13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Роль Православия в современном мире
Трагедия эпохи постмодерна заключается в том, что рядом с правдой ставится ложь, в одном ряду со святостью — грех. Когда вы обращаетесь к современному человеку, особенно в публичном пространстве, то либеральная часть интеллигенции немедленно отвечает: «А кто будет судить, что добро, а что зло? Вы как Церковь хотите присвоить себе право определять, что такое добро и что такое зло. Мы это в прошлом уже проходили, нас это не устраивает».
Церковь не присваивает себе этого права. В конце концов, определять, что добро, а что зло, должен каждый человек. Но у каждого человека должен быть объективный критерий, и Церковь настаивает на наличии такого критерия. Она утверждает, что в Священном Писании таким критерием являются десять заповедей. Нравственное чувство человека, которое удивительным, таинственным образом скоординировано с этими десятью заповедями, тоже является абсолютным критерием.
Сегодня роль Православия состоит как раз в том, чтобы во весь голос говорить о необходимости этого абсолютного критерия в определении того, что добро, а что зло; о сохранении нравственной природы человека. Мы должны говорить о грехе как о страшной опасности, имеющей отношение
86
к личной жизни человека, к семье, к обществу, ко всей человеческой семье. Наш голос очень многим будет не по душе. От наших слов будут отмахиваться, будут скептически улыбаться, говорить, что мы консерваторы, что мы — вчерашний день. Не надо этого бояться. У апостола Павла есть замечательные слова: ...настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2) — это и есть служение, пророческое служение Православной Церкви миру. При всем том, что оно сегодня не может быть так ярко и громко представлено всем людям, оно тем не менее несет в себе некий залог того, что в роде человеческом останется способность различать добро и зло.
В нашем обществе существует большое количество разных идеалов, взглядов и убеждений, в том числе и не имеющих ничего общего с христианством и тем более с православной верой. Есть взгляды и убеждения, которые импортированы в нашу культуру (и не вчера это произошло, а по крайней мере два-три столетия тому назад), укоренились в ней, но которые по сути своей являются не христианскими, а антихристианскими. Эти идеалы ставят в центр бытия человеческую личность, автономную от Бога, приписывают этой личности право определять, что есть добро, а что зло, и на основании собственного восприятия добра и зла формировать свои отношения с окружающими. Скажите, такая группа людей может избрать Церковь в качестве своего лидера? Ведь в их среде не существует различения греха и святости, самого понятия греха не существует.
87
Проповедь Церкви, которая обращается к людям с призывом преодолеть грех, заглянуть внутрь себя, подвергнуть себя самоанализу, принести покаяние, приблизиться к Богу, исполнять Его заповеди, — это совсем не идеалы той группы людей, которая не разделяет христианских взглядов. Следовательно, может ли Церковь стать лидером для таких людей?
Слава Богу, что Церковь не становится прямым противником, — именно потому, что у Церкви есть пастырское чувство даже к людям, глубоко заблуждающимся, пребывающим в грехе, в том числе и в грехе богоборчества, в грехе кощунства, в грехе отрицания святых и Божественных начал жизни человеческой. Церковь в грешнике не видит врага, но это не значит, что для того, чтобы стать лидером, Церковь должна поощрять грех или интерпретировать свою доктрину таким образом, чтобы она стала угодной и приемлемой для этих людей.
По этому пути пошли определенные протестантские группы на Западе, потеряв в результате Реформации всякую свободу от государства, от власть имущих, оказавшись в подчиненном положении по отношению в первую очередь к тем, кто сосредоточил в своих руках капитал, а значит, и силу. Они использовали христианскую веру для оправдания всего того, что потребно сильным мира сего. Сегодня в такого рода религиозных организациях поддерживается идея легализации гомосексуальных отношений, эвтаназии. Завтра будут поддерживать педофилию, будут поддерживать всё, что прикажут сильные мира сего. И вот такого рода христианские общины называются прогрессивными,
88
передовыми, открытыми. Но Церковь не может обслуживать греховные интересы людей, она всегда остается духовным лидером, голосом, через который величайшие ценности христианского Предания актуализируются в человеческом обществе.
Сегодня Православие испытывает колоссальное давление со стороны враждебных сил. Агрессивный секуляризм и тоталитарный либерализм стремятся при помощи средств массовой коммуникации насадить в сознании наших современников ненависть к Церкви, сформировать отрицательный образ христианина, обвинить пастырей и пасомых во всевозможных нравственных преступлениях, для того чтобы дискредитировать дело Божие. Но Церковь на протяжении двух тысяч лет своего существования неоднократно переживала подобные обвинения. Она преодолеет их и в этот раз, ибо ей устами своего Основателя обещана окончательная победа (см.: Мф. 16, 18). Однако всем нам, и особенно архипастырям, следует помнить слова Христовы: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).
89
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.