Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель

Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, свт. (приписываемое) Подробное изложение веры

ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ», СПБ., 1914, № 1

 

разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу

 

проф. Сагарда Н. И.

Два произведения, ложно надписываемые именем св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского:

 

б) Подробное изложение веры.

Основательными исследованиями норвежского ученого С. P. Caspari 1) и проф. А. А. Спасского 2) установлено, как бесспорный факт, что сочинение κατὰ μέρος πίστις, которое в древности не только монофизитами, но и многими православными считалось произведением св. Григория Чудотворца, в действительности написано Аполлинарием Лаодикийским (младшим),—он дает в нем отчет в своей вере и защищает ее. Последователи Аполлинария, чтобы предохранить это произведение от уничтожения и обеспечить ему распространение, надписали его именем св. Григория Чудотворца, известного своим символом, излагающим учение о Св. Троице, подобно тому, как другие его произведения приписаны были св. Афанасию Александрийскому и Юлию, епископу Римскому. Каспари находит невозможным признать правильность и того взгляда (Horner, Leo Allatius), что основная часть произведения принадлежит св. Григорию Чудотворцу и что к ней потом разными авторами сделаны многочисленные прибавки: не смотря на некоторую нестройность и повторения, произведение по языку и содержанию от начала до конца имеет один и тот же характер и должно быть написано одним автором.

Произведение представляет транитарно-христологический трактат с значительным преобладанием учения о Св. Троице. В тринитарной части Аполлинарий стоит на почве Никейского символа и защищает его основные по-

1) Alte und neue Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaubensregel. Christiania 1879, S. 65—146.

2) Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни. Сергиев Посад 189.5, стр. 134—170.

 

 

112

ложения: «изложенное им учение о Троице православно, чисто и носит на себе печать близкого знакомства с воззрениями и языком св. Афанасия» 1). Но христологические части произведения бесспорно выражают основные положения еретического учения Аполлинария, хотя, должно заметить, что здесь «они не выступают во всей силе и яркости», чем, конечно, и объясняется, что произведение многими православными принималось за подлинное произведение св. Григория Чудотворца: его мысли и учение могли быть поняты в смысле православном 2).

Для перевода греческий текст взят у H. Lietzmann, Apollinaris von Laodicea und seine Schule. Tübingen 1904, S. 167—185.

_______

 

Весьма враждебны и чужды апостольского исповедания те, которые утверждают, что Сын—из несущих и впоследствии привзошел к Отцу из вторичного начала (ἀποστελλομένης ἀρχῆς), и которые то же самое думают о Святом Духе, утверждая, что Сын обожествляется и Дух Святый освящается по дару и благодати, которые имя Сына делают общим [у него] с рабами и так объясняют «перворожденный из твари», как будто и Они подобным же образом из несущего и как будто Он первым сотворен, и которые не исповедуют что Единородный Сын—единственный у Отца, а только дал Самого Себя быть сопричисленным к смертным и в таком смысле считается перворожденным, которые рождение Сына от Отца описывают человекообразно, отмеривая известный промежуток, и не исповедуют безначальным века родителя и рождения, которые вводят три не имеющих между собою общения и чуждых поклонения, тогда как единственное правильное богопочитание то, которое мы имеем, получивши его от начала из закона и пророков, которое утверждено Господом и проповедано апостолами. Не менее чужды л те, которые исповедуют Троицу не поистине из трех Лиц, но нечестиво измышляют в единице тройственность но сложению и Сына считают мудростью в Боге, подобно человеческой в человеке, в силу которой человек является

1) Проф. А. А. Спасский, Историч. судьбы сочин. Аполлинария Лаод., стр. 157.

2) Там же, стр. 162.

 

 

113

мудрым, и Слово объясняют подобию слову, которое произносится или составляется в мысли, по не имеет ни отдельной ипостаси, ни продолжающегося существования.

