Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иоаким (Деведзис), патр. Константинопольский

Иоаким (Деведзис), патр. Константинопольский Письмо министру юстиции и духовных дел Турции Азиму от 13 апреля 1883 г.

Е. п. министру юстиции и духовных дел.

1291.

Ваше превосходительство!

Я получил и с надлежащим вниманием прочитал высокое тескере вашего превосходительства от 31 минувшего месяца в ответ на смиренный мой такририй от 19 февраля, в

1) Такририй (τακρίριον)—представление низшего лица или учреждения к высшему.

2) Тескере (τεσκερὲ)—письмо, отношение.

 

 

233

котором говорится о введенных в последнее время изменениях двух пунктов высокого императорского берата, царски выдаваемого архиереям, и касающихся места и формы юрисдикции их и подчиненных им священных лиц, когда случится относительно кого-нибудь из них судебное дело.

В упомянутом высоком тескере вашего превосходительства я увидел приводимое вами основание изменения, т. е., что эти введенные перемены произошла «вследствие установленного согласно с судебными изменениями порядка». Я вместе с находящимися при мне двумя учреждениями, т. е. священным синодом и народным смешанным советом, свидетельствую вашему превосходительству благодарность за то, что вы благоволили объявить мне основание, по которому императорское правительство приступило к этой перемене; но прошу вас с свойственным вам правдолюбивым и законолюбивым расположением вашим дозволить мне заметить, что, по моему и находящихся при мне двух учреждений смиренному мнению, приводимое к оправданию введенных изменений основание нового судебного порядка не может иметь никакой законной силы в отношении к преимуществам, имеющим неприкосновенную силу, и не может быть никакой связи между новым судебным порядком и этим нашим преимуществом, имеющим религиозное начало. По издревле действовавшему в православной церкви каноническому порядку, ваше превосходительство, впадший по человеческой слабости в какой-нибудь проступок или в преступление архиерей судится церковными судами или каким-либо высшим судом, находящимся в столице государства, как изъяснено в моем смиренном такририе от 19 февраля, а предварительно задерживается и в случае осуждения заключается под стражу не в общих местах заключения. Этот церковный порядок наш, как хороший, признал славный и великий завоеватель Магомет, определив, чтобы в таких случаях архиереи судились в столице судом, состоящим—из везирей 1) и казаскеридов 2). А введенное вопреки порядку, имевшему благую

1) Везир (βεζὺρ)—высший гражданский сановник турецкий, член совета министров или государственного совета.

2) Казаскерад (καζβσκερὶς) высший духовный сановник турецкий, член

 

 

234 —

силу в течении веков без всякого вреда народным властям или народному праву, изменение в соответствующих пунктах высокого берата отсылает имеющего судиться архиерея в местные суды, производящие суд по шери (τοῦ σερὶ) ι), т. е. выйдет то, что в мудурликие 2), в каймакамликие 3), в мутессарифликие 4), или и в самом валиликие 5), кади 6) будет судить архиерея и даже присуждать его к заключению в тюрьму; выйдет то, что, по какой-бы причине ни захотело призвать архиерея своеволие какого-нибудь злонамеренного человека, он как привлекаемый должен явиться пред кади и судиться по шери; выйдет то, что митрополит, архиепископ, епископ, архимандрит, игумен, священник будут судиться нахие-наибом 7) по шери. По такому соображению, ваше превосходительство, вместо уничтожаемого древнейшего преимущества освящается некоторый порядок, противный и самому новому судебному порядку, приводимому вашим превосходительством за повод к уничтожению преимущества. Следовательно, не новый судебный порядок подал повод к этому уничтожению.

По изложенным, ваше превосходительство, этим смиренным соображениям, основывающимся на правах, освященных надлежащим образом и имевших силу в течении веков, я принимаю смелость вновь объяснить вашему превосходительству и чрез вас с. и. правительству, что я остаюсь при том, что написано в моем смиренном такририе от 19 февраля, и что вследствие того я не могу согласиться с вами, законным образом настаивая на возвращении к древнему нашему существующему преимуществу.

13 апреля 1883 г.

совета, имеющего председателем самое высшее духовное лицо—шейх ул-исам (старейшину ислама).

1) Шери (σερὶ или σερῆ) —свод основных мусульманских законов.

2) Мудурликий (μȣδȣρλίκιον) — волостной суд под председательством мудира.

2) Каймаяамликий (καιμακαμλίκιον) — уездный суд под председательством каймакама.

4) Мутессарифликий (μȣτεσσαριφλίκιον) — провинциальный суд под председательством мутессарифа.

5) Валиликий (βαλιλίκιον) — губернский суд под председательством вали (губернатора).

6) Кади (καδῆς)—второстепенный судья.

7) Нахие-наиб (ναχιε ναιπὴ) —волостной судья, подчиненный местному кади.


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.