Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Память пророка Илии

День памяти пророка Божия Илии

«Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный» (тропарь).

Ревность о Боге

Многих, братие и сестры, из ветхозаветных праведников чтит и прославляет святая Церковь. Всем известны имена патриархов: Авраама, Исаака, Иакова, имена пророков, Исаии, Илии, Елисея, Даниила, пророка и царя Давида, столь нам известного дивной священной книгой Псалтирь. Всех ветхозаветных праведников святая Церковь прославляет под именем святых праотец и отец в последние недели перед Рождеством Христовым.

Сегодня день прославления пророка Илии — «Ильин день». Он жил во времена царя израильского Ахава. Это был нечестивый царь — идолопоклонник, при нем поклонение вымышленным языческим богам-идолам Ваалу и Астарте широко захватило еврейский народ. Требовались особенно сильные пламенные люди и особо крутые меры, чтобы возвратить царя и народ к вере отцов. Таким пламенным ревнителем еврейской религии и поборником решительных мер явился пророк Божий Илия.

Он был родом из города Фесфы и потому часто называется

 

 

87

фесвитянином. Его имя — Илия в переводе с еврейского обозначает: «Бог — моя сила». Такой силой Божией, властной и карающей и оказался великий пророк для своего нечестивого развращенного времени. Он имел постоянную, внутренне глубокую, живую и пламенную связь с Богом: Жив Господь, перед Которым я стою, — обычно говорил он [[А ученик его пророк Елисей обычно говорил: Жив Господь, и жива душа моя.]].

Он не имел постоянного местожительства, проводя время в горах, пустынях, реже — в населенных пунктах, где он редко и внезапно появлялся и так же внезапно исчезал. Как огненный меч Божий он появлялся там, где требовалось сказать противодействие силе зла, нечестия и неправды.

Таким мечом он неожиданно явился в блестящий дворец царя Ахава. Царь увидел перед собой необычного человека: босого, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах, обросшего волосами, с посохом в руках и с грозными словами на устах: Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет росы, ни дождя, разве только по моему слову (3 Цар. 17. 1). Кратко, властно сказал и тотчас исчез. Случилось то, что предрек он: заключилось небо на три года и шесть месяцев и не было дождя, так что сделался большой голод по всей земле (Лк. 4. 25). По внушению Божию сам пророк скрывался у потока Хорафа, что против Иордана (3 Цар. 17. 2), питаясь пищей, приносимой воронами, и водой из потока. Вскоре от засухи вода в потоке иссякла, и Илия по внушению свыше ушел в Сарепту Сидонскую. Здесь долгое время одна вдовица-язычница чудесно питала его, себя и малолетнего сына, по молитве Илии, одной и той не горстью муки и малой долей масла, неиссякавших за все время пребывания у нее пророка.

Заболел и умер сын вдовицы. Пророк распростерся над ним, молясь Богу, чтобы возвратилась душа отрока в него.

 

 

88

И она возвратилась. Язычница мать, пораженная чудом, сказала пророку: Теперь я вижу, что ты человек Божий, и что Слово Господа в устах твоих истинно (17. 24).

Между тем голод в израильской земле продолжался.

Пророк Божий явился к Ахаву и повелел ему собрать народ на гору Кармил и здесь устроить два жертвенника: один — Ваалу, другой — Истинному Богу. Повеление пророка было выполнено. И вот тщетно 450 язычников жрецов с утра до вечера неистово просили Ваала низвести, с неба огонь на их жертвенник и попалить жертву (тельца). Огонь с неба сошел по молитве Илии лишь на его жертвенник, уничтожив и жертву, и даже воду во рве.

Так ярко и наглядно открылся для всех присутствующих Истинный Бог Израилев. Вслед за этим по молитвам пророка Божия пошел сильнейший дождь и напоил иссохшую землю. Жена Ахава, нечестивая. Иезавель однако поклялась убить пророка Илию. И он уходить в дальнюю пустыню к горе Хориву и здесь, просит у Бога смерти. Я возревновал к Тебе, — молился Он, — но остался один, и ищут моей души, чтобы отнять ее (19. 10). Господь предупредил его, что явится ему не в бурном ветре, не в землетрясении, ни в огне, а в тихом дыхании ветра (19. 12). Явившись Илие в этом веянии, Он повелел ему помазать царей на царство Сирийское и Израильское, а вместо себя помазать пророка Елисея (19. 16). Илия выполнил волю Божию. С тех пор пророк Елисей сделался ближайшим его учеником. Между тем приближалось время отшествия пророка ко Господу. Ему было открыто, что Господь восхотел вознести его в вихре на небо (4 Цар. 2. 1).

И пророк Елисей уже не покидал его. И вот однажды, когда они «яко по суху» (милотью своею Илия разделил воды Иордана) перешли на другой берег Иордана, вдруг явилась огненная колесница… И Илия в вихре понесся на небо (2. 11). Лишь милоть (верхняя одежда) «с силой Илииной», сброшенная с колесницы, осталась в руках Елисея. Пятьдесят человек долго искали (хотя Елисей был против этих поисков) прах Илии в надежде, что не унес ли Дух Господень и не поверг ли его на одной из

 

 

89

гор (2. 16), но тщетно были эти поиски. Пророк Илия приобщен был к небожителям. В качестве небожителя пророк Илья вместе с Моисеем во время земной жизни Спасителя участвовал в Его славном преображении на горе Фаворе (Мф. 17. 1—9).

Братие и сестры! Глубокий след оставил пророк Илия в сердце еврейского народа. Память о нем перешла в Новый Завет. Апостол Иаков горячую молитву Илии ставит примером успешной молитвы (Иак. 5. 17, 18). Апостол Павел ссылается на него, когда доказывает, что Израиль не отвергнут навсегда (Рим. 11. 2) Апостол Иаков и Иоанн ставили его в пример ревности о славе Божией (Лк. 9. 52) Книжники считали, что именно Илия будет предтечей Христа (Мф. 17. 10). С ним, с его — духом и силой издавна сравнивается святой Иоанн Креститель. Образом жизни, суровостью характера, строгостью обличения и даже внешним обликом они были действительно сходи друг с другом. Оба предназначены готовить пути к пришествию Спасителя: Иоанн Креститель к первому, Илия пророк — ко второму пришествию (Откр. 11. 3—13).

Братие и сестры! Всем нам завещал пророк Божий ревность о славе Божией, дух живой веры и связь с Господом Богом, дух пламенный молитвы. Будучи живым взят на небо, он имеет особое дерзновение пред Богом и особую отзывчивость на наши молитвы. Вот почему святая Церковь так чтит и прославляет его. Будем же и мы просить у пророка Божия молитв его ко Господу о даровании нам духа ревности, веры, любви и молитвы.

Пророче Божий! Моли о нас грешных. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.