2. Исповедание же церковное и спасительное для мира есть вера в воплощение Слова, предавшего Самого Себя человеческой плоти, которую Оно приняло от Марии, оставшись однако тем же и по подпершись никакому превращению или изменению в Божестве, но сочетавшись с плотью по подобию человеческому, так что плоть соединилась с Божеством, при чем Божество восприняло страстность плоти во время исполнения таинства. После же разрушения смерти пребывает в святой плоти постоянное бесстрастие и неизменное бессмертие, так как силою Божества воспринята первоначальная человеческая красота и предоставлена всем людям чрез усвоение верою.

3. Если же некоторые и здесь извращают священную веру, или усвояя Божеству человеческое (преуспеяние и страсти и возрастающую славу), или отделяя от Божества преуспевающее и страждущее тело, как существующее собственною жизнью, то и таковые вне церковного и спасительного исповедания.

4. Итак, никто не может знать Бога, если не познает Сына, ибо Сын есть Премудрость, которою все создано; творение же возвещает премудрость, и Бог познается в премудрости. Премудрость же Бодая не такая, какую имеет человек, по совершенная, происходящая от совершенного Бога и всегда пребывающая, но так, как человеческая мысль, которая преходит, и слово, которое произносится и больше не существует. Поэтому Он не только Премудрость, но и Бог, не только Слово, но и Сын. Итак, мыслит ли кто о Боге на основании создания или же научается из божественных писаний, он не может знать или слышать о Нем без Его Премудрости, и право призывающий Бога призывает чрез Сына, и достойно приходящий приходит чрез Христа. Прийти же к Сыну невозможно иначе, как чрез Духа, ибо Дух есть и жизнь и святое образование всего, и посылая Его чрез Сына, Бог уподобляет Себе создание.

5. Итак, един Отец Бог, един Сын Слово, един Дух Жизнь, освящение всего, и ни Бог иной, как Отец, ни Сын иной, как Слово Божие, ни Дух иной, как животворящий и освящающий, а если и святые называются и богами и сынами и духами, то они ни Духом не исполняются, ни

 

 

114

Сыну и Богу не уподобляются. 6. Если же кто станет утверждать, что Сын есть Бог, как исполненный Божества, а не как рожденный из Божества, тот отрекся от Слова, отрекся от Премудрости, потерял знание о Боге, ниспал в почитание создания, держится нечестия эллинов и к нему возвратился, сделался подражателем неверию иудеев, которые, полагая, что Слово от Бога есть сын человеческий, не уверовали, что Он—Бог и не исповедали Сыном Божиим. Но не честиво мыслить Слово Божие как человеческое, и совершенные Им дела пребывающими, когда Оп Сам не пребывает. 7. Если же кто скажет, что Христос совершает все по повелению Слова, тот и Слово Божие сделает недеятельным, и установленный Господом порядок обратит в рабство; ибо раб всякий, кому приказывают, и создание не способно создавать, поелику оно никаким образом не может сравняться с создавшим, чтобы как само создано Им, так же могло создавать и другое. 8. Но далее, если кто скажет, что и Дух Святый есть освященная тварь, то уже не сможет мыслить все освящаемым в Духе, ибо освятивший одно освящает и все. Итак, отрекается от источника освящения, Духа Святого, тот, кто отнимает у Него силу освящать, и этим закроет для себя возможность сочислять Его Отцу и Сыну: оп отвергает и святое крещение и уже не может исповедовать Троицу святою и достопоклоняемою.

