13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Порфирогенит Константин «О приемах Ольги в Константинополе»
Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1
Константин Порфирогенит о приемах Ольги в Константинополе во дворцеимператорском (De ceremoniis aulae Byzantinae, lib. II, cap. 15, ed. Bonn, p. 594, yМиняPatr. t. 112, col. 1108).
«Месяца Сентября 9-го числа, в середу, был прием, во всем подобный предидущему (одного сарацинского посла), по случаю приезда Ольги (Ἕλγας), княгини Русские. Вошла (в назначенное место дворца императорского) сама княгиня с княгинями своими родственницами и с избранными служанками 1), она — идя впереди всех других женщин, а — те в порядке следуя одна за другою, и стала на месте, где логофет 2) имеет обычай предлагать вопросы. После нее вошли послы и стряпчие 3) русских князей и стали далее между занавесями, и все прочее совершилось по вышесказанному приему (посла сарацинского). Вышедши назад через анадендрадий и залу кандидатов и залу, в которой стоит камилавка 4) и производятся магистры, прошла через онопод и золотую руку или портик августеона 5) и там села. Когда император по обыч-
до настоящего времени). Почему летописец называет Судом пристань, гавань, — не можем сказать; может быть действительно назывались так у Греков гавани искусственные, копаные, которых в Константинополе было несколько, в противоположность естественным (и которых собственное название у Греков было τὰ νεώρια). Вероятнее всего впрочем, что летописец не имел надлежащего представления о Суде, и что для него это имя означало вообще воды Константинопольские (то он называет Судом Константинопольский или Босфорский пролив, под 866 и 941 гг., то Константинопольский залив или Золотой рог, под 907 г., то пристань в Константинополе, как в настоящем случае. Пролив назывался у нас Судом и после, — Антоний Новгородский по изд. Савваитова стр. 173).
1) Προκρειτοτέρων θεραπαινῶν — разумеются, конечно, придворные дамы или боярыни Ольги.
2) Логофет — министр иностранных дел; под местом разумеется аудиенц-зала для приема иностранных послов (находившаяся в здании называвшемся Магнавра).
3) Ἀποκρισιάριοι καὶ πραγματευταί.
4) Особой формы и особого значения царский венец, о котором см. ниже.
5) Названия отделений и зал дворца. Дворец Константинопольских императоров не представлял из себя одного большого здания или корпуса, а со стоял из нескольких зданий, обнесенных одной общей стеной, на подобие монастыря. Так как до настоящего времени не сохранилось ни самого дворца, ни его плана или обстоятельного описания, то его бывшее расположение, на основании описаний необстоятельных и ненарочных, может быть восстановлено только приблизительно. Такое приблизительное восстановление см. в Энциклопедии Эрша и Грубера, т. 84, статья: Griechische Kunst, S. 323. Под анадевдрадием, ἀναδενδράδιον, разумеется сад или аллея, ведшая от одного здания к другому.
99
ному чину вошел в дворец 1), то был другой прием следующим образом. В зале Юстиниана был поставлен возвышенный помост, покрытый красными, вышитыми золотом, коврами, и на нем поставлен был великий трон императора Феофила 2), а с боку золотое царское кресло, два же серебряные органа двух партий 3) поставлены были далее, за двумя занавесями, а органы, на которых играют, поставлены были вне занавесей. Будучи позвана из августеона, княгиня прошла чрез абсид и чрез ипподром и внутренние переходы того же августеона, и пришедши села εἰς τὰ σκύλα 4). Императрица 5) села на помянутом выше троне (Феофила), а невестка 6) ее на кресле, и вошел весь кувуклий 7) и препозитом и остриариями введены были отделения: отделение первое — государственные дамы 8), отделение второе — магистриссы, отделение третье — патрикии (жены патрикиев), отделение четвертое — официальные протоспатареи, отделение пятое — остальные протоспатареи, отделение шестое — спатаро-кандидатиссы, отделение седьмое — спатареи, страториссы и кандидатиссы. После этого введена была княгиня препозитом и двумя остиариями, причем она предшествовала, а за нею, как сказано, следовали княгини ее родственницы и ее избранные служанки. И сделаны были ей препозитом вопросы от лица императрицы,
1) То есть, из своих внутренних комнат в парадные отделения дворца.
