13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Поле битвы — сердца людей
Никогда не было просто говорить людям, что есть добро, а что — зло. В наше время, когда стираются границы между добром и злом, это особенно трудно. Мощный информационный поток обрушивает это смешение на сознание людей, особенно молодых, которые, подхваченные вихрем этого потока, полностью теряют всякую ориентацию в жизни, теряют систему координат, не понимают, где право, где лево, где добро, где зло, где правда, а где ложь, становясь легкой добычей манипуляторов человеческой истории, тех, кто это забвение, эту круговерть хотел бы использовать для своих личных или корпоративных, идеологических, политических целей. Именно поэтому, провозглашая правду Божию, мы всегда входим в соприкосновение с той реальностью, которая будет бороться с нашим словом.
Христианская община издревле была тем, что сейчас называют институтом гражданского общества. Общины строились на основе самоорганизации, на прочных внутренних связях, согласованно представляли свои интересы.
Смысл всего, что делает Церковь, в том числе вступая в диалог с обществом, — свидетельство об Истине Христовой, желание утвердить в жизни людей традиционные духовно-нравственные
140
ценности, без которых, на наш взгляд, немыслим гражданский мир и развитие. Однако в данном случае неуместно говорить о политике. Это не политика, а апостольская миссия Церкви. Господь направлял апостолов просвещать народы светом Истины, руководствуясь не «политическими мотивами», но стремлением указать всем людям путь ко спасению.
А какие ярлыки только не навешивают на общественное служение Церкви! Лишая верующих права сообща выражать свою позицию по общественно важным вопросам, некоторые силы пытаются построить социум на безбожных началах. Активность Церкви, борющейся с грехом, им, конечно, не по нраву. Но ведь мы в таком случае должны честно называть вещи своими именами. Церковь никогда не будет молчать при виде греха и порока, тем более при виде его массового распространения и оправдания.
Те, кто застал годы советской атеистической диктатуры — а я их хорошо помню, — знают, что тогда противники Церкви использовали тот же набор штампов, что и сейчас. Священники, мол, люди жадные, безнравственные, эксплуатируют невежество темных масс. Так что ничего нового для нас тут нет. Меняются времена, меняются знамена, под которыми выступают антицерковные силы, но не меняется их цель.
Во все времена — и во времена Античности, и во времена атеистических гонений, и сейчас — битва идет за одно: за бессмертные души людей. Подлинный конфликт разворачивается на духовном уровне, как говорил Федор Михайлович Достоевский,
141
«здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Сейчас многие люди в нашем Отечестве обретают веру, приходят ко Христу, входят в храмы Божии и приступают ко Святым Христовым Тайнам. И чем больше людей становится на путь спасения, тем громче крик антицерковно настроенных сил: «Нет! Нет! Не ходите в Церковь! Там все обманщики, мошенники, стяжатели!»
Подумайте, кого так пугает мысль, что человек войдет в храм, обратится к Богу, кто не может этого перенести?..
Многие говорили мне, что именно антицерковная кампания помогла им стать верующими людьми: ведь раз некие могущественные силы так отчаянно не хотят, чтобы мы вошли в Церковь, значит, быть в ней очень важно. Если прилагается столько усилий, чтобы помешать нам приступить к Чаше со Святыми Тайнами, значит, То, Что в этой Чаше, — жизненно необходимо.
Те, кто участвуют в нападках на Церковь, обычно не отдают себе отчета, орудием каких сил они являются, кто использует их в своих интересах. А им стоило бы об этом задуматься.
Позвольте мне напомнить очевидную вещь, о которой уже говорилось. Ситуация меняется, когда меняются люди. А люди меняются, когда они хотят измениться. Не когда они хотят, чтобы менялись другие (к другим можно предъявлять какие угодно претензии — это ни к чему не приведет), а когда они понимают, что их собственные пути неправильны, их собственные ценности нуждаются в пересмотре, их собственные нравы нуждаются
142
в исправлении. Такие люди обращаются к Богу с покаянием и верой и приходят в Церковь, чтобы обрести помощь и изменить свою жизнь.
Церковь является общиной исцеления. Почему? Потому что Господь Иисус Христос не только учил (что и продолжает делать Церковь, осуществляя Его служение в истории) — Он исцелял, и не только физически больных, но и душевнобольных, одержимых бесами. И Церковь также продолжает это служение исцеления. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9,12), — сказал Господь.
