13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Азим, министр юстиции и духовных дел Турции
Азим, министр Ответ на письмо патриарха Иоакима от 26 мая 1883 г.
В ромейскую патриархию.
Такририй ваш, имеющий в виду измененные два касательно юрисдикции пункта высоких бератов, выдаваемых митрополитам и епископам, получив, я представлял в. везирату.
В этом такририе говорится о том, что, тогда как по древним преимуществам требуется, чтобы митрополитом задерживался епископ, священник, монах и монахиня, когда окажется нужным лично задержать кого-нибудь из них, пункт этот изменен следующим образом: «в случае, если какое-либо из сказанных лиц будет обвиняемо в преступлении, то оно должно быть лично задерживаемо начальством, чтобы подвергнуться следствию и суду, и если будет доказана виновность его, то наказание его исполняется в правительственной тюрьме по лишении его священства митрополитом»; и что равным образом, тогда как по древним преимуществам гражданские судебные дела самих митрополитов, епископов или находящихся под их духовною юрисдикцией) клириков рассматриваются пред шейх-ул-ислами 1), и этот пункт изменен следующим образом: «гражданские судебные дела должны рассматриваться во внешних местах (ἐν τῷ ἐξωτερικῷ) пред священно-судьями». Хотя основание этого заявления опирается на преимуществах, да-
1) Шейх-ул-ислами (σείχ-ȣλ-ισλάμη)—высшее судебное учреждение в Константинополе под председательством шейх-ул ислам.
— 239 —
рованных завоевателем султаном Магометом ханом, однако это заявление не имеет силы, так как не встречается никакого доказательства (каид) 1) или документа (сенет) 2) о предоставлении такого преимущества. Затем, если в прошедшие века были дарованы какие-либо преимущества, и, однако окажется, что в наши дни они не сообразны и непримиримы с общими законами и с правительственными правами, то ясно, что позволительно изменение их сообразно с требованиями обстоятельств и эпохи, т. е. бесспорно и беспрекословно нельзя допустить, будто правительство обязано всячески сохранять древние льготы (мусаадат) 3) вообще и безусловно, как они есть. Кроме того указания на изменения в начальственных постановлениях бератов не верны; потому что постановление выдаваемого митрополитам высокого берата касательно личного задержания в случае нужды митрополитом кого-либо из епископов, священников и монахинь относится к вероисповедным предметам; а по личном задержании какого бы то ни было без исключения лица, обвиняемого в преступлении, суд, осуждение и исполнение над ним законного приговора принадлежат к правам начальства. А так как с некоторого времени в некоторых местах духовные администраторы, злоупотребляя относящимся собственно к церковным наказаниям постановлением бератов и придавая этому постановлению толкование чуждое ясному и естественному его значению, простерлись до того, что стали утверждать, будто личное задержание и наказание и обвиняемых в преступлении священников принадлежит им, и таким образом вторгаются в судебные обязанности; то по этому именно для прекращения таких злоупотреблений в бератах определена принадлежащая судебной власти обязанность, между тем как постановление о том, что митрополиты имеют прямо производить личное задержание и наказывать нарушающих церковные каноны клириков, не изменено ни в одной букве, а осталось, как было; такие же.
1) Каид (καὶδ) — письменное доказательство.
2) Сеает (σενὲτ) — письменный документ.
3) Мусаадат (μȣσααδὰτ) — льгота, уступка, исключение.
240 —
разъяснения сделаны и в бератах предстоятелей прочих вероисповедных общин.
Что касается пункта о соответственном месте суда по гражданским судебным делам митрополитов, то вначале в высоких бератах, выдаваемых митрополитам, говорилось, что всякое судебное дело митрополитов должно рассматриваться в императорском диване 1) и ни в каком другом месте; потом при бывших реформах (тензимат) 2) и при устранении императорского дивана, когда было определено, чтобы случающиеся судебные дела рассматривались пред шейх-ул-ислами, в выдаваемых после того высоких бератах говорилось, что эти судебные дела должны рассматриваться пред шейх-ул-ислами; но, чтобы привлекаемые не подвергались труду отправляться в Константинополь, объяснено, что такие, гражданские и относящиеся чисто к юрисдикции шери судебные дела имеют рассматриваться в местных священносудах согласно с излагаемым в упомянутых высоких бератах основанием. Таким образом не видно, как это изложение и разъяснение противоречит, как вы утверждаете, древним преимуществам и как оно нарушает относящуюся к иерархическому порядку деятельность церковных администраторов и компетентность, какую они имеют, в отношении к исполнению принадлежащих к чисто вероисповедным вопросам наказаний и прочего. Посему, по определению совета министров, е. в. Садразам 3) приказал мне ответным тескере объяснить вам, что к представленному со стороны вашей патриархии заявлению нет никакого повода.
Для чего я и вошел в подробности при изложении вышесказанного.
2 шабана 1300 (26 мая 1299).
(Подпис.) Азим.
1) Диван (διβανιον) —высший государственный совет, высокая порта.
2) Тензимат (τενζιμὰτ), или гатти-шериф (указ священный), изданный 3-го ноября 1839 года, о реформах административных и судебных учреждений в турецкой империи.
З) Садразам (Σαδραζάμης)—великий визир.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.