Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Христианофобия

К сожалению, неправильное понимание свободы и достоинства человека приводит нередко к неправильному толкованию человеческих прав. Например, несколько лет назад Европейский суд по правам человека осудил Италию за то, что в классах итальянских школ висит распятие. Критерием суда были «права человека»: распятие в школе, где 90 % детей принадлежат к христианской конфессии, якобы нарушает права религиозных меньшинств. В результате был вынесен несправедливый приговор. Юридическая возможность присутствия данного символа в публичной сфере была защищена только благодаря объединенным усилиям сразу нескольких государств, включая Россию.

Однажды я имел разговор с людьми, которые проживают в одной из западных стран: в школе там нельзя носить крестик, на это нужно получить специальное разрешение школьного руководства. Даже в Советском Союзе не боролись с ношением нательных крестиков. Другой разговор, что вокруг ребенка, который носил крестик, могла создаваться нездоровая среда, — я через это прошел в школе. Требовалось некое мужество, чтобы пойти на медосмотр в школе и не снять с себя крестик, но никто не мог сделать официальный выговор и потребовать от родителей, чтобы я крестик не носил, — и это в атеистическом Советском Союзе!

53

 

 

Если вы приедете накануне Рождества в Великобританию, вы там практически не увидите слова «Christmas» («Рождество»), — вместо него появилось непонятное «Xmas», так как нельзя употреблять слово «Рождество», чтобы не обидеть некие религиозные меньшинства. Спрашиваешь представителей этих меньшинств: «Вас обижает крест в христианской школе?» — «Нет». — «Вас обижает слово “Рождество”?» — «Нет». Значит, дело не в религиозных меньшинствах, а в том, что на основе ложной интерпретации прав человека во многих государствах сегодня устанавливается совершенно новая реальность.

Утверждается, что религиозный контекст не может обеспечить прав и свобод всех религиозных меньшинств, и чтобы обеспечить равные права, следует полностью отделить общественную жизнь от религии, ведь якобы только секулярный контекст обеспечивает равенство прав. Но что в результате происходит? Итог — не секулярный, а антихристианский контекст, как в случаях с Великобританией и Италией. Вместо секулярного и нейтрального пространства мы имеем примеры яркой христианофобии.

Случаи преследования и дискриминации христиан в наши дни приобрели системный характер. Многочисленные свидетельства наглядно показывают, что христианская религиозная община — самая крупная по численности, если говорить о мировом масштабе, — находится в уязвимом положении.

Причем, как хорошо известно, даже положение большинства, которое христиане составляют

54

 

 

в Европе и ряде других регионов, не является достаточной гарантией обеспечения их прав. В Европе, где христианское наследие неотделимо от цивилизационных основ, дискриминация христиан стала в последнее время приобретать отчетливые черты. Разумеется, в европейском контексте речь идет не о физическом насилии или разрушении храмов, однако воинствующий секуляризм проявляет подчас такую нетерпимость ко всему имеющему отношение к христианской культуре, что это вызывает невольную аналогию с советским прошлым.

Самым ожесточенным нападкам в Европе подвергаются представления о моральных нормах, веками хранившихся в духовной традиции. Такая абсолютизация личной свободы в ущерб нравственной ответственности делает христиан врагами политической корректности, уравнивающей грех с добродетелью.

Важно, чтобы сегодня все мы понимали, что во многих странах имеет место христианофобия — не просто отказ от традиционного христианского культурно-исторического контекста, а его замена безбожным и секулярным. Атеистические взгляды в таком обществе можно исповедовать открыто, а религиозные — нет. Не хочу называть страну, но мэр одного города, «цитадели демократии», запретил на Рождество ставить елки на улицах, исходя из той самой философии, о которой я говорил. А вот мэр Иерусалима бесплатно поставил елки для христианского населения своего города. Поэтому всякая ссылка на многокультурность и многорелигиозность, которая сегодня

55

 

 

используется для вытеснения в первую очередь христианской культуры из жизни современного общества, является очень опасным симптомом.

Мы приветствуем внесение проблематики защиты прав христиан в повестку дня ряда международных организаций. В январе 2011 года Европейский парламент принял резолюцию «О положении христиан в свете защиты свободы религии», в которой были осуждены факты преследования христиан в ряде государств. Первым тематическим мероприятием по данному вопросу стала встреча ОБСЕ высокого уровня «Предотвращение и реагирование на инциденты и преступления на почве ненависти в отношении христиан», состоявшаяся в Риме 12 сентября 2011 года.

В Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с ростом проявлений христианофобии в мире от 30 мая 2011 года содержится призыв к «разработке всеобъемлющего и действенного механизма защиты христиан и христианских общин, подвергающихся преследованиям или ограничениям в своей религиозной жизни и деятельности».

Нельзя сказать, что у мирового сообщества нет опыта защиты уязвимых групп, к категории которых в ряде регионов мира можно отнести и христиан. Не одно десятилетие государства борются с расизмом, антисемитизмом, исламофобией и иными подобными явлениями. Эти понятия введены в оборот именно для того, чтобы обеспечить права и свободы соответствующих категорий лиц. Но понятие христианофобии лишь в самые последние годы вошло в политический лексикон.

56

 

 

Именно христиане, как отмечают наблюдатели, сегодня становятся наиболее гонимой религиозной группой в мире. Подход к правам человека, который основан на либеральном понимании свободы, оторванной от нравственной ответственности, демонстрирует свою очевидную неэффективность.

57


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.