Если Церковь — община исцеления, то какие люди в нее приходят — здоровые или больные? Ответ очевиден: люди больные. А вообще, есть ли у нас люди абсолютно здоровые? Таких людей нет, ведь даже если человек физически и умственно здоров, то наверняка есть какое-то внутреннее расстройство в его нравственной природе, в его духовном облике. И Церковь, являясь общиной исцеления, где исцеление подается силой Святого Духа, окормляет всех этих людей...
Иногда в адрес Церкви, особенно ее служителей, высказывается критика: вы, мол, не соответствуете идеалу. А разве идеал, особенно христианский, может в полной мере осуществиться в жизни людей без поправки на человеческую слабость, греховность? Такого не бывает. Идеалом христианства является Господь Иисус Христос. В каждом человеке есть грех и есть слабость. Однако мы же не отвергаем помощь врача, если он не в полной мере соответствует врачебному идеалу, но при этом способен помочь. Вот так и в духовной жизни: если священнослужитель и не в полной мере
143
соответствует идеалу, но способен помочь, мы идем к нему и испрашиваем у него помощи и совета и преклоняем главу свою под его епитрахиль, чтобы получить силой Божественной благодати оставление грехов.
Самая большая ошибка и самое большое заблуждение многих критиков — это смотреть на Церковь сверху вниз и со стороны и, подмечая некие несовершенства, строить на этих наблюдениях сокрушительную критику не только Церкви, но и самой веры.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Еккл. 1, 9) — это известные слова Екклесиаста. Церкви неудивительно сталкиваться с акциями, направленными на попрание и поругание святынь и оскорбление чувств верующих. Христианство на протяжении всей своей двухтысячелетней истории переживало различные притеснения — от гонений римских императоров на раннехристианскую Церковь до массовых расстрелов духовенства и верующих в советские годы. А имеющие место в наши дни кампании против публичного размещения христианских символов, которые мы наблюдаем в европейских странах и о которых говорилось выше? Разве это не притеснение христиан под лозунгом светскости государства, доводимой порой до абсурда?
Но все наше церковное сообщество, и сонм духовенства, и активные миряне, не намерено отступать, сворачивать свою деятельность по утверждению нравственных ценностей, евангельских принципов в жизни нашего народа. Мы не намере-
144
ны прекращать миссионерскую работу, проповедь, общественную деятельность. Мы по-прежнему будем заботиться об обездоленных и больных, по- прежнему будем открыто именовать грех грехом. Именно к этому всех нас призвал Спаситель. И Он же предупредил о неизбежности противления Слову Божию, восстания на Церковь со стороны мира.
Сегодня часто публикуются социологические опросы о количестве верующих. Называются разные цифры, сколько на самом деле православных, сколько воцерковленных и так далее. Мы знаем главное: людей, которые слышат или хотят слышать пастырское слово Церкви, в России и других странах Святой Руси — большинство. И ни один из вновь открытых нами храмов не остается пустым. Это, если хотите, тоже социологический факт. А также социологическая закономерность: количество верующих растет в соответствии с количеством храмов.
Мы также видим сегодня, как все больше людей в общественной и политической жизни проявляют твердую нравственную позицию, основываясь на евангельских ценностях. Это люди из совершенно разных социальных слоев, разного уровня образования, достатка, а нередко и различных политических убеждений: правые, центристы и левые, с консервативными или либеральными акцентами в своем отношении к устроению государства и общества. Но все они — чада Церкви. Поэтому я рад видеть, что наше общество становится более восприимчивым к слову о Христе. Это не значит, что нам нужно успокоиться и остановиться на достигнутом. Напротив, это означает, что мы должны
145
работать с еще большей энергией, еще активнее противостоять несправедливости, лжи и пороку, в которые сегодня нередко погружен человек в своей повседневности.
До скончания века Церковь борющаяся, или, как говорили святые отцы, Церковь воинствующая — воинствующая с грехом, — будет осуществлять свое служение. Никогда, повторим, это не будет простым делом, это всегда будет сопровождаться борьбой, и совершать в Церкви борьбу за человеческое спасение будем мы все. Все в прошлом и все в будущем причастны этому великому действу спасения человеческой души — и духовенство, и верующие люди.
И важно, чтобы те, кто смотрит со стороны, осознали и свою сопричастность и как можно быстрее пришли в храм Божий и позицию стороннего наблюдателя сменили на позицию соучастника в великом деле духовного спасения рода человеческого, которое совершается в Церкви и через Церковь Божественной силой.
146
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.