Поиск авторов по алфавиту

Автор:Тимофей, епископ Александрийский

Тимофей, еп. Александрийский Канонические ответы святейшего Тимофея, епископа Александрийского, единого от ста пятидесяти отцов, бывших на Константинопольском соборе.

Канонические ответы святейшего Тимофея, епископа Александрийского, единого от ста пятидесяти отцов, бывших на Константинопольском соборе.

 

Вальсамон. Сей отец был спрошен, что если отрок, или совершеннолетний муж, находясь в чине оглашенных и еще не получив св. причащения, во время приношения, т. е. когда приносится таинственная жертва, улучит время, т. е. воспользуется удобным случаем, и причастится Таин, не зная, что ему не должно причащаться прежде

515

 

 

крещения, но не потому, чтобы относился к (святыне) с пренебрежением: то что должно делать? И отвечал, что должно крестить его. Ибо когда он без лукавства приступил к причащению св. даров и воспользовался удобным случаем, не будучи удержан кем-либо, потому, может быть, что присутствующие верные и сам причащающий не знали, что он оглашенный, то думается, что он призван от Бога. И что сказал св. апостол Петр о Корпилии и бывших с ним, когда во время оглашения их напал на них Святой Дух, и они стали говорить языками и величали Бога, как написано в книге Деяний: еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим, иже Дух Святый прияша яко же и мы (10, 47),—это же почти сказал и Тимофей, что как призванный от Бога и признанный достойным Таин, он должен быть просвещен крещением.

Синопсис. Если отрок, или муж причастится по неведению, будучи оглашенным, должен быть просвещен (крещением), ибо призван от Бога.

Славянская кормчая.Тимофеа архиепископа александрьскаго, единаго от 108 святых отец, иже в Константине граде на Македониа собравшимся. Сей же Тимофей преемника имяше, Феофила престолу. Правил 15. Правило, первое. Детище или совершен муж, оглашен быв, аще причастится не разумея, да будет прощен, от Бога бо позван бысть.

516

 

 

Вальсамон. Одержимый бесом представляется жилищем беса; отсюда рождается мысль, что если бы нечистый дух не нашел человека достойным себя жилищем, то не вселился бы в него; а крещенный чрез крещение принимает благодать Св. Духа, обитающую в нем. Итак, каким образом возможно, чтобы одно и то же лицо в одно и то же время могло принять два противные начала? Поэтому оглашенного и не освободившегося от мучащего его беса отец не признал достойным божественного крещения. А если, говорит, близится к концу, то должен быть крещен, дабы отойдя из жизни без участия в благодати крещения, не лишился этого напутствия и не отошел без печати (таинства).

Синопсис. Беснующийся, если не очистится, не крестится, разве только находится при исходе.

Славянская кормчая. Правило, второе. Бесный аще не очистится, не может крещен быти. Аще же восхощет умрети, да будет крещен.

517

 

 

Вальсамон. Об Иуде говорится, что он нарушил тайну, как открывший иудеям то, чему научился от Господа, потому что имел к ним доверие, и Тому, Кто учил его, внимал не как Богу, а как простому человеку. А одержимый бесом, если неистовствует постоянно, ни Тайн не удостаивается, ни подвергается осуждению, если нарушает и хулит тайну, потому что он не знает, что делает; если же имеет (светлые) промежутки и унижает, и хулит таинство в то время, как находится в здравом уме: то не только не должен причащаться Тайн, но и не молиться вместе с верными, ни причисляться к ним. Так что этот божественный отец говорит о беснующемся и имеющем (ясные) промежутки (как бы следующее): «если он в то время, как не состоит под влиянием демонов, не говорит ничего против веры, то должен причаститься Тайн».

Синопсис. Беснующийся верный, если не нарушает тайны, или не хулит иным образом, пусть причащается, впрочем, не каждый день; ибо довольно для него только в день воскресный.

