились не по какой-либо дурной причине, не похищением, или вследствие предшествовавшего тайного растления, но законным образом, и были бы чисты от подобных скверн и блудной нечистоты. Итак, если кто вступит в первое или второе брачное общение, пренебрегши сказанными установлениями, того церковь Христова, чистая и не имеющая никакой скверны или порока, подвергая спасительным наказаниям, не прежде допустит к приобщению св. тайн, как если он тщательно выполнит время епитимии, определенное для блудников, т.е., до истечения семи лет, разве только крайняя опасность за его жизнь побудит (к сокращению этого срока). А священник, дерзающий вопреки настоящему определению удостоить кого-либо из таковых божественного причащения, подвергнется опасности потерять свою степень, причем, само собой понятно, удостоенный божественного причащения вопреки данному теперь уставу,

173

 

 

опять останется вне общения до конца седьмого года. Но так делали только прежние цари1), ныне же по благоволению и благодати Отца и Сына и св. Духа ходатайством всесвятой Богоматери и великого Архистратига, тихое царствование наших боговенчанных царей Роману и Константина совокупило и соединило священников и монахов, уже девяносто лет тому назад отторгнутых по указанной выше вине и поводу (от церковного единства), и сделало церковь единой кафолической и апостольской, почему исполнившие такое боголюбезное и достославное дело должны быть прославляемы и возвеличиваемы». Ввиду такого законоположения канона и новеллы, церковь даже до наших дней не дозволяет совершения третьего брака.

Славянская кормчая. Двоеженец лето едино, или два, да отлучится. Троеженец же три, или четыре лета, и пять по нынешнему обычаю.

Толкование. Не от правила, но от обычая приим великий Василий, троеженцем пять лет отлучаемым сущим, приемлет той сам; обаче повелевает не отнюд сих изринути из церкве, и с плачющимися причитати, но два лета или три, божественых писаний послушания сподобляти их, и потом повелевает с верными и молитв токмо приобщатися сними, общения же благаго не приимати, и тако плоды некия покаяния показавшим на месте причащающихся владычнем, телесе же и крове устроити сих.

___________________

1) Разумеется царь Лев Мудрый, произведший своим четвертым браком великий соблазн и продолжительный раскол в церкви.

174


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.