Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Грамота п. Досифея к государю Петру Алексеевичу от 20 июня 1698 года, в которой он сообщает слухи, какие возникли на Востоке по поводу путешествия государя за границу, и затем убеждает царя не заключать мира с турками, но продолжать с ними войну для освоб

3

Грамота п. Досифея к государю Петру Алексеевичу от 20 июня 1698 года, в которой он сообщает слухи, какие возникли на Востоке по поводу путешествия государя за границу, и затем убеждает царя не заключать мира с турками, но продолжать с ними войну для освобождения греков.

 

Досифей милостию Божиею патриарх святаго града Иерусалима и всеа Палестины.

Благостивейший, христианнейший, Богом венчанный, Богом дарованный, Богом хранимый, Богом прославленный, Богом возвеличаемый, державнейший, непобедимый, великий владыко и великий государь, и превысочайший князе, божественнейший и благополучнейший кесарь, победоносче и приснопочтенный всегда Августо и святый царю, государь, государь Петр Алексеевич, всеа великия, и малыя, и белыя Росии самодержец, и иных многих великих стран и преславных земель и препочтенных государств восточных и западных и всеа

 

 

10

северныя страны отчичь и дедичь, и наследник, и государь, и обладатель благополучнейший, во Святом Дусе сыне и владыко возлюбленный и прежелаемый нашего умерения, благодать, мир, милость, спасение и на враги победы молим от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа святому и великому вашему царствию, а от всесвятаго живоподательнаго и Господскаго Гроба помощь, посещение и освещение, мы же, моляще и благословляюще Богом венчанную и святую вашу главу, святым и апостольским лобызанием лобызаем.

Дело святейших патриархов есть, первое, имети попечение о всех церквах, аще бо и раби есмы судьбами, их же весть вседержитель Бог, но пещися нам о святых Божиих Церквах по силе ничто нам не возбраняет, якоже не возбранено было и блаженному Павлу во идолослужительских царствах пещися и труждатися о избранных. А наипаче, все святые жители во вряменах нечестивейших царей насадиша в мире церковь Божию, — сие убо и патриархов есть преизрядное дело. Сего ради великий Максим, протолкуя послание Дионисия Ареопагита к Димофту, разсуждает, яко патриархи суть кафолические церкви по превосходительному слову апостолов наследники. Аще же о всех православных христианех дело есть патриархов первенственное пещися, кольми паче подобает о православных царех сие творити, которые, якоже пишет святейший папа римский Григорий, как писал ко Лву и яко суть главы христиан, а в нынешнем же времени ваше богохранимое царство не токмо есть глава всех христиан, но и единая христианская глава, понеже несть инаго на земли царя православнаго, токмо ты един сам, о пресияющий цвет и пресветлая кафолические и апостольские церкви похвала, честь и венец прехвальный, от православных всех похваляемый и ублажаемый, а от всех еретиков и иноверцов завиствуемый и наветуемый, однакожде непобеждаемый, но надо всеми побеждающий, и непобедим сый и являемый благодатию Спасителя нашего Бога, моляще убо день и нощь, и по царю и пророку рещи, вечер, и утро, и полудне моляще о здравии, и долгоденствии, и на враги о победе вашей Богом величаемой державе, и ожидая избавления роду нашему от содержащего его тиранства, и освобождения пречестных святых мест от нехристианнейших французов.

Кроме всякаго чаяния слышали есмы здесь, яко отшествие учинили есте в странные государства, а причины мы не ведаем, токмо сам единый Бог весть и ваша святая душа, в которой действует преестественно Бог. Обаче мы и весь собор церковный нашего рода и начальники приложили молитвы к молитвам, частыя ектении, пре-

 

 

