Поиск авторов по алфавиту

Автор:Афанасий Великий, святитель

Афанасий Великий, свт. Послание к Аммуну монаху

Послание св. Афанасия Великого к Аммуну монаху. 

108

109

110

111

112

113

114

115

116


117

 

Зонара. Сей великий отец, быв спрошен о естественном извержении семени, не нечисто ли оно, отвечал на этот вопрос, что ничто из сотворенного Богом не ест, нечисто. Но поелику лукавый всевает, т. е. влагает по мышления (о нечистоте), и возмущает слабых разумением т. е. простецов, то мы немногими словами с помощью Божиею отженем обольщение лукавого, т. е. с надеждой на Бога дадим твердую опору мнению людей простодушных. Св отец начинает свое слово тем, что приводит место из послания св. Павла к Титу, и говорит, что вся чисты чистым, нечистым же и совесть осквернися и все (1, 15). А это блаженный Павел говорит об иудейской разборчивости в пище, (доказывая), что ничто из того

118

 

 

что создано Богом, по природе своей, не есть нечисто, а для оскверненных нет ничего чистого, так как осквернены их ум и совесть; осквернены же грехом и тем, что мыслят не как должно. Начиная этими словами свое писание, сей великий отец присовокупляет: „удивляюсь ухищрению, т. е. обольщению дьявола, что он, будучи развращением и пагубою, внушает помышления, кажущиеся чистыми; но то, что делается им, есть навет, т. е. тайный обман, а не доказанная истина. Ибо чтобы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения и, как мнится ему, победить их в этом, он возбуждает такую молву, т. е. страшилища, которые производят только пустое беспокойство. „В самом деле, говорит (святой отец), что греховного, или нечистого в естественном извержении (семени)? Это все равно, как если бы кто стал обвинять людей и за прочие отделения, как-то за мокроты из ноздрей, за слюну и за все, что отделяется, т. е. извергается и испражняется чревом, выделение чего полезно для жизни ”-. Рассматривает (вопрос) и с другой стороны. Если, говорит, мы веруем, что человек есть дело рук Божиих, то каким образом возможно, чтобы от Бога произошло что-либо нечистое и оскверненное? И если мы род Божий есмы, по Деяниям божественных Апостолов, то не имеем ничего в себе нечистого. Ибо в книге Деяний повествуется, что великий Павел, обращая речь к афинянам, между прочим говорит о Боге: о Нем бо живем и движемся и есмы: якоже и неции от ваших книжник рекоша: сего бо и род есмы (17, 28): так сказано у Арата о Зевсе: но Апостол отнес эту мысль к истинному Богу. Итак, великий Афанасий воспользовался этим для подтверждения своего слова, о том, что если мы Божий род, как сказано в Деяниях, то ничего не имеем оскверненного, или гнусного; ибо мы тогда только оскверняемся, когда грешим: а естественное извержение, бывающее по необходимому требованию природы, не оскверняет. Но так как некоторые, по-видимому, не соглашались с этим и приводили евангельское изречение, в котором говорится: не входящая сквернят человека, но исходящая (Мф. 15, 11), то святой отец восстает против такого толкования, и показывает.

119

 

 

