13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофил Александрийский, епископ
Феофил Александрийский, еп. Наставление, данное Аммону.
Наставление Феофила, архиепископа Александрийского, данное Аммону.
539
Синопсис. Вступившие в общение с арианами и до сих пор удерживающие за собою церкви должны быть изгнаны и вместо них поставлены другие, т.е. православные. А православные епископы, поставленные епископом Аполлоном, за то, что вступили в общение с арианами, владеющими церквами, должны быть подвергнуты епитимии, если сделали это сами по себе; если же с ведома (поставившего их) епископа, то пусть пребывают в общении, как неразумевшие, что поступили неразумно. И если отвергает их народ, должны быть рукоположены другие;
540
если же принимает, то пусть имеет силу собор, бывший в Фиваиде.
Славянская кормчая. Приобщившийся арианом, и до ныне церкви держаще, да изринутся, инех вних место поставльшем правоверным: в тех же церквах правовернии епископи, и поставлении от Аполлона епископа, приобщившеся имущим церкви арианом, запрещение да приимут, аще о себе се сотвориша. Аще ли по воли епископа, да живут яко не познавше добра. Аще бо и побарают по них людие, инии да поставлена будут. Аще же любят, да послушают фиваидскаго собора.
Вальсамон. Вист был поставлен епископом Аполлоном в пресвитера в Ереве (это — местечко в Египте точно так как и Лика). Но об нем говорили, что он до рукоположения изнасиловал женщину, отлучившуюся от живого мужа. Итак спрошенный об этом, Феофил сказал, что должно произвести исследование и, если истинно то, что он изнасиловал женщину, не допускаю его быть пресвитером; ибо каким образом будет пресвитером тот, кому не дозволяется входить в церковь даже в качестве мирянина, так как он подвергается за грех отлучению? Ибо церковь изгоняет таковых и отлучает от верных. Но это сказано у Феофила не согласно с канонами; ибо 25-е правило св. Апостолов, Василия Великого 3 и 32-е и Карфагенского собора 27 (36)-е не отлучают от общения клириков, согрешивших и изверженных. А то, что он был рукоположен, не приносит вреда епископу, рукоположившему его по неведению о грехе; ибо собор определил тех, которые обличаются в преступлении, извергать и после рукоположения: это именно сказано в 9-м правиле 1-го Никейского собора. А слова: «отлучившуюся от живого мужа», указывают на факт, почему и прибавлено: «некую» (τινὰ), точно так же и выражение «изнасиловал»; ибо если бы он и просто совокупился с другою женщиною — и с неотлучившеюся, все-таки он подвергался бы извержению, хотя бы и не учинил ей насилия.
Синопсис. Висту, если он учинил насилие отлучившейся от живого мужа, не должно быть дозволено ни быть пресвитером, ни принимать участие в церковных собраниях в качестве мирянина.
Славянская кормчая. Ведый презвитер, аще нужду со-
542
творил есть жене, оставльшей мужа своего, и еще живу ему сущу, уже презвитер быти не прощен есть, и с людьми в церкви да не собирается.
Вальсамон. Сур был клириком епископа Аполлона: об нем епископ его утверждал, что отослал его из клира, т. е. извергнул. Итак он должен, говорит, согласно с судом над ним епископа, быть чужд клира; если же недоволен определением епископа, то пусть ищет себе оправдания — конечно, пред тем собором, к которому принадлежал и епископ.
Синопсис. Сур, отчужденный от клира епископом Аполлоном, пусть так и остается. Если же недоволен определением, пусть оправдывается.
Славянская кормчая. Сир причетник, Аполоном епископом извержен быв от причта, тако да пребывает. Аще ли мнит, яко не по истине осужден бысть, да судится второе.
543
Вальсамон. О Пануфе говорили, что он прежде чем креститься взял в жену свою племянницу и после крещения рукоположен в диакона. Итак Феофил говорит, что если жена скончалась, и он не пользовался ею после крещения, то должен оставаться диаконом, так как святое крещение очистило сделанные до него грехи;
544
если же имел ее, будучи верным, т.е. после крещения, то должен быть извержен из клира; а тому, кто по неведению рукоположил его, от этого не должно быть вреда. Слова: «если жена скончалась» — сказал потому, что так доносили; потому что если бы она и жива была, но Пануф не знал ее после крещения, или даже отослал от себя, он мог бы в таком случае быть диаконом.