9. Ибо или всю Троицу должно мыслить в естественной и истинной славе, или мы будем принуждены говорить об Единице, но уже не Троице, или не должно сочислять Создателю созданных тварей, ни Владыке всего—созданий, ни Освящающему—освящаемого, подобно тому, как и Троице не сочисляется ничто из тварного. Но во имя Святой Троицы [совершается] крещение и призывание и служение; ибо если три славы, то должно быть и три служения у тех, кто нечестиво почитает создания. Если разделяется природа, которой воздается поклонение, то у них должно быт разделено и поклонение. Но с вечным не должно воздавать поклонения тому, что является новым, ибо ново все, что получило начало, тогда как давний и неизмерим Тот, Кто прежде веков. 10. Поэтому полагающий какое-либо начало времени жизни Сына и жизни Святого Духа, тем самым отделяет Сына и Святого Духа от сочисления с Отцем. Ибо, подобно тому, как мы исповедуем единую славу, так должно

 

 

115

исповедовать и единое существо или Божество и единую вечность Троицы. 11. Главное же в нашем спасении—воплощение Слова. Итак, мы веруем, что воплощение Слова совершилось для обновления человечества так, что Божество пребыло неизменным; ибо не произошло ни изменения, ни превращения, ни ограничения в духе по отношению к (святой) Силе Божией, но продолжая оставаться тою же, она и исполнила дело воплощения по спасение мира, и Слово Божие, жительствуя на земле по-человечески, равным образом сохранило свое божественное присутствие во всем, все наполнив, при совершенно особенном срастворении с плотью, и когда происходили страдания по плоти, Сила [т. е. Божество] сохранила свойственное ей бесстрастие. 12. Итак, нечестив тот, кто страдание относит к Силе, ибо Господь славы явился в человеческом образе, восприняв человеческое домостроительство на земле, и Своими делами исполнил закон за людей, а Своими страданиями разрушили страдания, и смертью упразднил смерть, воскресением же воссиял жизнь. Ожидаем и славного пришествия Его с небес ради жизни всего и суда, грядущего воскресения мертвых для воздаяния всем по заслугам.

13. Страшное же дело замышляют некоторые против Святой Тромпы, утверждающие, что нет трех Лип, как бы вводя безъипостасное Лице. Посему мы бежим от Савеллия, говорящего, что один и тот же есть Отец и Сын; он утверждает, что Отец есть глаголющий, а Сын есть Слово, пребывающее в Отце и открывшееся во время творения, потом же, по исполнении его, возвращающееся в Бога. (То же самое он говорит и о Святом Духе). 14. Мы все веруем, что три Лица, имея единое Божество, являются как Отец и Сын и Святый Дух; ибо Божество, свидетельствуемое естественно единым в Троице, утверждает единство естества, поелику это [т. е. божественное естество] является собственным Отцу согласно написанному: един Бог Отец 1), прирождено (πατρῷον) и Сыну, по сказанному: Слово было Бог 2), по естеству присуще и Духу быть Духом Божиим, как говорит Павел: вы— храм Божий, и Дух Божий живет в вас 3). 15. Ибо Лице каждого показывает, что оно существует са-

1) I Кор. VIII, 6. 2) Иоанн. I, I. 3) 1 Кор. III, 16.

 

 

116

мостоятельно и ипостасно; Божество же является собственным Отцу, и когда бы ни говорилось об едином Божестве трех, этим свидетельствуется, что свойственное Отцу присуще Сыну и Духу; так что если будет сказано, что в трех лицах единое Божество, то этим и троичность утверждается, и единство не рассекается, и единство Сына и Духа с Отцем по естеству исповедуется. Нели же кто говорит, что и Лице одно, как и Божество одно, то невозможно, что бы два в едином были [только] как бы единым. 16. Ибо Павел возглашает единым по Божеству Отца и называет единым по господству Сына: един Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и един Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им 1). Итак, (если) един Бог, и Господь един, едино же Лице, поскольку Божество единого господства, то каким образом в нашей вере оказывается «из Которого» и «Которым», как раньше сказано? 17. Но мы утверждаем, не отсекая господства от Божества и не отчуждая одного от другого, но так соединяя, как этого требует дело и истина, и Сына называем Богом вследствие того, что Он собственный Отцу, как образ и рождение, Отца же называем Господом, именем единого Господа, как Начало Его и Родителя. Тоже и относительно Духа, имеющего такое единство с Сыном, какое Сын имеет с Отцем; так что пусть познается Ипостась Отца по именованию [Его] Богом, но пусть не отделяется от сего наименования Сын, как сущий от Бога: пусть познается и лице Сына по наименованию [Его] Господом, но да не отлучается от сего наименования Бог. Который есть Господь, как Отец Господа. Поскольку Сыну принадлежит господство,— Ему, Который чрез Себя Самого сотворил и господствует над сотворенным, а Отцу это еще в высшей степени присуще, как Отцу Господствующего; 18. так и Богом единым мы называем Троицу, но не в том смысле, будто мы познаем единого из сложения трех (ибо все, что составляется из сложения, несовершенно), а так: что есть Отец в смысле начала и рождения, это есть и Сын, образ и рождение Отца. Так что, если кто скажет: каким образом един Бог, если и Сын есть Бог от Бога, то мы скажем, что [это должно понимать] в смысле начала, поскольку Отец—