что противная сторона неправильно понимает сии слова. Именно он говорит, что когда никоторые сомневались о пище, т. е. страшились, колебались, как будто она оскверняет употребляющих ее, то Господь, разрешая их сомнение, говорит, что не входящая сквернит, т. е. делает мерзким, гнусным, но исходящая, т. е. то, что происходит от сердца. И Апостол также говорит: брашно нас не поставит пред Богом (1 Кор. 8, 8). Подкрепивши этим свое слово, великий отец продолжает: „но благословно может кто-нибудь сказать и в настоящем случае; естественное некое извержение не поведет нас к наказанию. И врачи в защищение сего скажут, что естество выгоняет семя, как излишек; ибо животному даны исходы (πόροι), дабы посредством их каждый член выделял излишнее. Таковы, говорит, излишества головы — волосы и жидкости, выделяемые посредством ноздрей и рта; извержения чрева, или целого тела; излишества семенных сосудов — семя. Какой же, говорит, здесь грех, когда выделяется это излишество, как восхотел и устроил Бог, сотворивший человека?” Но чтобы кто не возразил на это, что если, как ты говоришь, извержение семени не есть грех, так как оно совершается естественным образом, то и действительное употребление, т. е. совокупление, не должно быть признаваемо за грех, потому что органы, действующие при этом, устроены Богом, (св. отец) спрашивает того, конечно, кто возражает: „о каком употреблении глаголеши, — о законном, или о том, что бывает тайно и прелюбодейно? Ибо законное Бог дозволил, сказав: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28); и великий Павел допустил, говоря: честна женитва и ложе не скверно (Евр. 13, 4); другое же употребление запрещено. Тоже, говорит, найдем и в других случаях жизни. Прежде всего — убивать запрещено, но убивать врагов на войне похвально и достойно великих почестей. Таким образом одно и тоже в одном случае не позволительно, а в другом позволительно и зависит от различия случаев, лиц и способов. Тоже должно сказать и о совокуплении”. В доказательство сего приводит и места из Писания. Затем рассуждает о браке и девстве и говорит, что есть два пути -- брак и чистота.

120

 

 

Если кто избрал брак, не подлежит порицанию и не будет за это осужден, но он не получит столько даров, сколько тот, кто пожил в девстве; ибо получит, говорит, и он, — потому что и он приносит плод тридесятикратный — за деторождение и воспитание детей, совершаемое в наказании и учении Господни, по Павлу, во Христе глаголющему. Ибо если честна женитва и ложе нескверно (Евр. 13, 4), но кто целомудренно провел жизнь в супружестве, послужил чрез деторождение повелению Господа, Который сказал: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28), и понес заботы и труды о рожденных им, чтобы воспитать их в наказании и учении Господни, тот приносит тридцатикратный плод; почему блаженный Павел и говорит, что жены спасутся чадородия ради (1 Тим. 2, 15). Если же кто, говорит (св. отец), восприял чистый и премирный путь, то получит более чудные дарования, потому что этот путь жесток сравнительно с первым и труден (выражение: сравнительно с первым: παρὰ τὴν πρώτην - должно разуметь или уже об указанном пути брака, или о начале (девственной жизни): ибо избравший девство вследствие того, что плоть удобопреклонна к наслаждениям и особенно к наслаждениям совокупления, в начале терпит нужду, когда природа стремится к страсти, и тем более, когда человек молод и цветущ, почему и сказано: „сравнительно с первым а когда преклонится к старости, то хотя не погасает и тогда огонь от страстей, но по крайней мере бывает слабее). Сказав это, присовокупляет, что нечистые вопрошения их ранее разрешены божественными Писаниями; убеждает вопросившего утверждать тех, кто находятся у него под властью, и пользуется различными местами Писания; затем, обративши свое слово в молитву, оканчивает послание. Итак вот что говорит великий Афанасий о естественном извержении семени. А Дионисий Александрийский в послании к Василиду говорит следующее: „все, которым приключилось непроизвольное ночное истечение, да последуют своей совести и да испытают самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет: подобно как и о пище глаголет Апостол: аще яст сомняяйся осуждается (Рим. 14, 23). И в сем случае

121

 

 