11

клонение колен в божественных литургиях и прочае, им же благо угождаетца и умолитца Бог, воеже дати вашему христолюбивому державству благое и исполненнаго спасения возвращение во свояси. Поганцы здешные чаяли, что пришествие вашего священнаго тела будет здесь в Византию для всяких дел проведывания, а наипаче, что печешися о художниках и иных потребных ради дел, дабы, сотворив приуготовление довольное, воевати для избавления греков. Агличаня сказали нам и иное слово сладкое делом и имянем, сиречь, яко божественный самодержец северных стран сказал королю английскому, яко в лето 1700-е будет пети молебен внутри святые Софии. Сия убо мы слышаще, и некоторые с нами первенственные и боголюбезные, не могли иное что учинити, кроме того, что имяни Божию воздати славу, и наипаче колени наши преклонити к Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа, яко да видим таких речей исполнение. Но меж тем паки облак черный накрыл солнце надежды нашея и сотвори дни наши дни темности, скорби и печали понеже приехали люди посланные из аглинской и галанской земли, благовествуя здешнему владетельству, яко римский тиран (папа) чрез некоторых своих езувитов писали к здешним своим папистам, яко преславный царь великие Росии побежал с немногими людьми в Англию и оттуду будет и у него. А иные иначе глаголах, и иные инако написали, благовествуяй, яко иногда иноплеменники идолом своим на Израиля противная, и глаголюще, и мудрствующе, и ожидающе о вашей поклоняемой державе, а верховные все исполнения Восточные Церкви и мы сами, пребывающе в мултянской земле, с тамошним боголюбезным господарем господином Костянтином воеводою, который весьма и вовсе держится любовию и страхом Божиим к вашей божественной державе, были в толикой печали, яко от создания мира еще от Бога не видало солнце иных таких печальных, яко нас видело рыдательно воздыхающих из глубины сердца. Но посетил нас Господь Бог и приехал к нам, там в Торговище, некоторой Панагиот, Родиянин называемый, верный раб вашего святаго державства, который сказал нам о вашем величестве некоторые причины пристойны, для каких изволил отшествовати, и притом известил и здравие, и спасение ваше. Того ради утешилися и мы, и христолюбивый господарь от того человека, и чрез грамоты наши утешили и иных, и умножили моление к Богу о вашем величестве, и сие учинилось в мултянской земле.

А понеже наветы арманские и папежские на св. Гроб причина учинилась, что и мы приехали в Адрианополь, и отведали от самых

 

 

12

послов аглинских и галанских вашего тамошняго умножительнаго жития, увещевали и склонили царя немецкаго, сиречь папою венчаннаго кесаря, смиритися с ними, которые, приняв отповедь склонности отселе к тому делу, паки отъехали и опять сюды приехали, и того ради, почитай, что утвердился мир меж салтаном и немцами, и того ради салтан, выехав из дому своего с великим нарядом, итти на немцов, ныне остался. Однакожде везирь ево, в третьей день июня 11-го числа, поехал в Белгород, и с ним поехали здешные послы аглинской и галанской, и имеют такое намерение, чтобы везирь жил в Белеграде, а послы и некоторые из синклита салтанова поехали б далей Белеграду, однаго или двух дней разстоянием, идеже будет генерал и некоторые вельможи немцы для совершения мира. И потом поедет от салтана посол в Вену, а от немцов посол в Царьгород и чают так, что перемирье учинитца на 18 лет, а с ними поехал и хан крымский. И так говорят, что и с венецианами и с поляки будет мир, но сия вся можем терпеть, токмо то есть прегорее и труднейшее всех лекарств и препечальное — от века печаль есть, яко глаголют, что и ваша божественная держава содержится в сем миру. А мы, однакож, чаем, что сии есть басни и вымысл и далеко от истины, понеж ведаем вашу святую главу сущую исполненную разума, мудрости и любви. И так, толикие дела предуготовивши во избавление роду нашего, смиритися будешь, а наипаче имея примеры Моисея онаго и потом Судии и Давыда, которые много трудилися войною об Израиле, и наипаче тех, которые благочестием славные великих имянованных самодержцев греков и оружиями, и проторми, и трудностями многолетными утрудившися о тех, иже в Персиде, и Африке, и Итталии и во иных местех обижаемые православные от нечестивых и наипаче, что ваша божественная держава более есть тех и во всех и весьма непобедимый. Мы убо, о божественнейший и поклоняемый самодержец, ниже будем верити, что ваша святая и христолюбивая душа приимешь такой мир, понеже на православие есть и о противных к православию есть. Того ради ожидаем с Богом, дабы сотворил совершенство тех дел, что начал дело, которое есть всех дел пресвятое и боголюбезное, которое начал, и наипаче, что многие желали сие творити и не могли, понеже Бог хранил сие вашему Богом утверженному царствию. Обаче хотя и все надежды и мы ожидаем чрез ваше сильное царство спасения нашим, однакожде паки молим благоутробнейшую душу вашу, дабы прибавил дело ваше впредь и не победися от человеческих сове-

 

 