Синопсис. Если Пануф взял в супружество свою племянницу, еще будучи оглашенным, а после крещения вступил в клир, то пусть остается в клире, если только она скончалась и он, после крещения, не имел ее; если же взял, будучи верным, то должен быть чужд клира.
Славянская кормчая. Пануф аще и еще оглашен сый, сестричну свою поят в жену, но крещении же бысть причетник да пребывает в причте, паче же аще она умре, и по крещении не име ея. Аще же верен сыи поят ю, чюжь причта да будет.
Вальсамон. Некто Иаков, как говорили, был чтецом, но оклеветанный в любодеянии, извержен из клира; потом был рукоположен на высшую степень. Итак Феофил пишет, что если по тщательном исследовании будет найдено, что он согрешил, то должен быть извержен из клира; ибо не должно осуждать кого-либо но наушничеству, т.е. по тайному наговору, или по злословию, т.е. по открытой клевете; если же по исследовании дела окажется невинным, то должен оставаться в клире.
Синопсис. Если Иаков, будучи чтецом, учинил любодеяние и, быв извержен пресвитерами, снова рукоположен: то должен быть извержен, если будет обличен; если же нет, то да пребывает в клире, ибо не должно внимать ложным нареканиям.
Славянская Кормчая. Ияков иже чтец сый, и блуд сотвори, и от презвитер извержен быв, паки поставлен быв, аще обличен есть, да извержется. Аще ли ни, да пребывает в причте. Не подобает бо суетных клевет послушати.
Вальсамон. Дает устав относительно имеющих быть рукоположенными в клир, и говорит, что имеющий быть рукоположенным должен быть избираем, т.е. должен получить единогласное одобрение от всего собора священнослужителей; когда же получит такое одобрение, тогда должен быть испытываем епископом, и если ему этот человек покажется годным для рукоположения, рукополагается с согласия священства и в присутствии народа. А почему сказал: «рукополагается с согласия священства?» Так как он был избран собором священнослужителей: то согласие их на (самое) рукоположение не представляется уже необходимым; но вероятно после избрания прошло некоторое время, в течении которого избравшие имеющего быть рукоположенным узнали нечто такое, что возбраняло ему рукоположение. Поэтому-то и сказал, что они дают согласие и в то время, как он рукополагается, и что епископ и тогда обращается к народу, спрашивая, свидетельствует он об нем, как о достойном рукоположения? Тайных же рукоположений совершать не дозволяет. Ибо, говорит, поелику церковь пребывает в мире, т, е. поелику ныне, по прекращении ересей, народ не разделен на части; но все принадлежат к православной части, то и все должны быть одного мнения и рукоположения должны быть совершаемы в церкви и в присутствии святых, т. е. верных; а святыми назвал верных, заимствовав это (выражение) от божественного Павла: ибо и он так в своих посланиях называет верных. Но все это он говорить, по-видимому, о находящихся в городах. А о тех, которые находятся в селениях, говорить, что поелику многие даже против воли вступали в общение с еретиками, а из таких многие имели общение с верными1) в мыслях, т. е. снисходили им, соглашались с
1) Вальсамон неверно передает здесь смысл правила; последнее говорит об имевших духовное (ταις γνώομαις) общение с теми, которые открыто сообщались с еретикам. Св. 2-е правило. Примечание редактора.
548
ними: то если из них кто-нибудь имеет принять рукоположение в клир, не иначе должен быть рукополагаем, как после испытания несомненно православными клириками, в присутствии епископа, обращающегося и к народу, как выше сказано. А это, говорит, должно быть для того, чтобы не последовало какого-нибудь уклонения от правого пути, т.е. обмана и похищения (рукоположений) и чтобы не был рукоположен кто-нибудь такой, кто нездраво мыслит о вере.