2) То есть, трон, сделанный сим императором, cfr Scriptt. post Theophan. ed. Paris, pp. 410 и 516.
3) Известных партий ипподрома желтых и голубых, cfr ibid..
4) Σκῦλον значит добычу, отнятую у неприятелей, военный трофей, лат. spolium (и в этом собственном значении обыкновенно употреблялось во множественном числе, — σκῦλα Μηδικά, βαρβαρικά, Лексик. Пассова).Следовательно, под τὰ Σκῦλα как будто должно разуметь залу, в которой находились военные трофеи, или иначе дворцовый арсенал. Предположение Дюканжа, что scyla — carcer (Constantinop. Christ. Lib. II, p. 178) опровергается вашим местом Константина Порфирогенита. Автор сейчас помянутой статьи Griechische Kunst в Энциклопедии Эрша и Грубера, признавая τά σκῦλα за залу, не делает никаких предположений относительно ее назначения (S. 321, col. 1).
5) Жена Константина Порфирогенита, Елена.
6)Жена сына Константинова Романа, Анастасия Феофано.
7) Кувуклий — штат низших придворных чиновников, по нашему старому — спальников, комнатных детей боярских (κουβοῦκλειον из латинского cubiculum, что значит спальня, комната).
8) Αἱ Ζαισταἱ: Зоста (ох Ζώννυμι опоясываю и Ζώνη — пояс, причем не совсем ясно, разуметь ли пояс в собственном смысле, одежный, или головную повязку) самая первая по государыне и при государыне дама. Их было по одной, а в данном случае множественное число — потому, что разумеются зоста императрицы и зоста невестки. (О произведении императором зосты см. у Констант. Порфироген. ibid. кн. I, гл. 50).
100
и вышедши села εἰς τὰ σκύλα. Императрица, вставши с престола, прошла чрез лавсаик и трипетон и вошла в кенургий, а чрез него в свои внутренние покои, княгиня же с родственницами своими и служанками вошла через залу Юстиниана и лавсаик и трипетон в кенургий (и там) отдыхала. Потом сел император (во внутренних покоях императрицы) с императрицей и порфирородными своими детьми, и позвана была княгиня из залы кенургия и по приглашению императора севши говорила с ним, о чем хотела. В тот же день был парадный стол 1) в той же зале Юстиниана. Императрица и невестка ее сели на помянутом троне, а княгиня стала со стороны; когда же церемониймейстером стола введены были по обычному чину княгини (родственницы) и поклонились, то княгиня, немного наклонив голову (поклонившись) 2), села по чину, где стояла, за усеченный стол с государственными дамами 3). Надлежит знать, что певчие церкви апостолов и софийские присутствовали при этом обеде и пели императорские гимны; также были играны и всякие театральные игры. В хрисотриклине же был другой парадный стол, где обедали все послы князей русских и люди и родственники княгини и стряпчие 4), и получили — племянник ее 30 милиарисиев 5), люди ее по 20 мил., 20 послов по 12 мил., 43 стряпчие по 12 мил., священник Григорий 6) 8 мил., два переводчика по 12 мил., люди Святослава по 5 мил., переводчик княгини 15 мил. После того, как император встал из-за стола 7), был (предложен) десерт в зале для завтраков, — был поставлен небольшой золотой стол, кото-
1) Κλητώριον, от χαλέω — зову, собственно уваный обед. Об этих званых обедах или парадных столах императорских обстоятельное см. у Констант. Порфирог. ibid. кн. 2, гл. 52 sqq.
2) Τὴν κεφαλὴν μικρὸν ὑποκλίνασα.
3) Ἐκαθέσθη εἰς τὸ ἀποκοπτὸν μετὰ Ζωστῶν κατὰ τὸν τύπον. Τὸ ἀποκοπτὸν, ή ἀποκοπτὴ τραπέζα назывался небольшой особый стол, за который отдельно садились император и императрица с немногими высшими чинами (Констант. Порфирог. ibid. кн. 2, гл. 52, τόμος ß' u passim в других нескольких местах). В данном случае за этим „императорским“ столом обедали: императрица с невесткой, две зосты и Ольга.