13

тов, оставит дело Божие, но поборай о доме и граде Божий и воспоминай, Богом венчаемый, Александрову, Октавиев и самодержцев православных избранных, яко трудившеся мало, оставили великую славу в мир, а православные самодержцы и у Бога апостольски ублажаютца, их же и церковь, для подвигов об ней царей, и архиереов, и хранителей, и отмстителей ея похваляюще имянует. Не опасайся поганцев, но воспоминай моисеевское речение тако: гонит един 1000, а сто гонит тьмы. И да будет достоверная ваша святая душа, яко имеешь поборника Господа нашего Иисуса Христа и яко Бог с нами, кто над нами? И не пекися о том, что паписты смирятся, но воспоминай две вещи: яко Бог хранил сие дело для вашего святаго царствия, ибо хощет Бог православным царем победити врага, яко да будет и царство православное, а не хощет, чтоб еретики владели, зане противны православию. Второе, яко все паписты государи не могут того, что может ваша святая держава, а наипаче что они меж собою никогда могут согласитися, и показало дело многажды, что согласитися хотели, а не могли; но хотя и согласилися когда, но абие друг другу погибли, а хотя кажетца и ныне, что согласуютца, но и сие зависти ради, которую имеют на ваше святое царство. Ваша боговенчанная держава буде бы не воевал, пошел бы хан со множеством татар на Польшу, а с везирем на немцов и конечно победили б их и разорили; но подвигся божественная твоя высокость, хотя и умеренно, однакожде всегда причина учинилась, чтоб татарове жили дома и паписты показалися победителями. Но во всех де-лех не благодарные паписты. Король польской пришол в волоскую землю, но злый зло побежал от немногих татар, и сие явно есть, что буде не задержалися бы татаровя от вашей державы, разорили б папистов. А они вместо благодарения, что сотворили поляки, (когда) опять были в Ясах, и учинилась причина, что столько тысяч благочестивых волохов впали в полон так, что от пятидесят ни один не остался в Польше православным: иных насильствуют, и иных прельщают к папежству или наипаче к безбожству. А добрые люди немцы сербов, которые бежали к ним, будто они друзья святой вашей державе, которые ныне живут около Будина и Комарана, многими вымыслы вымышляют, чтоб их превратить на папежство и наипаче силою и горше сего, что и привилия подает им смирный добрый кесарь, но и тот, который подает, и те, которые около его, не покинули насильство на сербов, а в седмиградской земле тех хотят благочестиваго архиерея отогнати и быть над всеми епископу папежскому.

 

 

14

Того ради неблагодарные и враги папежники вашему святому царствию, но и прочие еретики: агличане и галанцы такие ж суть, ибо, как пишет Великий Василий: июдеи противятся еллином и оба истинному христианству; так и здесь противится папежник кальвинолютераном, а оба истинному христианству. Видяше бо толикие готовости и слышали от святых ваших уст, что хочешь молебствовати во святой Софии, завиствовали и радеют миритися с поганцами, а наипаче в таком времяни, в котором поганцы в таком состоянии пребывают, что и корабли все не могли готовити и посылати на Белое море по обычаю. А схизмато-еретики, для зависти вашему святому царствию, оставят благополучное время победити врага своего и радеют с ними помиритися, ибо и вашу священную высокость почитают, молят, похваляют токмо, дабы помощию вашею победят неприятеля своего, или убежать от нашествия его, а буде увидят вас, что возрастаете и умножаете пределы ваши, тогда завиствуют и наветуют, хотя и не явно, но тайно, по обычаю еретическому, как пишет Соломон в паремии: кусают яко змия в... того ради, имея ваша пречестная душа ведомость о любви их к себе, не верь им, ниже подай святые уши свои советам их, но держися настоящаго святаго дела, а мы по должности пишем сия и уповаем на вашу божественную державу, что всеми образы будешь держатися о настоящем святом деле, и никакой человек не возможет никакими мерами задержати вас от сего святаго предложения. Пишем же и сие доношение и молим, дабы поспешити на сие дело, которое есть на славу Отца, и Сына, и Святаго Духа, единаго по естеству единому Богу, честь же и славу всемирную и вечную святые вашие державы. Паки во Святом Дусе лобызаем ваше божественное, и пречестное, и святое лице и молим Господа Бога, во еже покорити под ноги ваша всякаго врага и супостата.

От Адрианополя лета 1698 июня 20 числа. Досифей милостию Божиею патриарх святаго града иерусалимска.

В той же иерусалимскаго патриарха грамоте цидулка, писана рукою ево патриаршескою, а в ней писано:

Христианнейший и божественнейший владыко! воспоминай, яко Вседержитель Бог не восхотел, дабы Гедеон победил мадианитов со многими, но с небольшими для того, чтоб показалось, что то дело Божие есть. И буде помирятца еретики, довлеет вашей державе победити неприятеля. Смотри, како умалени есми, дань на дань непрестанно просят и в малом времяни не останетца ни патриаршества, ни монастыря, ни христиан; и не остави дела, на которое тебя Бог

 

 

15

призывал, а буде, попущением Божиим, не получим избавления, хотя во время миру радейте, чтоб нам отданы были назад святые места, якоже были напредь сего, как писали и прежде сего к вам с рабом вашим архимандритом Хрисанфом. Внизу приписано: Иерусалимский Досифей.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.