1) 1 Кор. VIII, 6.

 

 

117

единое начало; а если кто (снова) спросит: как един Господь, если Отец—Господь; мы снова ответим: [Отец сот Господ] поскольку Отец—Сын Господа,—и нам ужо больше по встретится это затруднение. 19. II опять, если нечестивые скажут: как не будут тремя богами три Лица, если Они имеют Божество единым? Мы скажем: потому что Бог есть начало и Отец Сына, а Сей есть образ и рождение Отца и не брат Его, и Дух равным образом есть Дух Бога, как написано: Дух есть Бог 1). 20. И издревле из пророка Давида ясно было, что Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их 2). И в начале [книги] миротворения написано так: и Дух Божий носился вверху воды 3). Павел же в послании к Римлянам, говорит: вы же не в плоти, а в Духе, если только Дух Божий живет в вас 4). 21. И снова он говорит: если же Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела живущим в вас Духом Своим 5). И снова: все, кто водится Духом Божиим, эти суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства снова в боязнь, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва. Отче! 6). И опять: истину говорю во Христе, не лгу, когда свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом 7). И снова: Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, чтобы обогатиться вам в надежде силою Духа Святого 8). И снова говорит, когда пишет к тем же Римлянам: смелее писал вам, отчасти как бы напоминая вам, по благодати данной мне от Бога, чтобы быть мне служителем Иисуса Христа для язычников, совершая благовестие Божие, дабы это приношение язычников было благоприятно, освященное Духом Святым. И так я имею похвалу во Христе Иисусе— то, что относится к Богу; ибо я не осмели-

1) Иоан. IV, 24.         2) Пс. XXXII, 6.       3) Быт. I, 2.

4) Рим. VIII, 9. 5) Рим. VIII, 11. 6) Рим. VIII, 14-15. 7) Рим. IX, 1.     8) Рим. XV, 13.

 

 

118

ваюсь сказать чего-либо такого, чего не совершил Христос чрез меня, в покорение язычников словом и делом, силою знамений и чудес, Силою Духа Божия 1).  И снова: умоляю же нас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа 2). 23. Это написано в послании к Римлянам; в послании же к Коринфянам он пиона говорит: слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша была не в мудрости человеческой, но в силе Божией 3). И снова говорит: как написано: того глаз не видел и ухо не слышало и на сердце человека не взошло, что Бог уготовал любящим Его, а нам Бог открыл Духом Совим; ибо Дух все проницает и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, сущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия 4). И опять говорит: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия 5). 24. Видишь, что всюду в Писании Дух проповедуется Божиим, и нигде не называется созданным. Что же могут сказать нечестивые, когда Господь послал учеников крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа 6)? Бесспорно, что здесь имеются общение и единение, согласно которому должно исповедовать не три Божества и не три господства и не три святыни, но истинно, когда три Лица твердо пребывают,—единство трех; ибо так надлежащим образом может быть выражена вера и в посылающее и в посылаемое, поскольку Отец послал Сына, и Сын посылает Духа,—одно же лицо не может посылать самого себя. Ведь никто не может назвать Отца воплотившимся, ибо то, что заключается в исповедании веры, не совпадает с худым, еретическим учением; по должно, чтобы наши мысли следовали божественным и апостольским догматам, а не так, чтобы наши немощные измышления осиливали догматы божественной веры. 25. Если же скажут; как три Лица и как единое Божество?