Синопсис. Относительно тех, которые имеют быть рукоположенными, должен быть согласен весь собор священнослужителей; и тогда епископ должен испытывать (избранного) и, в присутствии сосвидетельствующего народа, рукополагать. А тайно расположение да не бывает.
Славянская кормчая. О том, яко должно есть хотящимся поставити, да уведят вси священницы ставление, и единако да смыслят. И тогда епископ да испытает; и пришедшем и свидетельствовавшем о нем, да поставлен будет. Поставление же в тайне да не бывает.
549
Вальсамон. Если из того, что приносится верными для жертвы, остается что-нибудь после употребления для божественных Таин, то эти остатки, говорит, должны быть разделяемы между клириками, так чтобы были съедаемы и выпиваемы ими и верными мирянами; оглашенным же не должно давать из этого ничего. Ибо поелику принесено было к жертвеннику и частицы этого приношения взяты были для божественных даров и освящены, то каким образом что-нибудь из этого будет дано для употребление несовершенным? А приносится для жертвы хлеб и вино, ибо приносить к жертвеннику что-нибудь другое не позволяется. Прочти 3-е Апостольское правило и трулльского, так называемого 6-го собора 28-е правило.
Синопсис. Приносимое для жертвы после того, что употребляется, должны разделять между собою клирики; оглашенные же не должны вкушать этого, но верные.
Славянская кормчая. Приносимыя просфиры на жертву во святый олтарь, по потреблении святых даров причетницы да разделят: оглашеннии же да не вкусят от них, но токмо вернии.
Вальсамон. Некто был рукоположен в клирики, потом был оклеветан, будто он учинил любодеяние. О таковом некий Иеракс говорил, что ему не должно быть в клире, а рукоположивший его утверждал, т. е. доказывал, что он не был обвинен никем. Итак, Феофил сказал, что об этом человеке должно быть произведено исследование, и если явится какой-нибудь достоверный обвинитель, т.е. такой, которого можно допустить до обвинения (ибо не каждому дозволяется обвинять посвященных по 6-му правилу второго вселенского собора и по 21-му 4-го вселенского собора и по 128 и 129 (143 и 114) карфагенского собора), и если обвинение поддержат свидетели, достойные веры, то он должен быть извержен из церкви; если же ничего такого не будет доказано, пусть остается в клире.
Синопсис. Иеракс, как изверженный из клира за любодеяние, должен подвергнуться суду; и если преступление будет доказано достоверными свидетелями, должен быть извержен; если же будет засвидетельствован целомудренным, пусть остается.
Славянская кормчая. Иеракс, яко блуда ради от причта извержен бысть, да истязано будет о нем, и аще явится грех его, достословными свидетели, да извержется. Аще же целомудр свидетельствован будет, да пребывает в причте.
551
Вальсамон. Он же дает мнение, чтобы эконом епископии был определяем по выбору всего священства, если соглашается с выбором клира и епископ. Эконом же должен быть поставляем для того, чтобы церковное имущество, его попечением, было расходуемо, на что должно. А расходование на должное показывает следующая глава, именно —употребление на вдов, странных и убогих; ибо никому не позволяется присвоять церковного имущества себе, потому что служитель Божий должен быть не сребролюбив. И епископу не дозволено употреблять церковное имущество в свою пользу, разве только на крайне необходимые нужды, и то когда он не имеет для этого достаточно своих средств, по 41-му правилу св. Апостолов. Ищи написанное в нем, также 24-е правило антиохийского собора.
Синопсис. С согласия всего священства должен быта избран другой эконом, дабы церковное имущество было употребляемо, на что должно.
Славянская кормчая. Аще вси церковницы согласно возгласят на иконома, ин на икономство да поставится, и якоже да подобно церковная исправляет.
Синопсис. Вдовы, убогие и странствующие пришельцы должны получать пособие и никто не должен присвоить себе церковного достояния, ибо служителю Божию должно быть не сребролюбивым.
Славянская кормчая. Вдовицы и нищы, и пришельцы страннии, от церкве да питаются, и всяко угодие да приемлют. И никто же церковнаго что своего да не творит, не сребролюбиву бо подобает быти служителю Божию.
553
Страница сгенерирована за 0.21 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.