Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Третья грамота п. Досифея государю Петру Алексеевичу от 2 августа 1700 года, в которой он советует царю устроить из Азова порто-франко, соединив Азов с Москвой удобною дорогою, советует обложить мусульман, русских подданных, поголовною податью и пр.

6

Третья грамота п. Досифея государю Петру Алексеевичу от 2 августа 1700 года, в которой он советует царю устроить из Азова порто-франко, соединив Азов с Москвой удобною дорогою, советует обложить мусульман, русских подданных, поголовною податью и пр.

 

Благочестивейшему великому деспоту и тишайшему самодержцу, победителю и победоносцу, превозлюбленному чаду Господа нашего Иисуса Христа, государю, государю Петру Алексеевичу, великому царю и Августу, Досифей епископ апостольское благословение.

Писали вашему святому и Богом утвержденному царствию две грамоты, в одной связке запечатанныя, которыя отдали славному думному и послу Емельяну Игнатьевичу. А понеже единожды восприяли дерзновение глаголати к богомудренной державе вашей, якоже

 

 

29

Авраам к Богу, всеми нужно познаваем быти, дабы и иныя некия дела, которыя видится быти нужныя доносити к божественной вашей державе, а наипаче двизаемые и подвижный сущи от многия ревности, которую имели и имеем к святой и пречестной вашей главе, Богом почтенные.

Тишайшество ваше взял Азов и прочие около его городы, кроме всякаго чаяния: сего ради подобает, дабы и почтил его, чтоб учинилася пристань славная всех торговых промыслов, которые может быти буде изволишь указати, чтоб пошлину не взяли на несколько времени, и хоть и будет пошлина, чтобы была малая, сиречь, и сколько есть богохранимаго града Москвы половина. И от сего две вещи родятся нужныя: перво, яко пойдут тамо многия торговый люди с розными товары, и приидут там многие около живущих народов купити и продати, и будет прибыль царские казны и приобщение человеков и жителей тамошних знакомства сожительства и честь града того. Второе, сколько греки идут чрез польскую землю, чаем, что нынече будут чрез Азов, также и язычные люди—иноземцы, слыша умаление пошлины, приидут и пойдут все чрез ту страну и будет и тем прибыль государства. И хотя и покажется мала пошлина, однакожде зело прибыльная, и понеже люди учнут ходити и сюды и туды множество, а наипаче когда устроится дорога, которая идет к Богом спасаемому граду Москвы, тогда будет великая пристань в Азове торговая, и едва не все протори служивых тех, которыя живут в Азове, от той изберутся, понеже многие есть товары, которыя здесь пригодятся, и да покупают их иноземцы французы, яко суть: кожи, поташ, шерсть и иныя множество. Третие, якоже и жители тамошныя обогатеют от тех торгов, а так будет град славный и укрепляется, и наконец, учинится честь святому и великому вашему царствию во всей вселенней. Второе, агаряне или турки были напрасныя всегда, а ныне наипаче учинилися: сего ради и гарач, или дань, которая прежде сего была во всяких трех месяцев тридесять асприй, учинил его салтан Мурат триста пятьдесят аспри на год, а ныне учинили чтобы дали по четыре золотых червонных первые люди, а средние чтоб дали по два червонных, а нищие по одному червонному. И мыслят они розныя причины и от нищих берут по четыре червонных, а кто не может платити тех денег, тотчас его бусурманят, а иным ничем не уйти. Но и от шестилетних ребят берут дань, которое хотя есть противно дело закону их, понеже кто не имеет четырнадесяти лет возраста своего, дань не доведет-

 

 

30

ся платити, однакожде они ныне берут от малых ребят для того буде не имеют платити, обосурманилися бы, зане закон его, ложнаго их пророка, есть, дабы погодно платили или дань, или обосурманились, или смерть; и для той дани многие терпят, и сидят многие годы, и живут в темницах, и умирают от тех нужд, а которые не могут обосурманиваются и избавляются. Ныне, когда Бог святый дал вам Азов под властию вашею, молим вас, чтобы изволили указати, дабы которые греки приходят в Азов, или в те городы и места, которыя и около Азова суть, и хотят селиться там, дабы они никакую дань не платили, но бы жили вольныя и свободныя. Как услышат убогие греки, как от Чернаго моря, так и от иных стран, будут прибежать многия и жити там, от которых будет великая мзда и великая честь и слава святому вашему царствию и отовсюду явно будет. А при сем дабы учинили указ, что когда сберутся многие греки, чтобы имели волю строить церковь греческую, дабы чли по-гречески, понеже аще и един есть Господь и едино крещение и едина вера, однакожде чтобы всякой веры слышал своим языком и сие есть причина спасения. Изволите смотрети отписи турецкия, по которым платят дань, которые и мы сами платим, и дай Боже, дабы платили и там у вас живущие бусурманы, понеже что дань головная, где сыщут человека по всякаго году, там неотменно правят, где сыщутся, и когда не имеет платити, тогда чтоб он учинился христианин, и буде такой учинится худой христианин, однакожде сын его добрый христианин будет. Потом слышим, что в той стране (т.е. в России) христиане не едят хлеб бусурманов, ниже живут в домах их — и для чего не ести того хлеба, который благословляется знамением Честнаго Креста и бывает благословенный? Надобно жити вместе с ними, чтобы их понудили быти христианом, — и о сем убо тако.

Уповаем слышати и уже слышали, что в Азов святое и богомудрое царство ваше повелел быти митрополиту, а ведется быти и епископом по городам, потому что много епископов, бывает причина, чтоб были добрыя и богомудрыя, и дабы не учиняли тягости царской казны, житие их чтоб было по древнему обычаю кафолической церкви, сиречь смиренное, а наипаче, понеже суть соседи наши, чтобы было и житие их якоже наше. Патриархи и здесь в Цареграде наипаче пеши ходят, архиереи суть нищие и преж сего были, как познавается от историях и от собрания Вселенских Соборов, что так нищие были, что цари их кормили; платья дорогия духовным людем не пристойно, а носили такия платья иконоборцы,

 

 

31

и буде изволишь, прочтите правило шестоенадесять вселенскаго седьмаго собора, которое весьма низвергает. Тем же кротчайший и Богом почтенный святый самодержце место, которое взял мечем своим, почти апостольски, чтобы были и архиерей много и чтобы были нищие, яко же и апостоли, для правления добраго тамошних христиан. Азов, когда будет осмотрен и учинится пристани добрые, тогда многие будут приходити сюды, и отселе пойдут во Иерусалим на поклонение и посмотрят епископи, как и какими трудами христиане живут там. Христиане многие приходят в Царьград и бывает старое сожительство духовных и прочих православных, приходят сюды тамошние люди и что от турков навыкати, понеже их ни во что ставят, зане познавают их ни к чему годны, слабы, нищие, злонравныя и только живут с лукавствами, лестию и прелести, который божественный Божий Промысл и ненавидящие лукавство уповаем скоро разорити их. А боголюбезное царство вашего богомудраго и Богом утвержденнаго великаго царствия, якоже попечение имеюще пристойное о церковном состоянии и радеюще умножение православный веры, Господь Бог да величит, умножит и страшно творит вас супостатом, подавая и святому состоянию и Богом почтенному святому вашему царству многия лета и пресчастливыя.

Писано в Цареграде лета 1700 году, августа в 2 день. Святаго и державнаго вашего царствия нижайший богомолец Досифей, патриарх Иерусалимский.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.