1) Рим. XV, 15-19. 2) Рим. XV, 30. 3) 1 Кор. II, 4. 5.

4) 1 Кор. II, 9 — 11. 5) 1 Кор. II, 14. 6) Мф. XXVIII, 19.

 

 

119

Мы скажем им, что три Лица, поскольку одно—Бога Отца, одно—Господа Сына и одно—Святого Духа; едино же Божество, поскольку Сын есть образ Бога Отца, Который един, т. е. Бог от Бога, и Духа равным образом называем Божиим, и это естественно по тожеству сущности, а не по причастью Бога. И едина сущность Троицы, чего нельзя сказать относительно тварей. 26. Ибо не одна сущность Бога и тварей, потому что ничто из последних по своей сущности не есть Бог, по ничто из них но существу и не Господь, но един Бог Отец и един Господь Сын и един Дух Святый, и мы утверждаем, что Троица — единое Божество, единое господство и единая святыня, потому что Отец есть начало Господа, вечно Его родившее, и Господь—первообраз Духа,—таким образом, и Отец—Господь и Сын—Бог и о Боге сказано, что «Дух есть Бог».

27. Итак, исповедуем единого Бога истинного, единое начало, и единого Сына, истинного Бога от истинного Бога, естественно имеющего Отчее Божество, т. е. единосущного Отцу, h единого Духа Святого, по естеству и поистине освящающего и обожествляющего всех, имеющего бытие из сущности Бога; а утверждающих, что или Сын или Дух Святый—создание, анафематствуем; все же прочее исповедуем сотворенным и рабским, созданным Богом чрез Сына (и) в Духе Святом освященным. 28. Еще исповедуем, что Сын Божий соделался сыном человеческим, не по имени, но воистину, принявши плоть от Марии Девы, и что Он есть совершенный Сын Божий и Он же—сын человеческий, единое лице и единое поклонение Слова и плоти, которую Оно восприняло. И анафематствуем творящих различные поклонения, одно божеское и одно человеческое, и поклоняющихся человеку из Марии, как иному но сравнению с Богом от Бога. Ибо мы знаем, что в начале было Слово, и Слово было к Богу и Слово было Бог 1); когда же Он соделался человеком ради нашего спасения, мы покланяемся не как соделавшемуся равным [нам] в равной [с нами] плоти, но как Господу, принявшему образ раба. Исповедуем страдание Господа по плоти, воскресение силою Его Божества, восшествие на небо, славное пришествие Его, грядущего на суд живых и мертвых и вечную жизнь святых.

1) Иоан. 1, 1.

 

 

120

30. И так как некоторые отягчили нас, пытаясь извратить нашу веру в Господа нашего Иисуса Христа, исповедуя Его не Богом воплотившимся, а человеком, соединенным с Богом,—ради этого мы и излагаем исповедание относительно высказанной ранее веры, отрекаясь от ненадежного словопрения. Ибо Бог, воплотившийся в человеческой плоти, имеет чистое собственное действие, будучи умом, неодолеваемым душевными и человеческими страстями и направляя плоть и плотские движения божественно и безгрешно, и не только не удержан смертью, но л разрушает смерть.

