Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 11

Зонара. Некто совершил невольное убийство и провел в отлучении одиннадцать лет. На вопрос: должно ли разрешить его от уз, Святой отвечал, что таковый в течение одиннадцати лет достаточно выполнил суд, т. е. наказание; а об одиннадцати летах сказал не потому, что на такое именно время должен подвергаться епитимии совершивший невольное убийство (по 57-му правилу того же великого отца таковый наказывается десятилетнею епитимиею), но потому, что таков был факт. Потом говорит, что по отношению к тем, которые получили раны и умерли, мы должны соблюдать Моисеев закон, который определил, что получивший от кого нибудь раны и слегший по причине их на одр, если потом встанет и будет ходить при помощи своего жезла (т. е. хотя бы совершенно и не освободился от болезни, а только ходил бы опи­раясь на свой жезл, как имеющий еще остатки болезни), затем умрет, не может казаться убитым, и тот, кто нанес ему раны, не должен считаться убийцей. Таковы определения Моисеева закона. К сему Святой прибавляет, что хотя бы (пораженный) и не встал после получения ударов, но лежа от них скончался, поразивший его должен быть признан убийцей, но невольным; ибо он имел целью не убивать его, а побить.

Синопсис. Невольный убийца должен подвергнуться десятилетней епитимии.

Аристин. Ясно.

Вальсамон. 57-е правило сего св. отца отлучает совершивших невольное убийство от причащения божественных Тайн на десять лет; а настоящее правило говорит, что тот невольный убийца, который не причащался Таин не

208

 

 

десять, а одиннадцать, тем более должен быть принят. Потом присовокупляет, что хотя бы кто нанес и тяжкую рану, но не с целью убийства, не должен быть осуждаем как убийца; но, говорит (св. отец), согласно с Моисеевым законом, нужно обращать внимание и на получившего рану: если он, после того как слег от раны на одр, не поправился в здоровье, но скончался, нанесший удар необходимо подлежит обвинению в невольном убийстве; если же встал после удара и ходил при помощи своего жезла, т. е. не совершенно освободился от болезни, потом умер, то нанесший рану не должен считаться убийцей. Итак заметь и отсюда, как мы сказали и в толковании на 8 правило, что невольное убийство познается по совершению: по сему-то мы и обращаем внимание не на рану, была ли она мала или велика, но на смерть, проис- шедшую от раны; точно так как вольный убийца осуждается за одно намерение, хотя бы и не было исполнения, т. е. смерти. Заметь также из настоящаго правила, что некоторые, рассуждая о невольном убийстве, напрасно придают особенное значение тому, в какой день нанесен удар и после скольких дней последовала смерть получившему удар; ибо хотя бы после удара прошло и много времени, но если пораженный умер от этой причины, мы тем не менее говорим, что совершено невольное убийство. Прочти еще 8-е правило сего св. отца и толкование на него.

Славянская Кормчая. Иже не волею убийство сотворит, десять лет да покается.

Толкование. Се разумно правило.


Страница сгенерирована за 0.73 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.