всяк приступающий к Богу да имеет благую совесть и благодерзновение по собственному помышлению”. Смысл и этих слов есть следующий: потерпевший извержение семени должен испытать себя: и если предшествовало какое-нибудь страстное возбуждение, в следствие, может быть, нечистого пожелании и похотливого расположения, и таким образом последовало извержение семени, то потерпевший сие не свободен от скверны. Если же ничто такое не предшествовало, и он не осуждает себя за это, так как помысл у него не осквернен, то пусть приступает к св. тайнам. А некоторые говорят, что Василий Великий потерпевших нечто таковое удаляет от причащения св. Таин. Ибо сей святой (отец), как написано в его сочинении о подвижничестве, быв спрошен, когда бывает у кого-либо обычное и по естеству, должно ли дерзать до-пускать его к приобщению Таин? — отвечал: „Апостол учит, что спогребшийся Христу крещением (Рим. 6, 3) выше естества и обычая. К этому, с одной стороны, присовокупляет, что ветхий наш человек с ним распятая, да упразднится тело греховное, яко к тому не работами нам греху (6): с другой—заповедует: умертвите убо уды ваша иже на земли. блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение, ихъже ради грядет гнев Божий на сыны противления (Колос. 3, 5 и 6); наконец дает общее определение в словах: те, которые принадлежат Иисусу Христу, плоть распята со страстьми и похотьми. Я же узнал, что это совершенство, по благодати Божией, дано и мужам и женам чрез истинную веру в Господа. Приступать же кому-нибудь в нечистоте к св. Тайнам,—это такое дело, страшный суд за которое мы узнаем уже из Ветхого Завета; а если здесь более святыни, то очевидно (и суд) еще страшнее, о чем научает нас Апостол, говоря: ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет (1 Кор. 11, 29). На основании этого ответа, некоторые думают, что Василий Великий извержение семени считает нечистотою. Но это не так; ибо он говорит не об извержении без мечтания, даже и не о том, которое случилось с мечтанием, впрочем без чувственного возбуждения, или которому не пред-

122

 

 

шествовало пожелание; или хотя и предшествовало, но не утвердилось, а было удалено, когда взяло верх лучшее помышление, так что ни услаждения похотью не произошло, ни помышление не было осквернено. И это для внимательного должно быть понятно из самого писания сего великого отца. Ибо слова Апостола, которыми он воспользовался для подтверждения своих слов, упоминают о грехе, нечистоте и злом пожелании; чем именно он и подтверждает свою мысль, высказанную в словах: „приступать же кому-нибудь в нечистоте к св. Тайнам и проч. Но никто не может сказать, что Василий Великий назвал нечистотою извержение семени, когда оно бывает бесстрастно: ибо это клевета на плоть; напротив, в гораздо больших местах своих сочинений он любомудрствовал, что тело не есть ,зло и не начало зла, как думали некоторые. Пусть также никто не подумает, что он говорит противное Афанасию Великому, слова которого все священные отцы уважают по преимуществу. Василий Великий назвал нечистотою, конечно, не извержение семени, а скверное пожелание, в силу которого и совершается грех в мысли чрез услаждение похотью и таким образом бывает мечтательное совокупление во сне и извержение семени. Наконец из слов: „я узнал, что это совершенство дано по благодати Божией, и мужам и женам", ясно открывается, что он говорит об извержении семени, бывающем с мечтанием, которому предшествовало страстное возбуждение и грех в мысли. Ибо совершенство состоит в том, чтобы избегать услаждения похотью и не осквернять ею помысла, а не в том, чтобы не иметь вожделения или, что тоже, не устремлять к тому помысла: это было бы делом природы, или бесчувственности. А не поддаться появившемуся вожделению, не сочетаться с ним помыслом и не совершить греха даже в мысли, это—добродетель и совершенство. И если у кого не бывает извержения семени, это, как дело физическое, не должно быть признаваемо за совершенство; и на оборот, когда бывает, но подлежит обвинению. А я даже думаю, что никто совершенно не избежит естественного извержения, разве только будет совершенно бесчувственным.