Славянская кормчая. Правило, третие. Верный убо аще беса имать, и аще не исплюет таиньства, ни инако како хулы не глаголет, да причащается, но не по вся дни: довлеет бо ему токмо во всякую неделю причащатися.

518

 

 

Вальсамон. Вопрос был о том, должно ли крестить оглашенного, который лишился от болезни здравого ума и вследствие того, будучи вопрошаем, не мог дать ответов, какие даются при крещении? А ответ последовал такой: должно крестить его и в этом положении. И справедливо: ибо, состоя оглашенным, он показал расположение к тому, что с любовью принимает веру, и хотя бы не отвечал при крещении, успел уже выразить свое произволение. Если же мучит его нечистый дух, то не должен быть крещен, но с ним нужно поступить, как выше сказано.

Синопсис. Оглашенный, подвергшись болезни и лишившись здравого ума, должен быть крещен, если не беснуется.

Славянская кормчая. Правило, 4. Оглашенный аще разболится, и от немощи погубит ум, да будет крещен, токмо аще не бесен есть.

519

 

 

Вальсамон. Вопрос — о тех, которые законным образом разделяют ложе:должны ли они причащаться, если в ту ночь соединились друг с другом? А ответ: не должны, и в подтверждение такого слова (отвечавший) воспользовался изречениями великого Павла.

Синопсис. Совокупившиеся супруги не должны причащаться.

Славянская кормчая. Правило, 5-е. Законно счетавшемуся мужу с женою; рекше примесившеся друг к другу, на утрие да не причащаются.

520

 

 

Синопсис. Оглашенная, если случится у нея течение, не крещается, пока не очистится.

Славянская кормчая. Правило, 6. Оглашеннии аще будут во истечении, не крестятся дондеже очистятся.

 

Вальсамон. Имевшие удостоиться божественнаго крещения вносились в особые списки теми, кто священнодействовал в церкви. Предложен был вопрос: если жена, записавшись как имеющая креститься, подвергнется месячному течению, когда должно просветить ее? На это сей

521

 

 

божественный отец отвечал: когда очистится; ибо пока не пройдут узаконенные дни, она считается находящейся в нечистоте и не должна быть ни крещена, ни удостоена божественных тайн.

Синопсис. Находящаяся в очищении не должна причащаться, пока не очистится.

Славянская кормчая. Правило 7. Жена, аще узрит по обычаю женьских, не подобает ей приступити к общению тайн, дондеже очистится.

522

 

 

Вальсамон. Был спрошен: должна ли жена, родившая в четыредесятницу Пасхи, пить вино и разрешать пост, и отвечал, что пост определен для усмирения тела; если же тело будет усмирено и немощно от другой причины, то оно не нуждается в действии поста, но скорее требует поддержания и восстановления. Итак, жена, родившая в Пасху, т. е. в пост, бывающий перед Пасхой, должна употреблять вино и пищу.

Синопсис. Родившая в Св. Пасху, т. е. в великую (страстную) седмицу, должна принимать пищу и питье, сколько может.

Славянская кормчая. Правило, 8. Во святую Пасху, рекше во дни страстныя недели, яже глаголется великая. Прочия недели до воскресения. Тоябо недели глаголются дние, дние пасхи и в тыя дни, аще родит жена да вкушает по силе елико может от пищи и масла, и вина.

523

 

 

Вальсамон. На вопрос о клирике, должен ли он в присутствии еретиков молиться, т. е. приносить бескровную жертву, отвечал, что когда дары имеют быть перенесены на священную трапезу, непосвященным говорится: «не приемлемые ко общению изыдите», т. е. оглашенные изыдите. Итак, если не позволяется присутствовать при совершении божественной жертвы оглашенным, то каким образом будет позволено еретикам, если только они не обещаются покаяться и оставить ересь? Но тогда, я думаю, им должно быть позволено находиться не внутри храма, но вне, вместе с оглашенными, а в том случае, если не обещают оставить ересь, не должны стоять и с оглашенными, но должны быть изгнаны.