4) То-есть, для мужчин был особый стол.
5) Милиарисий или милиарезий, иначе драхма, небольшая серебряная монета, (Дюк., Gloss. Graec.), По счету К. Папарригопула (Ἱστορία τοῦ Ἑλληνικοῦ Ἔθνους, IV, 116), равнялся 35 копейкам сер., по счету Византия (Κωνσταντινούπ., III, 267) с небольшим одному франку.
6) Παπᾶς Γρηγόριος. В просторечии и даже не в просторечии, как в данном случае, Греки называют священников — παπάς, παπάδες, откуда наше поп. Поп-священник отличается у Греков от Римского папы тем, что первый παπᾶς, а второй—πάπας.
7) Он обедал или отдельно ши с мужчинами в хризотриклине.
101
рый стоит в пентапиргии (пятибашенье) 1) и расставлен был на нем десерт на блюдах, украшенных эмалью и драгоценными камнями, и сел император (Константин — автор) и Роман Порфирогинит (сын Константина) и порфирородные их дети и невестка и княгиня, и поднесено было княгине на золотом украшенном камнями блюде 2) 500 мил., и 18 служанкам по 8 мил. Месяца Октября 18-го числа, в воскресенье, был парадный обед в хризотриклине, и сидел (обедал) император с Русскими. И опять был другой парадный обед в пентакувуклии св. Павла, и присутствовала императрица с порфирородными ее детьми и невесткой и княгиней, и дано было княгине 200 мил., племяннику ее 20 мил., 18 рабыням (т. е. боярыням?) по 6 мил., 22 послам по 12 мил., 44 стряпчим по 6 мил., двум переводчикам по 12 мил.» 3) — (Год пребывания Ольги в Константинополе определяется указаниями Порфирогенита, что Сентября 9-е число было в среду, а Октября 18-е в воскресенье». Эти числа в эти дни были в продолжение искомого времени только в 957-м году).
1) Построенном Феофаном, Scriptt. post Theophan. ibidd..
2) Новгородский архиепископ Антоний (в мире Добрыня Ядрейкович), бывший в Константинополе в конце ХII и начале XIII века и написавший Цареградский Паломник, между прочим сообщает, что в тамошней св. Софии есть «блюдо велико злато служебное Олгы руской, когда взяла дань, ходивши Царюграду; во блюде же Ольжине камень драгий, на том же камени написан Христос, и от того Христа емлют печати людие на все добро, у того же блюда все по верхови жемчюгом учинено» (Путешествие Новгор. архиеп. Антония в Царьград, изд. Савваитова, 1872, стр. 58). Если блюдо, выдававшееся во времена Антония за приношение Ольгино, действительно принадлежало ей, то весьма вероятно думать, что оно было то самое блюдо, о котором говорить Порфирогенит, то есть что с милиарезиями ей поднесено было и самое блюдо и что его она и пожертвовала в св. Софию. Кроме сходства в описании, за вероятность этого говорят слова Антония: «когда взяла дань», которые, кажется, нужно понимать так: блюдо поднесено было Ольге, как дань, а она (на память о том, что взяла дань) пожертвовала его св. Софии.
3)Несправедливо думая, на основании приведенного нами места нашей летописи, будто Ольга была трактуема в Константинополе не особенно хорошо, Карамзин хочет видеть доказательство этого и в незначительности поднесенной ей и ее спутникам суммы (1,102). Но опять несправедливо: Ольге поднесенобыло не менее того, что было принято подносить в подобных случаях (см. у того же Порфирогенита, непосредственно перед рассказом о приеме Ольги, рассказ о приеме сарацинских послов, которые были гораздо важнее для Греков, чем русская княгиня), и сам же Карамзин признает и подтверждает осязательным примером (I, примеч. 381), что смысл подобных подносов или жалований был не в количестве. Из всего рассказа Порфирогенита ясно видно, что Ольга была принимаема в Константинополе совершенно как следует.
102
Страница сгенерирована за 0.23 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.