31. И Бесплотный во плоти явившийся есть Бог истинный, совершенный истинным и божественным совершенством, не два лица и не два естества; ибо мы не утверждаем, что покланяемся четырем—Богу, Сыну Божию, человеку и Духу Святому. Посему мы и анафематствуем так нечествующих, которые человека полагают в божественном славословии; ибо мы говорим, что Слово Божие соделалось человеком для нашего спасения чтобы мы получили уподобление небесному и обожествились до подобия истинному по естеству Сыну Божию, по плоти же сыну человеческому, Господу нашему Иисусу Христу.

32. Итак, веруем в единого Бога, т. е. в единое начало, Бога закона и Евангелия, праведного и благого, и в единого Господа Иисуса Христа, Бога истинного, т. е. истинный Образ единственно истинного Бога, Творца всего видимого и невидимого, Сына Божия и единородное рождение и вечное Слово, живое и ипостасное и действенное, всегда соприсущее Отцу, и в единого Святого Духа, и в славное пришествие Сына Божия, принявшего плоть от Девы, за нас претерпевшего страдания и смерть, и воскресшего в третий день и вознесшегося на небеса, и в грядущее славное (Его) пришествие, и в единую святую Церковь, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. 33) Исповедуем, что единосущен Отцу Сын и Святый Дух и что едина сущность Троицы, т. е. едино Божество, при чем Отец естественно нерожденный, Сын рожден от Отца истинным рождением, не творением из воли, Дух же Святый, освящающий все создание, вечно ниспослан из сущности Отца чрез Сына. 34. Исповедуем же и воплотившееся Слово и явившееся в плотском рождении от Девы, а не действовавшее [только] в человеке. Имеющих же общение с от-

 

 

121

воргающими выражение «единосущный», как чуждое Писаниям. и с утверждающими, что нечто из Троицы—созданное, и отделяющими от единого естественного Божества, считаем чуждыми и ни с кем из таковых не имеем общения,

35. Един Бог Отец, единственное Божество, Бог же и Сын, истинный образ единого и единственного Божества по рождению и по естеству, которое Он имеет от Отца, «един Господь—Сын, точно так же и Дух, посылающий господство Сына на освящаемое создание. Сын обитал в мире, принявши от Девы плоть, которую Он исполнил Святым Духом в освящение всех нас: предавши же плоть смерти, Он разрушил смерть воскресением в воскресение всех нас и восшел на небеса, в Себе возвышая и прославляя человеков, и во второй раз придет, чтобы восстановить вечную жизнь для нас (верующих и соблюдающих Его заповеди). 36. Един Сын, один и тот же и до воплощения и по воплощении, человек и Бог, то и другое—единое. И не иное Лице—Бог Слово, а иное—человек Иисус, по один и тот же предсуществующий Сын явился соединенным с плотью из Марии, стал совершенным и святым и безгрешным человеком и совершает домостроительство в обновление человечества и спасение всего мира. 37. Бог Отец, будучи совершенным Лицом, имеет совершенное Слово, истинно родившееся из Него, не как слово произносимое и не Сына по усыновлению, как называются сынами Божиими ангелы и люди, но Сына, по естеству Бога; [имеет] и совершенного Духа Святого, от Отца чрез Сына подаваемого усыновляемым, живого и животворящего, святого и освящающего сопричастников Своих, не как дыхание, вдыхаемое человеком, безъипостасное, но от Бога живущее, чрез которое именно Троица покланяема и славима и честна и достопочитаема, когда Отец умопостигается в Сыне, поколику Сын из Него, Сын же прославляется в Отце, поколику Он из Отца, являемого в Духе Святом для освящаемых.

38. А что Святая Троица досточестна, не отделяемая и не отчуждаемая, об этом учит нас Павел, говоря во втором послании к Коринфянам так: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и общение Святого Духа со всеми вами 1). И опять в этом

1) 3 Кор. XIII, 13.