Вальсамон. Это послание, в котором доказывается, что естественное извержение семени, т. е. то, которое происходит от болезни, и ни от непроизвольного и бесстрастного ночного мечтания, не есть нечисто, так мудро и превосходно истолковал превосходительнейший Зонара, что никто не мог бы сделать этого лучше; и потому мне показалось излишним писать здесь что-нибудь от себя. Скажем только вкратце, что естественное извержение семени, если оно случилось вследствие непроизвольного ночного мечтания и без предшествовавшего страстного пожелания, совершенно не предосудительно, как говорит в послание св. Дионисии к Василиду, которое помещено выше. Если же предшествовало какое-нибудь страстное возбуждение вследствие, может быть, нечистого вожделения и услаждения похотью, оно нечисто и потерпевший оное должен воздержаться от св. Таинств и подвергнутся врачеванию, по усмотрению своего духовного врача. Ибо так как существуют три способа, посредством которых воюет против нас сатана,— предрасположение, услаждение и совершение, то если ночное мечтание случилось вследствие только предрасположения, мы должны подвергнуться умеренной епитимии; а если вместе с расположением было и дневное услаждение похотью, и за тем уже последовало ночное мечтание и случай извержения, то должны быть наказаны сильнее, согласно священному изречению, которое говорит: всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделении ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). А если так наказывается извержение семени, происходящее от услаждений похотью чрез ночное мечтание, то тем строжайшей епитимии должно быть подвергнуто извержение посредством малакии, так как оно бывает не во сне и не от грез. Но извержение семени, происходящее от болезни в почках, какова болезнь семяистечения (γονορροἰα), или болезнь каменная совершенно не подлежит обвинению. Ибо хотя в Моисеевом законе семяточивые признаваемы были за нечистых, но не с той точки зрения, с к какой по нашему закону люди признаются чистыми, так что и больные проказою, по древнему, закону были удаляемы как нечистые, ас нами они участвуют в церковных собраниях и молитвах, не встречая в болезни никакого к тому препятствия, напротив, являясь в церкви, как свои. А толкование Зонара

124

 

 

не помещено здесь — потому, что оно более относится к изъяснению изречений Писания, а не к каноническому учению. Мы же в настоящем толковании вовсе не заботимся о риторическом сложении, или о красоте слога, или об объяснении изречений Писания, но имеем в виду изучение канонов и законов, и устранение кажущихся противоречий между законами и канонами, оставив в стороне все прочее, как не относящееся к настоящей задаче. Итак, кто хочет найти толкование и изъяснение апостольских изречений и прочих мест, Писания, тог пусть обращается к Зонаре или к другим их толкователям.

Синопсис. 1. Скажи мне, благоговейнейший, что греховного или нечистого заключает в себе непроизвольное, естественное истечение (семени)? Разве захочет кто поставить в вину то, что отделяется из уст, носа и чрева? Мы тогда только оскверняемся, когда совершаем зловоннейшее дело— грех. А естественное истечение, случающееся непроизвольно есть дело природы, хотя некоторые неразумно и насильственно изъясняют евангельское изречение: исходящее сквернит человека. Но к сему изречению прибавлено; откуда исходящее? — От сердца, где (имеют место) злые и скверные помыслы.

2. Блудников и прелюбодеев судит Бог. Женившийся по закону не согрешил, но не получит таких же даров (как пребывающий в девстве): получит и он, принося плод тридесятикратный. А избравший вышемирную жизнь в девстве имеет чудные дары, ибо приносит плод совершенный, плод сторичный.

Славянская кормчая. 1. Рцы ми, благоговейне, который грех имать, или нечистоту, естественое некое и неизвольное похотения истечение; может ли жалети кто и скорбети о исходящих от ноздрей и от уст, и от чрева взносимых. Тогда бо токмо оскверняемся, егда смрадный грех делаем: истечение же естественое внезапу бываемое, естественное дело есть. Аще же нецыи бессловесно реченое во Евангелии нудяще прилагают глаголющее исходящая оскверняют человека; се же реченное наводит, откуду исходящая сквернят; яко от сердца, идеже суть лукавии и сквернии помысли.

125

 

 

2. Блудником же, и прелюбодеем судит Бог. По закону жеоженивыйся, несть согрешил, но обаче толиких даров не приимет, елико же не оженивыйся Господа ради, приимет бо и той принося плод, иже в тридевять А иже чистое евангельское изволив житие еже в девстве пребывати, дивна имать дарования, приносит бо совершен плод, иже восто1)

 

___________

1 Эта (вторая) половина сокращенного текста послания св. Афанасия к Аммуну в славянской Кормчей поставлена после ниже следующего послания к Руфиниану.

126


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.