Синопсис. Еретики не должны присутствовать при совершении священнодействия, разве только обещаются покаяться и оставить ересь.

Славянская кормчая. Правило, 9. Службе бывающи в церкви, не подобает приходити еретиком, аще не обещаются покаятися и бежати от ереси своея.

524

 

 

Вальсамон. Вопрос о больном и истощенном болезнью,—должен ли он в пост, бывающий перед Пасхой, поститься непременно, т. е. неизбежно, без сострадания, или, по причине болезни, употреблять вино и елей? Ответ гласит, что тому, кто истощен болезнью, позволительно употреблять и вино, и елей, сколько может понести, т. е. или всегда или в некоторые дни, по суду устрояющего его. Нужно заметить из этого правила и из 8-го, что пост пасхальной четыредесятницы состоит в сухоядении, и в воздержании от вина. А некоторые говорят, что в обоих этих правилах пост пред Пасхой есть седмица святых страстей, а не вся четыредесятница.

Синопсис. До крайности истощенный болезнью и в Пасху употребляет вино и елей.

Славянская кормчая.Правило, 10. Иже до конца от болезни изнемог, и во дни святыя Пасхи да яст масло, и да пиет вино.

525

 

 

Вальсамон. Клирики, говорит (отец), призываемые для совершения браков, чтобы помолиться и сочетать брачующихся, если услышат, что брак незаконен, не должны ходить, ни молиться, ни приносить за них (бескровной

526

 

 

жертвы) и таким образом не приобщаться чужим грехам.

Синопсис. Клирик, будучи позван на сочетание брака, если узнает, что он незаконный, не должен приобщаться чужим грехам.

Славянская кормчая.Правило, 11. Причетник позван бысть венчати брак, аще увесть яко беззаконен есть к чюжим грехом себе да не приобщает.

527

 

 

Вальсамон. Относительно тех, которые имеют мечтания в сновидениях и у которых при этом случается извержение семени, отец говорит, что если у того, кто имел нечистое сновидение, прежде этого явился похотливый помысел о женщине и ум его остался при пожелании и уступил ему, вследствие чего и произошло мечтание и извержение семени, то он не должен причащаться. И справедливо: ибо предрасположение (συγκατάθεσις) осквернило помысел видевшего сновидение, а с таким помыслом как он приступит к святыне? А если ничего такого не предшествовало, то это, говорит, от диавольского искушения, дабы таким образом устранить его от божественного причащения; поэтому он должен причащаться; ибо если лукавый увидит, что таким образом достигается то, что он не участвует в таинствах, не перестанет злоумышлять против этого человека каждый раз, как узнает, что он хочет причаститься.

Синопсис. Имевший нечистое сновидение, если по страстному возбуждению, не должен причащаться; если же от демонского искушения, должен причаститься, дабы мы не дали повода сатане удалять нас от Таин.

Славянская кормчая. Правило, 12. Соблажнен быв во сне, аще убо от помышления блуднаго, и от похоти пострада таковое истечение, да не причастится. Аще же искушением диавольским се пострада, да причастится, да не дадим места сатане упражняти нас от святых даров.

То же самое правило в другом месте Кормчей, в 61-й (по второму и дальнейшим изданиям в 60-й) главе изложено вполне, т. е. с вопросом и ответом, именно:

Вопрос. Аще во сне соблазнився кто от простых людей, вопросит причетника, должно ли есть повелети ему причаститися?

Ответ. Аще подлежит похоти женстей, не должен есть. Аще ли сатана искушает его, яко да вины ради сея отчуждается от причащения божественых тайн, должен есть причаститися, занеже не престая искушаяй во оно время, в неже должен есть причаститися, нападая нань (правило 7-е) 1).

___________________

1) Перед этим правилом стоит другое такого же содержания; но в греческих рукописях оно приписывается не Тимофею Александрийскому, а св. Никифору исповеднику (IX века). Вот оно в подлиннике и в переводе нашей Кормчей:

528

 

 

529



Синопсис. Сожительствующим Апостол говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7,5). Но они необходимо должны воздерживаться в субботу и в день воскресный, потому что в эти дни приносится Богу духовная жертва.

