Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского чудотворца

День обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского [[Это поучение может быть использовано и в день его памяти 8‑го октября.]]

В память вечную будет праведник (Пс. 111. 5)

О нашем молитвеннике и заступнике

Святая Церковь сегодня чтит память великого угодника Божия — преподобного Сергия, всея России чудотворца. В давние времена, в 14‑м веке, жил преподобный. То было тяжелое время для нашей родины. Она раздиралась от

 

 

71

княжеских междоусобий и опустошалась от татарских нашествий. Даже татарские орды, пользуясь междоусобной бранью князей, безнаказанно наводняли нашу землю, наводя «ужас и мертвенное оцепенение» на ее население.

Спасение страны от этих двух зол пришло с двух сторон: со стороны единения Руси вокруг одного государства, политического центра — Москвы, и со стороны духовно-нравственного возрождения оцепеневшего народа.

В собирании Руси вокруг Москвы большую помощь Московским князьям (Юрию, Иване Калите и другим) оказали помощь Московские святители, сначала Петр, а затем Алексий и его сподвижник — преподобный Сергий радонежский.

История сохранила для нас известия о благотворном, миротворческом участии преподобного в борьбе Москвы с Рязанским князем Олегом, с Нижегородским Борисом, с Ростовским Константином.

История сохранила для нас и незабвенные странницы о той духовной помощи, какую оказал преподобный Московскому князю Димитрию в борьбе с татарами. Святой подвижник благословил князя на великую брань и предсказал ему победу. «Победиши враги твоя», — сказал он князю при его отъезде из обители.

Для поднятия боевого духа Московской рати он отправил на поле брани двух своих иноков — богатырей — Александра Пересвета и Андрея Осляба. Сам же, оставшись в обители, вместе с иноками горячо молился о победе над татарами и духовными очами видел весь ход битвы и победу князя.

Любовь к отчеству и служение своему народу особенно полно проявил преподобный во время «моровой язвы», когда русские люди гибли тысячами и некому было погребать мертвых. Святой игумен со своими иноками, не боясь заразы, ухаживал (в монастыре и вне его) за больными, напутствовал умирающих, хоронил мертвых. В последний год своей жизни он учредил при обители странноприимчество: обитель стала оказывать приют странникам и помогать нуждающимся окрестному населению.

Возлюбленные во Христе братие и сестры! Если мы присмотримся к жизни преподобного, то увидим,

 

 

72

что на ней лежит печать Божия избранничества, особой милости Божией. Еще во чреве матери он был отмечен перстом Божиим. Детские годы его были годами не столько детства, сколько раннего подвижничества, воздержания в пище, в играх прилежания Церкви и Господу. В эти годы он был чудесно наделен дарами разумения грамоты и Слова Божия.

Едва умерли его родители, как он, 20‑летний юноша уходит в глухие Радонежские леса и здесь, на «Маковце», скачало с братом Стефаном, а потом один предается аскетическим подвигам, мужественно перенося голод, искушения плоти, «страхования» от диавола. Все это претерпевал, он, чтобы служить Богу, духовно возрастать и достигать спасения.

Недолго, однако пребывал в одиночестве. Один за другим стали приходить к нему люди, прося совета, и духовного утешения, а затем и позволения остаться на жительство. Так создалась в Радонежском лесу обитель. Иноки долго умоляли преподобного и наконец умолили принять на себя игуменство и духовное руководство над ними. С этого времени духовный подвиг его поднялся на самую высокую ступень. Для своей братии он сделался всем, — не только духовным отцом, но и слугой: стал дровосеком и плотником, водоносом и пекарем, т. е. стал по слову апостола для всех всем. Он никак не хотел быть старшим среди братии и однако невольно сдался им, ибо, по учению Спасителя, кто всем слуга, тот и есть старший среди этих всех кому он служит.

В великом смирении пред Богом, в любви к людям до самоотречении, до полного самозабвения кроется разгадка, того успеха в служении преподобного Богу, Церкви, родине и людям, которое, раз возникнув когда-то на русской земле, не только не угасало с его кончиной, но и преумножилось в последующих века.

Возлюбленные во Христе, братие и сестры! Шесть с лишним веков отделяет нас от дня основания (1339 г.) Свято-Троицкой Сергиевой обители. Срок большой. Не все в, человеческой жизни выдерживает испытания време-

 

 

73

нем. Обитель преподобного, по милости Божией, выдерживала это испытание. Все шесть веков она притягивала к себе верующий человека, утешая и укрепляя его на борьбу с грехом, на служение Богу и родине. Она и теперь собирает его сюда, чтобы благоговейно почтить память своего основателя и возблагодарить Бога, даровавшего Церкви Православной столь великого молитвенника и ходатая пред Престолом Всевышнего.

Многие из нас, братие и сестры, приходящих в обитель преподобного, не знают подробностей из его жития и о том тяжелом времени, в которое он жил. Однако все мы, знающие и не знающие его житие, все мы одинаково живо чувствуем, как дорог и близок каждому из вас преподобный. Почему это так?

Это потому так, что он делал тоже самое насущное дело, которое стремится сделать и мы: боролся с греховностью человеческой природы ради ее обновлений и возрождения. Борьба с грехом — самое трудное дело на земле и кажется оно подчас непосильным. Житие преподобного, его святые мощи убедительно говорят, что борьба с грехом не только возможна, но и отнюдь не безнадежна. Эта борьба, если она непрерывна и упорна, несет с собой радость победы, радость духовного раскрепощения и обновления. Преподобный с помощью Божией вышел победителем из этой борьбы, и с тех пор тянется к нему сердце русского человека, уповающего на его помощь в борьбе с грехом и пороком.

В этом заключается психологическая тайна того неизъяснимого притяжения, которое все мы испытываем к дивной Лавре преподобного. «Для нас, — говорит митрополит Филарет Московский, — Сергиева Лавра и Сергиева пустыня есть одна и та же благодать, которая обитала в преподобном Сергии». Наша жажда приобщиться к этой благодати и влечет нас сюда в святую обитель, к священной раке преподобного. Здесь мы так любим молиться молитвой молебного пения: «О священная главо, преподобие и Богоносне отче наш

 

 

74

Сергие! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас святых своих и благоприятных молитвах к Богу… Не забуди посещати чад своих… ибо не мним тя мертва, но жива… Тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу. Аминь».


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.