13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Крах философии либерализма
Опыт показывает, что даже самые мощные идеологии, возникшие на основе того или иного философского учения, не живут больше трех, максимум четырех поколений. Они себя исчерпывают, потому что всякое слово человека — это временное слово. Ни одному человеку не дано оказывать влияние на протяжении всей человеческой истории.
Вот почему, изучая философов — и древних, и более поздних времен, — мы с уважением относимся к их интеллектуальному вкладу в сокровищницу человеческой жизни, но при этом ясно понимаем, что для современного человека те древние слова уже не имеют практически никакого значения.
Однако есть философские учения, которые, теряя свой интеллектуальный импульс, переставая интеллектуально пленять человеческое сознание, порождают определенный образ жизни. Так, если говорить о коммунистической идее, то, по крайней мере в нашем российском изложении, в нашей национальной интерпретации, эта идея заимствовала христианскую этику. Вообще, возникло странное явление: марксистская философия Бога отрицала, а этику христианскую при этом заимствовала. И получилось так, что наше общество, формально атеистическое, жило тем
73
не менее по принципам христианской этики. Точнее сказать, господствующие этические взгляды укладывались — может быть, не в полной мере, но все же укладывались — в схему христианских нравственных ценностей. И поэтому все доброе, что было в советское время, в том числе героизм людей, межнациональный мир, который имел тогда место, и многое другое, — было обусловлено не атеистической идеологией, а рудиментарной религиозностью, которая жила в нашем народе и поддерживалась принятой в стране этической системой.
Что касается либерализма, то на первоначальной стадии своего развития это учение было направлено на то, чтобы освободить человека. Действительно, люди нередко жили под тиранией и стремление к свободе было очень сильным. Очень многие люди — честные, умные, глубоко религиозные — поддерживали либеральную идею именно для того, чтобы дать человеку возможность свободного выбора, в том числе религиозного.
Но в какой-то момент в философии либерализма произошел опасный надлом, который, я думаю, и предопределил ее крах. Это отказ от понятия греха, отказ от этики. Философия либерализма, исключив понятие добра и зла, открыла тем самым огромную возможность для человека «законно» грешить. Ведь мы знаем, что в человеческой природе присутствует грех, и в течение жизни человек умножает его своим личным грехом. Как же сознание человека, помраченное грехом, не освобождающееся от греха через покаяние, через очищение, может быть критерием добра и зла?
74
В этом смысле последствия либерализма сегодня и формируют цивилизацию инстинкта, бесконечного потребления. И мы видим, что происходит в этом так называемом обществе потребления, что происходит с человеком, у которого демонтированы всякие нравственные табу.
Что же делать? Это самый важный вопрос, традиционный для нашего человека, для нашего народа. Если Бог дал нам нравственное чувство, мы должны сохранять его, несмотря ни на какие «измы». «Измы» приходят и уходят, и нельзя, чтобы в жизнь народа проникали опасные последствия этих «измов». Для этого важно сохранять ценности, оберегаемые традицией, к которой принадлежит и духовная, культурная традиция, и в первую очередь традиция Церкви. Церковь переносит эти ценности от Спасителя к современной жизни, и она помогает человеку разобраться в том числе и во всех этих философских хитросплетениях.
Впрочем, философские хитросплетения — не самое главное. Куда важнее, что мы делаем в жизни. Жизнь человека должна строиться таким образом, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах не исчезала грань между добром и злом. Если даже по слабости своей, по греховности, по несовершенству мы совершаем дела злые, греховные, важно, чтобы нас укоряла совесть, чтобы опять- таки никогда, ни при каких обстоятельствах голос совести не был в нас заглушен. Тогда Богом заложенный в человека и в человеческую историю механизм саморегулировки, самонастраивания будет работать, предохраняя и личность, и общество, и всю человеческую семью от самых страшных
75
последствий, которые наступают тогда, когда человек перестает различать добро и зло.
Мы почитаем разумными деяния человеческого разума. Мы почитаем разумным правильное управление жизненными процессами, включая политику и экономику. Мы почитаем разумным рачительное отношение к деньгам. Мы почитаем разумным многое, что не является волей Божией, а проистекает из опыта человеческого. И эту человеческую мудрость не нужно с легкостью отбрасывать в сторону. Она должна быть востребована, но только следует помнить, что человеческая мудрость способна послужить благу людей лишь тогда, когда она соединяется с мудростью Божественной, с Божественной истиной.
76
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.