Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Хранить духовные и нравственные ценности, которые определил Сам Бог

Сегодня людям навязывается представление о Церкви как о прибежище для невежд и ультраконсерваторов, неспособных к слому своих«средневековых стереотипов мышления», а потому и непригодных для принятия новых европейских ценностей. Изгнание веры из общественного пространства приводит к маргинализации религии, изоляции ее носителей в некоем социальном гетто.

Но консерватизм не препятствует развитию, ведь под консерватизмом понимается не просто сохранение прошлого. Я много раз об этом говорил, сравнивая отношение нормального человека к мусору. Мусор — это тоже продукт прошлого, но мы же не сохраняем мусор, мы его выкидываем. А сохраняем мы то, что ценно для нас. И консерватизм сохраняет ценности. Но возникают очень важные вопросы: какие ценности и кто определяет эти ценности? Консерватизм по природе своей религиозен. Почему? Потому что подлинной ценностью для человека является не та ценность, которую он сам для себя создал, а та, которая определена Самим Богом. Повторю еще раз: Бог есть мерило правды, мерило истины. Когда человек принимает эту ценность как абсолютную правду, защищает

77

 

 

и сохраняет ее, он и является консерватором этой ценности.

Иногда нам говорят, что есть консервативные экономисты и есть либеральные экономисты. Мне кажется, что это не так. Консервативный человек, признающий фундаментальные ценности, которые Бог вложил в природу личности и вообще во все творение, может быть либеральным экономистом, может быть либеральным политиком, но он в то же время будет и хранителем тех ценностей. Либеральные ценности в политике, экономике, в социальной жизни должны предполагать отказ от либеральной идеи в плане человеческой личности. Потому что либерализм в отношении человеческой личности — это неправильно понятая свобода. Это когда ты сам для себя начало и конец, альфа и омега. Но в Священном Писании сказано, что Иисус Христос —Альфа и Омега (Откр. 1, 8).

Я впервые подверг сомнению уместность использования маркера «консерватор» в негативном смысле применительно к отдельным людям во время моего пребывания в Голландии. Будучи еще митрополитом, я посетил эту страну и встретился с различными общественными деятелями. Мы заговорили о положении Католической Церкви в Голландии, и мне сказали: «Да, у нас католическая традиция, только у нас кардинал Утрехтский очень плохой человек». — «А что такое?» «Он ужасный консерватор», — был ответ. Я подумал: «Мне надо обязательно встретиться с этим человеком, чтобы поговорить с ним». Мы встретились. Оказалось, он очень честный архиерей, который сказал мне простую вещь: «У нас есть каноническое

78

 

 

право, есть законы; если священник, который должен быть одиноким в своей жизни, открыто заявляет, что он женатый, то я обязан запретить его в священнослужении. Я это сделал. Меня подвергли полному уничтожению в прессе, повесив вот этот маркер — “консерватор”». Так происходит шельмование.

Консерватор в общественном сознании — непременно негативная характеристика. Прогрессивный человек — это плюс, а консерватор — это минус. Но не надо забывать, что сам институт Церкви консервативен по своей природе. Мы призваны сохранять веру, которая передается при помощи традиции. Если Церковь не хранит Богом данную истину Откровения, а занимается только социальными, философскими и еще какими бы то ни было вопросами, то такая Церковь никому не нужна — эти вопросы и без нее можно прекрасно решать. Главное назначение Церкви — это в том числе хранить духовные и нравственные ценности, которые определил Сам Бог.

Для Церкви это не вопрос некоего маневра — мол, нужно быть более покладистыми, идти навстречу слабостям людей, потому что время такое. Это вопрос принципиальный: быть или не быть Церкви. Мы не можем быть ни более консервативными, ни более либеральными. Мы можем только действовать в рамках Слова Божия.

Другое дело, что мы должны передавать веру в таких категориях — философских, языковых, культурных, — чтобы каждое последующее поколение людей воспринимало христианское послание как актуальное. Поэтому мы должны быть

79

 

 

современными, но отнюдь не в том смысле, чтобы вносить ревизию в само это послание, и тем более в Слово Божие, вычеркивая из Посланий апостолов то, что не нравится, что не соответствует современным стандартам, или перетолковывая Ветхий и Новый Заветы в угоду сложившимся мировоззренческим стереотипам.

Негативное отношение к религии и Церкви обедняет общество, лишает его нравственных установок, следование которым соединяет человека со своим Творцом. Опыт истории диктует нам простое правило: не может быть благополучия в отрыве от нравственных идеалов. Никакого счастья человека в отрыве от нравственных идеалов в принципе быть не может. И мы видим, что сейчас происходит в обществе потребления. Мы потребляем все больше и больше, мы повышаем уровень своего комфорта. Но можем ли мы сказать, что становимся счастливее? Можно ли сказать, что благополучной становится жизнь народов и государств? Мы не можем этого сказать, если под человеческим счастьем мы понимаем не только сумму на банковском счете, а что-то другое, что касается нашей внутренней жизни. Игнорирование нравственных идеалов всегда вело к поражению и гибели человеческих общин, государств и целых империй.

Мы убеждены, что душа человека, по выражению Тертуллиана, «по природе своей христианка». Она чувствует недостаток благодати Божией, страдает от того, что непричастна к источнику вечной радости и счастья. Ведь вера — это сама жизнь. Это не схоластическая схема, не умозрение — это

80

 

 

жизнь. Она наполняет душу человека смыслом, целью и высшим призванием. Вера в своем устремлении к совершенству всегда строится на любви к Богу и ближнему.

Как известно, сердце человека является источником добрых и злых мыслей и поступков. По словам Спасителя, из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления и все то, что оскверняет человека (Мф. 15, 19, 20). Человек как свободное существо волен самостоятельно делать свой выбор в сторону добра или зла. Этот выбор делается нами ежедневно, а из выбора каждого отдельного человека складывается выбор того или иного народа и всего человеческого сообщества. Господь призывает нас всегда делать выбор в пользу добра, даже если, делая такой выбор, мы идем наперекор моде, веяниям времени, правилам политической корректности, стандартам секулярного мира.

По слову преподобного Силуана Афонского, душа, познавшая Господа, невидимо ощущает присутствие Создателя своего и бывает в Нем покойна и радостна. «И чему можно уподобить эту радость? Она подобна тому, как если бы возлюбленный сын из далекой страны после долгой разлуки вернулся в свой отчий дом...»

81


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.