Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Лазарева суббота (Ин. 11. 1—45)

Лазарь, гряди вон! (43 ст.)

Вечерняя беседа о воскрешении Лазаря и его значении в искупительном подвиге Спасителя и в нашем спасении

Кончились дни святой четыредесятницы. Остаются считанные дни до Воскресения Христова. Эти дни святая Церковь называет «великими» или «страстными» (страстная седмица) так как посвящает их великим «страстям» Христовым. Это будут дни невыразимых, захватывающих воспоминаний и спасительных переживаний, ибо душа наша будет следовать за Христом в последние мучительные дни Его земной жизни. То будет время, когда святая Церковь проникновенными песнопениями («Благообразный Иосиф», «Да молчит всяка плоть» и


 

136

другими) и богослужебным чином (чтение двенадцати Евангелий, вынос Плащаницы, погребение Спасителя и другими) сделает нас соучастниками спасительных для нас Христовых страданий, чтобы духовно соумирая с Ним, с Ним же духовно и совоскреснуть в светлый день Его Воскресения. Теперь же, накануне великих дней Страстной Седмицы, святая Церковь назидает нас чудом воскрешения четырехдневного Лазаря. Кратко коснемся сначала истории этого события, а затем и его значения в искупительном подвиге Спасителя.

В Вифании, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь со своими сестрами — Марфой и Марией. Это были те Марфа и Мария, в дои которых приходил однажды Христос, найдя в лице Марфы попечительную хозяйку, а в лице Марии — примерную ученицу (Лк. 10. 38—42). У них был брат Лазарь. Все трое любили друг друга и Христа. Он отвечал им тем же (Ин. 11. 35—36). И вот Лазарь заболевает. Сестры через особых посланцев известили Христа об этом в надежде на Его своевременную помощь. Христос мог бы, конечно, оправдать эти надежды, поспешив в Вифанию. Но Он не делает этого из-за промыслительного значения этой болезни (4 ст.) и нарочито задерживается в пути. Когда же пришло время отправиться в Вифанию, Он сообщает апостолам, что Лазарь уснул и что идет разбудить его (11 ст.). На замечание апостолов если уснул, то выздоровеет, говорит им прямо: Лазарь умер (14 ст.).

На небольшом расстоянии от своего дома Марфа встречает Христа, сетуя Ему, что если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (21 ст.). Утешая ее, Христос говорит ей: воскреснет брат твой (23 ст.) Знаю, что воскреснет, — отвечает Марфа, — в воскресении в последний день (24 ст.). Тогда Христос открывает ей сокровенный смысл Своего явления в мир. Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет (25 ст.). В ответ на это Марфа исповедует свою веру в Него, как Христа, как Сына Божия, грядущего в мир (26—27 ст.).

Вслед за этим происходит здесь же (30 ст.) встреча Христа с плачущей Марией, и с людьми, вышедшими с ней навстречу Ему. Восскорбев духом и прослезившись, Христос приходит к пещере гроба и просит отвалить камень от гроба. Марфа предупреждает Его, что четырехдневный брат уже смердит и, как упрек, слышит ответ: Не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию (40 ст.).


 

137

Помолившись и заранее возблагодарив Отца Небесного за чудо и воскрешения, Христос громко взывает: Лазарь, иди вон (43 ст.). И вышел из пещеры забинтованный Лазарь (44 ст.). И многие из присутствующих уверовали в Него (45 ст.). Такова, братие и сестры, краткая история этого величайшего, и для человеческого ума непостижимого чуда.

Обратимся к раскрытию его смысла. Из жизни многих святых мы знаем, что Господь избрал их от чрева матери для Своих промыслительных целей (святой Иоанн Креститель и другие). Из евангельской истории мы знаем, что слепорожденный родился на свет Божий для того, чтобы явились на нем дела Божии (Ин. 9. 3). Из сегодняшнего Евангельского чтения мы узнали, что Лазарь заболел для того, чтобы прославился через нее (болезнь) Сын Божий (Ин. 11. 4), чтобы смерть с последующим воскрешением Лазаря укрепила веру в Него как Сына Божия прежде всего среди апостолов, и тем подготовила их к предстоящим страданиям и смерти Спасителя. Телу Лазаря позволено было пролежать во гробе четыре дня, чтобы фактом тления (смердит) показать подлинность смерти и полноту ее власти над умершим, а также и полноту власти над ней самой Того, Кто воскресил Лазаря. Казалось, легче было в данном случае, сотворить Господу заново человека, чем возвратить к жизни подвергнувшийся тлению (разложению) смердящий труп умершего. Как бы чувствуя это, Марфа и говорит Христу: уже смердит, т. е. уже поздно, уже ничего нельзя сделать с умершим, а потому стоит ли отваливать? Марфа могла окончательно увериться во Христа, как Сыне Божием и в возможности возвращения к жизни ее брата только фактом самого воскрешения его Христом. И смотрите, пред совершением этого чуда какую уверенность в Своем всемогуществе показывает нарочито людям (42 ст.) Сын Божий, заранее благодаря за него (воскресение) Отца Небесного, т. е. благодаря за еще не совершенное, за еще не бывшее (41—42 ст.), как уже за бывшее, совершившееся. Это ли не было для евреев доказательство, что Христос — воистину Сын Божий, для Которого все возможно (Мф. 19. 26).

