Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 13

Зонара. Не в виде обязательнаго предписания, а в виде совета предлагает Святой, чтобы убивающие на войне в течение трех лет воздерживались от причащения. Впрочем и этот совет представляется тяжким; ибо он может вести к тому, что воины никогда не будут прича­щаться божественных даров, и в особенности лучшие, — те, которые отличаются отвагою: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире. Итак, если те, которые, ведут войны одну за другой и умерщвляют неприятеля, удаляются от причащения, то они во всю жизнь будут лишаемы благаго причащения, что для христиан — нестерпимое наказание. Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или чтобы освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтобы чрез это не осквернить своих рук, то все погибнет и варвары всем овладеют. В виду этого и древние отцы, как свидетельствует сам Василий Великий, не причисляли к убийцам тех, которые убивают на войне, извиняя их как поборников целомудрия и благочестия; ибо если будут господствовать варвары, то не будет ни благочестия, ни целомудрия: благочестие они отвергнут, чтобы утвердить собственную религию; а в целомудрии никому не будет дозволено подвизаться, так как все будут принуждены жить так, как они живут. А великий в божественном учении Афанасий в своем каноническом послании к монаху Аммуну говорит буквально следующее: „непозволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно". Итак я думаю, что это предложение Василия Великого никогда не действовало; но по крайней мере оно припосило иногда пользу тем, кто защищал церковныя предания. Так мы знаем из истории, что когда император Никифор Фока стал требовать чтобы уби-

211

 

 

ваемые на войне причислялись к мученикам, и подобно им были чтимы и прославляемы, тогдашние архиереи представляли с своей стороны, что такое чествование было бы несправедливо, и, не быв выслушаны, воспользовались наконец словами Василия Великого, как правилом, говоря: „каким образом мы можем причислить к мученикам падших на войне, когда Василий Великий отлучил их на трехлетие от таинств, как имеющих нечистые руки“?

Синопсис. Воюющий за благочестие, хотя и есть защитник (оного), пусть три года воздерживается от причащения.

Аристин. Убийства на войне не считались древними отцами за убийства, как пишет и Афанасий Великий к монаху Аммуну, говоря, что доблестных в брани должно сподоблять великих почестей и воздвигать им памятники, возвещающие геройские их деяния: они убивают врагов и делают дело законное и достойное похвалы. И сей великий муж не отвергает мнения (древних отцов), имея в виду, что воины защищают целомудрие и благочестие. Впрочем он советует, что хорошо было бы таковому воздерживаться только от причащения, потому что он имеет нечистыя руки.

Вальсамон. Настоящим правилом Святой предлагает в виде совета, чтобы совершившие убийство на войне воздерживались от причащения три года, хотя (древние) отцы дали таковым прощение и не считали их наряду с убийцами, так как они подвизались за благочестие и целомудрие верных, которые иначе могли бы подвергнуться (варварскому) пленению. Хотя правило это изложено достойно святолепия божественного отца, но оно не действует, потому что может случиться, если оно будет принято, что воины, находясь постоянно на войне и убивая неприятелей, никогда не будут причащаться, что невыносимо. А написано, что когда император Фока потребовал, чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам, тогдашние архиереи, воспользовавшись этим правилом, заставили царя отказаться от своего требования, говоря: „каким образом мы причислим к мученикам падших на войне, которых Василий Великий на трехлетие устранил от

212

 

 

таинств, как имеющих нечистые руки”? Когда же, по царскому приказанию, предстали пред собором различные священники, а также и некоторые епископы, и признались, что они участвовали в битве с неприятелями и убили многих из них, то божественный и священный собор, следуя настоящему правилу и 43-му того же святого и другим божественным постановлениям, хотел, чтобы они более не священнодействовали; но большинство и особенно те, которые были более воинственны, настояли на том, что они даже достойны наград. А многие за то, что убили людей во время игры в палки, были причислены к вольно-невольным убийцам, так как эта игра не принадлежит к числу тех пяти игр, которые признаются законом и называются состязаниями (άγώνας) от (άγών, т. е. кулачный бой, бег, прыганье, киданье диска и борьба); отчего те, которые убивают в этих играх, не подвергаются предосуждению.

Славянская кормчая. Убийства на бранех, не убийства: причащения же три лета не пргимати сим. Воин на брани за благоверие, аще убиет, три лета да не приимет общения.

Толкование. Ижена бранех бывающая убийства, не убииства вменишася от святых отец: яко же и великий Афанасий Аммону мниху в послании глаголет, честий великих достойни суть, иже во бранех храбровавший, образы подобия , их поставляти, лепо есть проповедати храбрость их, яко убивают противныя, и дело творят законно, и похвалы достойно: Се же и великий сей муж тех суда не отмещет, понеже за целомудрие, и за благоверие храбор на брани убивает: обаче совещавает, добро есть глаголя таковому, три лета причащения токмо не приимати. понеже не чисте имать руце.

213


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.