Славянская кормчая. Правило 13-е. Живущим купно мужем с законными своими женами, глаголет апостол, не лишайте себе друг друга, токмо аще хощете по совещанию се творите: да не искушает вас сатана. Потребно же в суботу и неделю, да не приближаются к себе, понеже в тыя дни духовная жертва возносится Богови.

 

Вальсамон. Будучи — спрошен: если кто, не имея здравого ума, но помешавшись в рассудке саморучно убьет себя, или бросится с утеса, должно ли за него совершать молитву и приношение? — отец сказал, что, если человек поднял на себя руки, или бросился с утеса, или умертвил себя другим способом действительно потому, что был вне ума, и не знал, что делает, должно быть за него моление и приношение. Но призываемые для молитвы должны тщательно исследовать, не поднял ли он на себя рук от малодушия, или от обиды людской, или по другой какой-либо причине, добровольно и в сознании того, что делает; ибо за такого не должно ни молиться, ни совершать приношения, потому что он самоубийца.

531

 

 

Синопсис. За самоубийцу не должно быть приношения, разве только он поистине был вне ума.

Славянская кормчая. Правило 14-е. Аще убо кто сам себе убиет, или заколет, или удавит, приношение не принесется за него, токмо аще не будет во истину ум погубил, подобает бо их причетником испытовати о сем со истязанием.

 

Вальсамон. Вопрос — о муже, который имеет жену, одержимую злым духом и неистовствующую до такой степени, что нужно налагать на нее железные цепи, чтобы она не погубила себя, или не повредила другим, и который не может совокупиться с ней и говорит, что не может хранить целомудрия и желает законным образом взять другую жену. А ответ: я не могу сказать ничего; ибо взять мужу в сожитие другую жену, когда еще существует брак, есть прелюбодеяние. А новеллой царя господина Льва философа дано мужу жены, которая страдаетнепрерывным беснованием, право расторгать брак; по

532

 

 

расторжении же брака позволено ему вступить в законное сожитие с другой.

Синопсис. Имеющий (жену,) одержимую бесом не должен брать другой.

Славянская кормчая. Правило 15-е. Аще кто жену имать беснующуся, якоже и железа ей носити, иныя да не поймет.

Вальсамон. Грехи судятся у Бога, сказал (отец),по мере познания и разумения. Ибо одни из детей, имея более острые и бойкие способности, скорее различают добро и зло; а другие, отличаясь более вялыми и слабыми способностями, бывают медлительны в познании должного; почему первым вменяются грехи с десятилетнего возраста, а вторым — с большего и совершеннейшего.

Славянская кормчая1). Вопрос. От котораго возраста судятся от Бога человеческая согрешения?

Ответ. Многа и о сем различия суть от Бога, противу бо разуму и смыслу, судятся каждо: ови от 12, лет, ови же и болше.

Вопрос. Аще кто постяся за еже причащатися, и мыя уста своя: или паки в бани, и поглонет воду, не хотя же убо, должен ли есть причаститися, или ни;

Ответ. Ей; занеже обрет диавол вину, еже возбранити ему от причащения, се ему творит. Сего ради отци

___________________

1) Это и следующи едва правила приводятся в 61 (60) глава Славянской Кормчей.

534

 

 

не возбраняют, и во сне соблазнившагося причащатися: обаче к тайнам приступающе, со страхом и трепетом приступаем, яко же кровоточивая к Христови.

Вопрос.Понеже слышим слово Божие, не творим же дел, в осуждение ли убо нам будет сие;

Ответ. Аще и не творим, но обаче невозможно есть, еже не укоряти себе, яко слышим и не творим. Еже бо укорити себе, часть есть спасения.

Кроме этих правил в 61(60)-й главе Славянской Кормчей приводятся еще следующие два, которые и в греческих рукописях приписываются Тимофею Александрийскому:

535


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.