Прошли века со дня этого чуда, а мы еще и сейчас, братие и


 

138

сестры, слушая Евангельское повествование об этом чуде, слышим в своих сердцах царственно и властно звучащий голос Божественного Чудотворца: Лазарь, гряди вон (43 ст.). Мы и сейчас также хорошо представляем и как бы сами переживаем потрясение умов и сердец у окружающих (гроб Лазаря) людей, когда увитый белыми пеленами мертвец, вдруг ожил и появился среди них.

Для чего все это было так наглядно совершено? Для того, чтобы промыслительно показать, что такое чудо может совершить только Сын Божий и что, совершив его над одним умершим, Он может совершить такое же чудо в день он и над всеми остальными людьми. В тропаре Лазаревой субботы святая Церковь ясно выражает это: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…». «Как Лазаря Сын Божий, воззвав из гроба, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — так и тебя воззовет и воскресит, чтобы поставить одесную Себя [[Творения, ч. 4, стр. 479.]].

Чудо воскрешения Лазаря явилось также подготовкой апостолов к их вере в грядущее воскресение Самого Спасителя. В стихирном самогласне Лазаревой субботы святая Церковь указывает и на это: «Господи, уверити хотя учеников из мертвых Твое воскресение, на гроб Лазарев пришел еси…»

Для еврейского народа воскрешение Лазаря было подготовкой ко всенародной торжественной встрече Его при входе в Иерусалим (Ин. 11. 50; 12. 12—15). Для врагов Христа оно послужило последним толчком к окончательному решению убить Его (Ин. 11. 53). Какое же значение, братие и сестры, имеет для нас лазарево воскресение?

Кроме общего значения (как залога нашего воскресения) это событие имеет и особо назидательное для каждого из нас. Святая Церковь в течение Великого поста призывала нас «подвигом добрым подвизатися», пробуждаться от тяжкого сна греховного. Она располагала нас взывать к своей душе! «Душе моя, душе моя! Восстани, что спиши, конец приближается!» На исходе поста, пред лицом приблизившихся страстей Господних, она призывает каждого из нас глубже взглянуть в свою


 

139

душу, в ее мертвенность и смердность и громким голосом воззвать к ней: Гряди вон, удались, душа моя, от смертных и смрадных дел своих, отдайся очистительным и животворным переживанием страстей Господних, будь в эти дни с Господом, не оставляй Его своим состраданием и молитвенным общением. Это так спасительно для тебя самой,

Братие и сестры! Наступают великие искупительные события из жизни Спасителя. Святая Церковь в своем богослужебном чине на Страстной Седмице поможет нам проникнуться ими и спасительно пережить их. Никогда так близко не подходит к нашему сердцу Своей живительной любовью Христос, как в эти, уже наступившие дни. Сколько нежности, сострадательности, любви и прямого участия проявил Он к Лазарю и его сестрам перед тем как воскресил его! Насколько же больше (ибо всех нас не трое, а неизмеримо больше) проявит Он этой Жертвенной любви к нам грешным, если мы пойдем по следам Его: на любовь Его ответим любовью, на скорби и страдания за нас — своей сострадательной и очистительной скорбью, на Его Крестную смерть за грехи наши — подлинной борьбой со своими грехами и страстями, подлинной, смертью для греха (Рим. 6. 11).

Братие и сестры! Чтобы Христос был в нас, мы сами должны быть с Ним. Когда Он пребывал на земле и восходил на Голгофе кий крест, то Сам в Себе переживал Свои страдания за нас. Теперь Он зовет нас пережить эти страдания в душах и сердцах наших, зовет «сраспинаться» Ему и «спогребаться». Откликнемся же, братие и сестры, на этот зов нашего Спасителя.

Завтра святая Церковь чтит и прославляет вход Господень во Иерусалим перед Его страданиями. Приготовимся и мы встретить Его, седящего на осляте, в полноте духовной радости и приветствовать ликующим восклицанием: Осанна! Благословен грядый во имя Господне! (Ин. 12. 13). Такая встреча с Господом, торжественно грядущим к месту вольного Своего страдания (в Иерусалим) послужит для нас началом духовного соучастия в тех последних днях Его земной жизни, которые должны будут воспоминаться и переживаться нами в наступившие дни Страстной Седмицы.

Господи, не лиши нас, этих спасительных воспоминаний и переживаний и помоги нам очиститься от смрадности греховной и


 

140

мертвенности духовной силой животворящей любви Твоей к нам, многогрешным. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.