 

 

122

послании показывает, говоря: утверждающий же нас с вами во Христа и помазавший Бог и запечатлевший нас и давший залог Духа в сердца наши 1). Но еще яснее в том же послании пишет так: когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; когда же обращаются к Господу, то покрывало снимается. Господь же есть Дух, а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицом взирая на славу Господню, в тот же образ преображаемся от славы в славу, как от Господня Духа 2). 39. И опять Павел говорит: чтобы смертное было поглощено жизнью; создавший же нас на это самое Бог, давший вам залог Духа 3). И опять говорит: являя себя как служителей Божиих, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах 4) и следующее затем; потом присоединяет, говоря: в благости, в Духе Святом, в любви нелицемерной, в слове истины, в силе Божией 5). Вот и здесь также святой определил Святую Троицу, наименовав Бога и Слово и Духа Святого. 40. И опять говорит: не знаете ли, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Н если кто погубит храм Божий, того погубит Бог 6). И опять: но омылись, (но освятили с), по оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего 7).Я опять: или не знаете, что тела ваши — храм сущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога? Ибо думаю, и я имею Духа Божия 8). 41. И опять, ведя речь и о сынах Израилевых, как крещенных в облаке и в буре, говорит, что все пили одно и тоже духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня, — камень же был Христос 9). И опять говорит: потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, но произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может

1) 2 Кор. I, 21. 22. 2) 2 Кор. III, 15—18. 3) 2 Кор. V, 4. 5.

4) 2 Кор. VI, 4. 5) 2 Кор. VI, 6. 7. 6) 1 Кор. III, 16. 17.

7) 1 Кор. VI, 19. 8) 1 Кор. VII, 40. 9) 1 Кор. X, 4.

 

 

123

назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Есть же разделения дарований, но Дух один и тот же, есть и разделения служений, но Господь один и тот же; есть и разделения действий, а один и тот же Бог, действующий все во всех; но каждому дается явление Духа на пользу. Ибо одному дается Духом слово премудрости, другому же слово знания тем же Духом, иному же вера в том же Духе, (иному дар исцелений тем же Духом), иному же действия сил, иному же пророчество, иному же различение духов, другому же роды языков, (иному истолкование языков). Все же это действует один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как хочет. И как тело одно, по имеет многие члены, и все члены тела, хотя их много, суть одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело 1). И опять говорит; ибо если кто, пришед, проповедует другого Иисуса, Которого мы не проповедовали, или вы получаете иного Духа, Которого вы не получили, или иное благовестие, которого не приняли, то вы справедливо потерпели бы 2). Видишь, что Дух неотделим от Божества, и никто благочестно мудрствующий не может считать Его созданием. 42. В послании же к Евреям он опять пишет так: как мы избежим, вознерадевши о толи ком спасении, которое, получивши начало своего возвещения от Господа, посредством слышавших утвердилось в нас, когда Бог подтверждал знамениями и чудесами и различными силами и раздаянием Духа Святого 3). И опять в том же послании говорит: почему, как говорит Дух Святый, ныне когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне, где искушали. Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Посему я вознегодовал на род сей

1) 1 Кор. XII, 3—13. 2) 2 Кор. XI, 4. 3) Евр. II, 3—4.

 

 

124

и сказал: непрестанно они заблудают сердцем своим, вследствие чего не познали путей Моих, как клялся Я в гневе Моем, что о ни не войдут в покой Мой 1). И тут пусть послушают Павла, никоим образом не отделяющего Духа Свитого от Божества Отца и Сына, но ясно показывающего, что глаголание Святого Духа—было от Лица Божия, и таким образом изречено как бы от Бога, как изложено в вышеприведенных изречениях. Поэтому веруем, что Святая Троица—един Бог и покланяемся Ей согласно засвидетельствованному божественным Писанием, тем более, что и всюду существуют для нас в божественном Писании бесчисленные наставления, которые согласно свидетельствуют апостольскую и церковную веру.

Н. Сагарда.

1) Евр. III, 7— 11.


Страница сгенерирована за 0.14 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.